Доклад. Ю.Е.Белов, В.А.Боровенский, А.А.Ямковой, С.А.Романенко “Культурологический аспект исследовательской деятельности алчевских краеведов”

КАРАЧУРИН ФЛЮР САЯРОВИЧ,

 учитель русского языка и литературы ГБОУ ЛНР

«Алчевская гимназия имени В.Н.Онуфриенко»,

руководитель Алчевского городского поискового

отряда имени Салавата Юлаева

Общественной организации

«Союз поисковиков Донбасса»                       

 

          Культурологический аспект

         исследовательской деятельности алчевских краеведв

           (ЮРИЙ БЕЛОВ, ВАСИЛИЙ БОРОВЕНСКИЙ, АНДРЕЙ ЯМКОВОЙ,

     СТЕФАН РОМАНЕНКО)

 

            Краевед, прежде всего, – исследователь,
маленький Колумб. Он влюблён в свой
край, и это помогает ему понять многое,
что недоступно пониманию равнодушных…

В.Бианки.

«Места, где жил великий человек, священны: через сотни лет звучат его слова, его деянья внуками», – эти слова Гёте наполняются особым смыслом при изучении истории края, населённого пункта или большой страны, а также исследовательского и исторического наследия известных жителей.
Каждый человек должен знать историю становления и развития своего края, его культуру, искусство. Такое направление  помогает в большей степени осуществлять уровень культурологического  аспекта, который определяет важный и значимый исторический потенциал, необходимый для всех, а в особенности для  воспитания подрастающего поколения.

Большую и неоценимую помощь в изучении истории места оказывают специалисты, историки, литераторы и литературоведы, поэты, писатели, музейные работники. Весь их труд определяется одним направлением, которое называется краеведением.  Краеведение – одно из эффективных средств исследовательского и  процесса, в котором объединяются познавательные задачи, происходящие при этом естественно, органично. Оживляет работу элемент поиска, исследования, проектирования. Краеведческая работа предоставляет большую возможность реализовать идею многогранных открытий, определяя при этом познавательную активность отдельного человека и всех участников в целом. Значительную часть исследователей родного края называют краеведами.

Край, в котором мы живем – Донбасс – это регион, обладающий уникальным потенциалом. Ни одно важное событие на протяжении столетий не обходилось без решающего слова и дела населения нашего края. Это и разработка и освоение полезных ископаемых, и создание уникальных машин и оборудования, и освоение космоса, и защита родной земли, и достижения в области культуры и спорта.

За каждым событием стоят конкретные люди и трудовые коллективы, которые своими трудовыми, боевыми, спортивными победами и творчеством создавали как историю Донбасса, так и всей страны.

У всех народов во все времена были и есть люди, интересующиеся своим краем, хорошо знающие окружающую их местность, особенности ее природы, истории, быт и обычаи населения, проникающие вглубь времени, как бы извлекая из прошлого новые факты, события, даты, имена.

Краеведение, это не только научная, но еще и важная общественная деятельность. Краеведы занимаются поиском важных определяющих источников по истории родного края: работают в библиотеках, архивах и музеях, проводят исследовательские экспедиции, встречаются с участниками знаковых событий. Они занимаются также и охраной памятников истории, культуры, старины, народных промыслов, распространяют знания о своей местности – проводят выставки, экскурсии, выступают на радио и телевидении, привлекают молодежь к краеведческой деятельности.

Город Алчевск, прошедший огромнейший исторический путь  развития и становления, богат историей, своими известными жителями. Город внёс значительный вклад в развитие не только Донбасса, но и огромнейшего мирового пространства.

Алчевск по праву называют городом металлургов, коксохимиков, строителей, но это и город высокой культуры, пленительной поэзии, писательского, краеведческого начала. Время выдвинуло и отдельных жителей Алчевска, которые своим неординарным вкладом в его развитие, преумножали славу уникальными открытиями, находками, прививая жителям, а особенно подрастающему поколению чувства любви и патриотизма, гражданской чести.

Среди таких алчевцев мы можем называть десятки и сотни имён. Но есть и такие, кто неустанным трудом, вносит вклад в историческую и культурологическую дееспособность города, определяя его особую значимость в мировом пространстве. Среди них особо хочется выделит Юрия Евгеньевича Белова, Андрея Андреевича Ямкового, Василия Афанасьевича Боровенского, Стефана Александровича Романенко, деятельность которых известна и далеко за пределами Алчевска.

 

  ЧТОБЫ ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЛАСЬ…

       (многогранная исследовательская и творческая деятельность Юрия Белова)

«Мне всегда было мало одной жизни… Мало и одного дела. Ну, говорил я себе, нарисую я сотню картин, и что, это все? Или оформлю несколько десятков книг. Ну, напишу еще множество статей. Но ведь этого мало, мало для одной жизни. Ведь она одна, и хочется сделать и успеть гораздо больше.

…Был я и художником, и журналистом, и преподавателем, и историком, и краеведом, и писателем. … Быть только художником мне скучно. У меня множество интересов и дел…»

Так говорит о себе в  книге «Вехи памяти» ее автор Юрий Белов. Еще одно имя в истории культуры Алчевска, которое заслуживает того, чтобы о нем знали и помнили.

Это был действительно разносторонний человек, которому судьбой  отмерен не один талант. Юрий Белов был человеком многогранной деятельности, в которой всё проистекало гармонично тем задачам, которые в исследовательской работе он решал большей частью инициативно, самостоятельно, но с высоким коэффициентом полезного результата. А результат – это уникальные забытые страницы истории, это имена современников и главных двигателей исторического процесса. Пожалуй, даже трудно определить, в чем он проявился больше: в живописи, краеведческих и исторических изысканиях, журналистике и писательских опытах, коллекционировании, музейной и преподавательской работе. Для Юрия Евгеньевича интерес и увлечение каждой из этих сфер перерастали в серьезную, кропотливую деятельность, которой затем были отданы годы. А начиналось со школьной скамьи: занимался в кружке и в изостудии, оформлял школьные стенгазеты и альбомы.

После восьмого класса успешно поступил и окончил Луганское художественное училище. И до армии (тем, кто знал утонченного Юрия Евгеньевича, трудно представить, что призван он был и поначалу служил в танковой части, освоил военную специальность механика-водителя) два года преподавал рисование и черчение в школе. Хотя эта педагогическая стезя привлекала его гораздо меньше, чем работа преподавателя в художественной школе в родном Алчевске после армии.    Своими творческими находками делился с участниками созданной им уже в Луганске изостудии для взрослых, которой руководил два с половиной года.

Никогда и нигде он не расставался с любимым занятием, рисовал всегда и везде, пробуя себя в разных техниках – масло, акварель, гуашь, пастель, уголь, карандаш и разных жанрах – портрет, пейзаж, многочисленные этюды, графика.

Всем известно, что своей жизнью для города, в интересах города, Юрий Белов выступил одним из самых преданных патриотов, у которого слова не разошлись с делом. Подтверждением тому являются сотни публикаций на страницах средств массовой информации, десятки великолепных фундаментальных книг об Алчевске, а уже потом, о различных сферах деятельности Крыма Российской Федерации. Но, главное, в основе его интересов всегда была и оставалась деятельность семьи купца первой гильдии, мецената, промышленника, банкира Алексея Кирилловича Алчевского. Юрий Белов первым в Советском Союзе, а потом в постперестроечном пространстве, громогласно заявил о праве семьи Алчевских на память, на своё исторической место в словарях, энциклопедиях, исследовательских сборниках. В главных энциклопедиях Советского Союза статьи о А.К.Алчевском, о выдающихся членах его семьи,  отсутствовали, их не помещали, поскольку принадлежность к дворянскому сословию, определённому терминами «купец первой гильдии», «меценат», «банкир», а в обобщённом смысле – «буржуй», претили советской идеологии. А жизнь и деятельность его жены – Христины Даниловны Алчевской – и вовсе не представлялась нигде.  Юрий Евгеньевич Белов своей жизнью и исследовательской деятельностью законно подтвердил это, чем тоже заслужил полное право и на память, и на востребованность в истории города Алчевска.

В 1980-е годы Юрий Белов сотрудничает с Ростовским и Донецким книжными издательствами. Иллюстрировал известные произведения русских и зарубежных писателей и поэтов. Среди них «Партская красавица или Валентинов день» В.Скотта, сборник «Копи царя Соломона и Прекрасная Маргарет», «Цветы зла» Шарля Бодлера. Особого успеха возымели его иллюстрации к книге Елены Николаевны Кошевой «Повесть о сыне», которые раскрыли индивидуальный и профессиональный талант художника Ю.Белова, сумевшего воссоединить в одном художественном восприятии воспоминания мамы героя-молодогвардейца и романа советского писателя Александра Фадеева «Молодая гвардия».

Юрий Белов являлся участником многих персональных выставок, особенно частыми были в Луганске в 1980, 1985, 1991 и 1995 годах.

С 1985 по 1997 гг. был научным сотрудником Перевальского районного исторического музея.

В 1989 году впервые за многолетнюю историю бывшего Советского Союза появилась энциклопедическая статья в вышедшем из печати 1-ом томе многотомного биографического словаря «Русские писатели. 1800-1917» в серии биографических словарей «Русские писатели XI – XX веков» о Христине Даниловне Алчевской (страница 52). Впервые был опубликован портрет Христины Даниловны Алчевской, очень милой и обаятельной женщины, писательницы,  народного просветителя. В 1989 году это известие сразу определило исчезновение  запретов на материалы о бывших «буржуях» в средствах массовой информации и книжных изданиях.

Такие события конца 80-х – начала 90-х годов придавали уверенность в успехах дальнейших изысканий и возможных находках.

Наверное, вот такие публикации и стали причиной появления приложения «Коллаж»,  в алчевской городской газете «Огни коммунизма», а позже – «Огни» (с 1989 по 1992гг.), по вопросам истории и культуры, по сей день являющиеся интересными и используемыми в научной и педагогической работе жителями города, учёными, журналистами и педагогами. Инициатором этого знакового газетного материала был Юрий Белов.

Нет той культурологической отрасли, в которой Юрий Белов был бы присутствующим дилетантом. Если это касалось исследовательского научного изыскания, то он был законно востребованным, а результат доказывал ещё и огромнейшую уникальность его находок и открытий. Доказательством тому является переименование Коммунарска в город Алчевск, как дань уважения к памяти основателя – А.К.Алчевского, к которому Юрий Евгеньевич имел непосредственное отношение.

Именно Юрию Евгеньевичу Белову алчевцы обязаны открытием многих неизвестных страниц жизни и деятельности Алексея Кирилловича Алчевского и его супруги Христины Даниловны Алчевской.  Исследования Юрия Белова поражают глубиной и спецификой осведомлённости о методологии исследовательской деятельности на уровне профессиональной. Главное при этом то, что Ю.Белов сам, пешком исходил многие населённые пункты, которые обозначены в биографиях этих известных личностей, по крупицам собирая свидетельства очевидцев, потомков, обычных жителей. Он был неутомимым собирателем древних раритетов, особенно книг и другой печатной продукции, имеющей хоть какое-то отношение к предмету исследования.

Где бы Юрий Евгеньевич не был, какими бы исследованиями он не занимался, готовил публикации для местных газет, которые с удовольствием печатали.

В 1991 году Юрий Евгеньевич Белов был принят в члены Национального Союза журналистов Украины.

Благодаря Юрию Белову много лет назад читатели городской газеты «Огни» узнали о существовании городка Борзна на Черниговщине, в котором родилась личность поистине выдающаяся – будущая спутница жизни Алексея Кирилловича Алчевского, мать его детей, удивительная женщина – Христина Даниловна Алчевская.

Христина Даниловна Алчевская – личность поистине выдающаяся, а именно такой считали Христину Алчевскую многие великие современники, среди которых были Лев Толстой, Иван Тургенев, Антон Чехов, Владимир Короленко, Леся Украинка, Иван Франко, Пантелеймон Кулиш, Михаил Павлик и многие другие. Особые симпатии к Христине Даниловне питали Фёдор Михайлович Достоевский и его супруга Анна Григорьевна: «… мы с женой именно Вас любим,  как правдивое и искреннее умное сердце».  С этими известными деятелями русской и украинской литературы Христина Даниловна переписывалась и встречалась.

В 2008 году выходят из печати его исследования о семье Алчевских и об истории Алчевска: «Алчевские» и «Алчевск». По своей значимости и наличию научных данных, а также приведённых документальных подтверждений,  по популярности и востребованности, книги не имеют пока должного аналога, по сравнению с другими, вышедшими до этого изданиями подобного рода. Книги стали результатом его многолетних исследований, кропотливой работы.

Юрий Белов много лет (до самой кончины) проживал в Судаке, в Республике Крым Российской Федерации. Это тоже не случайно, поскольку не один год исследовал крымский период жизни Ивана Алчевского,  внёс большой вклад в исследование  тайны смерти Дмитрия Алчевского, а в последние годы он собирал материал о нынешних потомках легендарной семьи Алчевских, проживающих в Крыму.

Работая в школе-гимназии Судака, оформил музей истории книгоиздательства от глубокой древности и до наших дней. В этом музее собрана уникальная экспозиция книжных раритетов, которая, благодаря его таланту, знаниям и мастерству, была единственной в постсоветском пространстве. Для этого музея Юрий покупал книги и другую художественную продукцию на собственные сбережения. Его детище – школьный музей – известен далеко за пределами Крыма. Полюбоваться и познакомиться с экспозицией, к нему приезжали известные библиофилы, собиратели книг, коллекционеры, литературоведы, историки.

В 2002 году Юрий Белов стал лауреатом конкурса «Серебряное перо» в номинации «Публицистика» за серию очерков по истории города Судака.

В 2013 году увидел свет внушительный (формат 64х90, 330 страниц) альбом под названием «Вехи памяти», которым «художник, краевед и член Союза журналистов Украины» (так сказано в кратком сопроводительном тексте), видимо, ознаменовал свое 60-летие. Судя по солидности издания, качеству полиграфии и бумаги, Юрию Белову удалось найти достаточно щедрого спонсора.

Чтобы перечислить многообразие деятельности Юрия Белова, его находки и открытия, потребуется не одна газетная страница. Можно сказать утвердительно, что яркая, очень короткая жизнь Юрия Евгеньевича Белова, оборвавшаяся неожиданно и скоропостижно 6 февраля 2016 года, не позволила осуществиться многим его грандиозным планам и проектам.

Английский поэт и культуролог, один из авторитетных литературоведов и эссеистов викторианского периода Мэтью Арнольд сказал:  «Культура – это стремление к благозвучию и свету, главное же, – к тому, чтобы и  благозвучие, и свет преобладали». Это те самые благозвучие и свет, преобладание которых при жизни добивался наш алчевец Юрий Евгеньевич Белов. Его труд во имя нашего города, подтверждённый названием – Алчевск, его книгами, художественными полотнами, многочисленными фотографиями, – есть немеркнущая память и благодарность всем, кто с ним общался, кто с ним пленительно, как и он сам, работал и творил.

 

ПОЛЁТ СТИХА И ПОСТУПЬ ПРОЗЫ

            (второе дыхание строителя, поэта и писателя Василия Боровенского)

Василий Афанасьевич родился на Луганщине – в селе  Второе Белокуракино Белокуракинского района. Детство пришлось на военное время – оно было голодное, трудное. Отец погиб на фронте, а мать умерла в 1984 году.

После семилетки, в 1951 году,  поступил в школу  фабрично-заводского обучения, ФЗО-36. Через 6 месяцев  получил профессию плотника. Работал плотником, бригадиром на строительстве гражданских и промышленных объектов в управлении «Жилстрой» треста «Алчевскстрой». После службы в рядах Советской Армии, в 1961 году, окончил 10 классов вечерней школы рабочей молодёжи. В этом же году поступил в горно-металлургический институт города Алчевска (ныне ДонГТУ-Донбасский государствен-ный технический университет) на строительный факультет, который окончил в 1965 году.

После института В.Боровенский работал мастером, прорабом, начальником производственно-технического отдела управления «Жилстрой». Затем – главным инженером СУ-1 треста «Алчевскстрой».

С 1975 по 1997гг. был начальником отдела капитального строительства (ОКС) Алчевского горисполкома. За этот период по заказу ОКСа при его участии построены 13,5 тысячи квартир, 7 общеобразовательных школ, 9 детсадов, 2 больницы, 2 поликлиники, узел связи, 3 библиотеки, спортивные, коммунальные сооружения, а также  объекты быта. Всего около 400 объектов, освоено более 100 миллионов советских рублей. Для города с населением 117 тысяч человек – это значительные капиталовложения. ОКС считался лучшим в Луганской области.

В городе есть объекты, которые стали для Василия Афанасьевича судьбоносными, в возведении которых он принимал непосредственное участие. Даже содействовал в осуществлении строительства, вопреки уже существовавшему проекту застройки города. Это узел связи, хирургический корпус городской больницы, поликлиника на улице Московской,  детская спортивная школа, детская художественная школа, площадь Советская перед зданием администрации, межшкольный учебно-производственный комбинат (МУПК), первые в городе бассейны в школе №2 и детских садах, дом для учителей и врачей на улице Сарматской, здание городского ЗАГСа, центральная городская библиотека и многие другие объекты.

Жизнь требовала определённой корректировки градостроительства, а В.Боровенский смотрел далеко вперёд, уже тогда учитывал реалии будущего. Если бы не его смелость и решительность, то, возможно, этих объектов в городе сегодня и не было. За такую «самостоятельность» его на соответствующем уровне «прорабатывали», даже пытались блокировать финансирование. Но жизнь доказала, что это был верный профессиональный ход, правильное решение руководителя, который учитывал требования времени и желания жителей, а также подрастающего поколения алчевцев.

Вся жизнь и трудовая деятельность В.А.Боровенского прошли в  Алчевске: он ни разу не увольнялся, за исключением призыва в армию, переводов в СУ-1 и горисполком.

С 1976 по 1990гг. – был депутатом Алчевского городского Совета. С 1990 по 1994гг.- был депутатом Луганского областного Совета, одновременно избирался членом исполнительного комитета Алчевского городского Совета.

С 1997 года Василий Афанасьевич Боровенский на заслуженном отдыхе.

Казалось, имея за плечами огромнейший трудовой стаж, можно было с удовольствием наслаждаться отдыхом. Но В.Боровенский не представляет себя вне  движения, деятельности, не приносящей пользу людям, обществу, городу Алчевску.

В  известных и популярных изданиях много было публикаций об этом неординарном человеке, о его незаурядном феномене – будучи на пенсии, Василий Афанасьевич занялся литературой,  изданием своих произведений. Для начала хотел ограничиться одной лишь книгой поэтических творений: «Откровения» (1999 год, Луганская типография). Через некоторое время, после мучительных размышлений, пришёл к выводу, что способен не только переработать ранние творения, но и создавать стихи, рассказы, повести, даже и романы. Так появилось второе дыхание, ставшее смыслом жизни, движением вперёд. Перед нашим земляком заслуженно открылись двери большого литературного мира, ставшие высоким полётом его востребованности.

За годы творческой деятельности В.А.Боровенский издал около ста книг – это стихотворения, романы, рассказы, повести, научно-популярные и публицистические издания.

Почётный гражданин Алчевска, член городского Совета старейшин, Член Национального Союза журналистов Украины, кавалер множества медалей и советского ордена «Знак Почёта»…

Самый лучший знак доблести для В.Боровенского – это его книги, результат истинного и востребованного любимого дела. Книги Боровенского читают, ими интересуются, читателей волнует их содержательный и нестандартный сюжет.

Своеобразие и широкое мироощущение, способность видеть свою землю, будто из космоса, как частицу нашей многонациональной земли и планеты, умение находить свой народ – в народах, человечество – в человеке – в себе – эти черты его как художника особенно чётко проявляются в его  широко известных исследовательских произведениях: «Алчевск – моя судьба», «История Алчевска», «Алчевск в историческом развитии», «Страницы истории», «Алчевск: годы и люди». В этих книгах  Василий Афанасьевич выступил как беспрецедентный знаток  родного города, как профессиональный краевед. Василия Боровенского отличает особая значимость: он знает историю каждого дома, общественного здания, учебного или спортивного сооружения,  знает моральную и материальную цену каждого городского строения.

В этом году, в 2019, из печати вышла очередная книга нашего земляка – «75 лет Великой Победы в Отечественной войне 1941-1945 гг.». Посвящена она героическому подвигу советского солдата на фронте, разгромившему мировой фашизм, а также беззаветному труженику тыла (рабочему, крестьянину, учёному, конструктору, учителю), без труда которого не было бы Победы.

Престол литературы высок, желающих подняться на него тоже немало. В. Боровенскому удалось оказаться на этой высоте. Его произведениями заинтересовались издательства Российской Федерации! Значить, творчество В.Боровенского волнует друзей, читателей и книголюбов, заставляет завидовать недругов. В этом феномен Боровенского, суть которого в индивидуальном мастерстве и таланте, а главное, в неповторимости и профессионализме!

 

 

                                      И ВНОВЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ БОЙ!..

       (активная жизненная позиция ветерана войны, историка, исследователя,

                                    краеведа, учёного Андрея Ямкового)

Ямковой Андрей Андреевич, родился 10 января 1924 года в с. Подвысокое Новоархангельского района Кировоградской области в семье служащих. Мать – учительница, отец – бухгалтер.

В связи с переездами родителей учился в разных школах. В 1941 году окончил среднюю школу № 1 в городе Тальное Киевской (ныне Черкасской) области с аттестатом отличника. Выпускной вечер в нашем классе состоялся 18 июня 1941 года – за четыре дня до начала Великой Отечественной войны. Поскольку к моменту окончания школы мне не исполнилось 18 лет, я не подлежал призыву в армию и поэтому подал документы в Харьковский авиационный институт. Учиться не довелось, так как началась война. Нас, допризывную молодежь, сформировали в отряды и отправили пешим порядком в тыл. Шли мы не магистральными путями-дорогами, а окольными, чтобы меньше подвергаться бомбежкам. Пришлось прошагать около тысячи километров на восток. В конечном итоге я оказался в городе Куйбышев (ныне Самара) на Волге. Работал на стройке. В мае 1942 года зачислен курсантом 1-й Московской Краснознаменной военно-авиационной школы связи, которая находилась тогда в г. Сызрань (в эвакуации). Окончив ускоренный 6-ти месячный курс обучения, в звании сержанта был направлен на Карельский фронт, где воевал до конца войны. После войны продолжал службу в Азербайджане и на Дальнем Востоке. Демобилизован в мае 1950 года.

В 1950 г . поступил на исторический факультет Киевского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, который закончил с отличием в 1955 году. После окончания аспирантуры (1958 г.) работал заведующим Памятником-музеем освобождения Киева и помощником проректора Киевского государственного университета по заочному и вечернему обучению.

Во время учебы и работы в Киеве (1950-1960 гг.) встречался с видными учеными-историками, писателями и поэтами, артистами и другими выдающимися людьми. Особые впечатления остались от литературных вечеров, на которых перед студентами выступали Максим Рыльский, Владимир Сосюра, Андрей Малышко, Платон Воронько, Вадым Собко, Леонид Первомайский, а также приезжавшие из Москвы Константин Симонов, Михаил Исаковский, Ираклий Андроников и др.

Работая заведующим Памятником-музеем освобождения Киева вел экскурсии, а иногда и доверительные беседы с не менее известными людьми: Н.С.Хрущевым (бывшим членом Военного совета 1 Украинского фронта), бывшим начальником штаба 1 Украинского фронта генералом армии С.П. Ивановым, участником освобождения Киева в 1943 году дважды Героем Советского Союза генералом (впоследствии маршалом) И.И. Якубовским, дважды Героем Советского Союза легендарным партизаном С.А. Ковпаком, семьей генерала Н.Ф. Ватутина, военным министром Польши Марианом Спыхальским, с делегациями из США, Германии (восточной и западной), Италии, Болгарии и других стран. Эти встречи и беседы были очень интересными и памятными, позволяли узнавать такие исторические подробности, которых не найдешь ни в одном учебнике…

С 1960 года до выхода на заслуженный отдых работал старшим преподавателем кафедры социально-гуманитарных дисциплин Донбасского государственного технического университета (бывшего горно-металлургического института) в г. Алчевске. Как историк-краевед и член Национального союза журналистов Украины, является автором и соавтором более 20-ти книг и брошюр по истории Украины, Луганской области, города Алчевска, Алчевского металлургического комбината, Донбасского государственного технического университета (ДонГТУ). Всего опубликовано около 200 научных и методических работ.

За годы работы в ДонГТУ участвовал в научно-теоретических, научно-практических конференциях и республиканских семинарах лекторов общества «Знание» в Белгороде, Волгограде, Днепропетровске, Донецке, Киеве, Лисичанске, Луганске, Львове, Одессе, Полтаве, Ровно, Севастополе, Ужгороде, Челябинске, Чернигове.

Был постоянным участником международных конференций в Волгограде по проблемам российско- и украинско-немецких отношений накануне и в период Великой Отечественной войны и патриотического воспитания молодежи на героических традициях прошлого.

Андрей Андреевич Ямковой в Алчевске был неустанным пропагандистом и популяризатором подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Жители Алчевска с неустанным восхищением читают краеведческие исследования в изданиях, автором которых является А.А.Ямковой. Среди них: «Алчевцы в Великой Отечественной войне. Воспоминания. Очерки» (2007, 2010), «»Ими гордится Алчевск. Краткие биографические очерки» (2013), «Алчевск-96: справочник. Золотые страницы Украины» (1996), «Алчевск: справочник – путеводитель» (2001), «Семья Алчевских» (2001), «Жизнь и деятельность семьи Алчевских: документально-краеведческий очерк» (2004, 2010), «Клим Ворошилов и Луганщина» (2013), «Пётр Арсентьевич Гмыря. Биографический очерк» (2011).

Мы обязаны Андрею Андреевичу Ямковому прекрасными изданиями о памятных местах Донбасса, о Борисе Гринченко, о Луганщине, о Донбасском горно-металлургическом  институте (нынешнем Донбасском государственном техническом университете, об Алчевском металлургическом комбинате, о Коммунарске (нынешнем Алчевске). Каждая из книг нашего земляка – история города, его учреждений, об уникальных тружениках. Это страницы большой истории, в которой Алчевск является значительным ярким звеном созидания и прогресса в большой мировой истории.

В 2015 году из печати вышла книга «Воспоминания», авторами которого значатся Доминикия Афанасьевна Ямковая и Андрей Андреевич Ямковой. Главный инициатор издания, Андрей Андреевич Ямковой поместил в книге воспоминания матери, учительницы по профессии, адресовав его детям и внукам.

В каждом своём издании, А.А.Ямковой щедро делится знаниями и бесценным опытом, адресуя богатый жизненный опыт молодому поколения алчевцев. Он являлся примером неустанного воспитателя патриотизма, великой силы духа, чувства гордости за свою малую родину – наш Луганский край, наш Алчевск…

Награжден орденами Отечественной войны II степени и «За мужество», медалями «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья» и другими (всего 16 медалей). Полковник в отставке, инвалид Отечественной войны II группы.

Член совета ветеранов ДонГТУ и Совета старейшин города Алчевска. Почетный гражданин Алчевска.

19 октября 2016 года на 93-ем году жизни скончался Андрей Андреевич Ямковой.

 

 ЭКСЛИБРИС – КОМПАС В КНИЖНОМ МИРЕ

                            (мир и увлечение алчевца Стефана Романенко)

Другой житель нашего города, Стефан Александрович Романенко, выходец из крестьянской семьи, с первой прочитанной книги, ощутив огромнейший познавательный интерес, начал собирать домашнюю библиотеку,  ставшую для него смыслом и явлением всей жизни. Не имея специального образования, увлекшись чтением, он стал книголюбом, библиофилом, библиографом, краеведом, литературоведом, поэтом, выпустил за свой счёт несколько книжных проспектов и одну небольшую брошюру. Основным направлением в книголюбии для него оказался интерес к истории книжного знака, – экслибриса. Большую часть времени он посвящал созданию собственных экслибрисных сюжетов. Имя книголюба, библиофила, экслибрисиста Стефана Александровича Романенко в советское время было широко известно среди библиофилов, а сегодня его экслибрисы являются достоянием коллекционеров всего мира.

            Стефан Александрович Романенко в июле 1952 года приехал в Алчевске на учёбу из села Романивка Белолуцкого райна Луганщины. А после получения документа об образовании, был принят в качестве  формовщика – литейщика на меткомбинат, откуда и ушёл на заслуженный отдых. Так тезисно можно определить биографию обычного человека, родившегося в СССР, строившего коммунистическое будущее, определяя для себя менталитет жизненного бытия. Казалось бы, так и должно было случиться. Но в жизни у Стефана Романенко было увлечение, которому он всецело посвятил свою жизнь без остатка, все свои материальные сбережения расходовал на формирование личной библиотеки, создавал для себя и своего собрания книжные знаки – экслибрисы.

Экслибрис ( от лат. «из книг») – книжный знак, указывающий на принадлежность книги тому или иному владельцу. Он приклеивается в верхнем углу внутренней стороны переплёта (вместо штампа). Появился первый в мире экслибрис, наверное, с появлением первых книг. До изобретения книгопечатания экслибрисы рисовали прямо на книге. Первым рукописным книжным знаком на Руси считается каллиграфическая виньетка-клеймо игумена Досифея – основателя библиотеки Соловецкого монастыря (XV в.). На Западе, с появлением книгопечатания, книжный знак принимает форму миниатюрного эстампа, оттиснутого с гравированной медной или деревянной доски. Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания. В России экслибрис появился при Петре I.

Как-то, читая книгу библиофила-писателя В.Г.Лидина «Друзья мои – книги», Стефан Романенко встретил необычное слово «экслибрис» (лат. «ex libris»), которое назначением взволновало и заинтересовало. После этого, уже в 1966 году московский художник Николай Иустинович Лапшин, ученик знаменитого В.А.Фаворского, изготовил для алчевца первый в его жизни книжный знак, отображающий профессию и увлечение. С этого экслибриса началось пополнение уникального пристрастия  Стефана Александровича. Для него, по его сюжетам и рисункам, самые известные советские и зарубежные художники-графики исполняли личные знаки книголюба, ставшего к этому времени известным в Советском Союзе библиофилом. А.Юпатов (Рига), М.Паньков (Кемерово), Н. Стрижак  (Ленинград), отец и сын Козловские  (Киев), Т. Волонцевич (Красноярск), В. Кедрин  (Ташкент), Е. Синилов  (Камышин),  Е.Кузнецова  (Пятигорск), Р. Копылов (Нижний Тагил),  В. Усолкин  (Харьков), З. Хаммерманн (Германия) и многие другие – засвидетельствовались экслибрисами на книгах С.А.Романенко.  Такое происходит в исключительных случаях. Срабатывает принцип доверия художника к книголюбу, в увлечении которого рассматривается научно-исследовательский формат. Таким образом, уже к 1997 году собрание С.Романенко достигло двухсот экслибрисов, и на тот момент ему не было равных в мире.

В нынешних условиях компьютерных технологий, Стефан Романенко решил создавать экслибрисы. Оказалось, что талант увлечённого человека безграничен в возможностях. Так, он создал сам для себя ещё более сотни различных сюжетов, которые воплотил в экслибрисе.

До 1980 года не было такого стойкого утверждения, что экслибрис – это искусство художественной графики, так как   сам знак был достоянием материально обеспеченных людей, меркантильным стереотипом, доступным  не каждому. Благодаря таким, как Стефан Романенко, сегодня искусство экслибриса стало закономерной составляющей художественной графики и книжной культуры. В наше время каждый имеет возможность заказать книжный знак для своего, пусть и не великого, собрания.

К творчеству Стефана Романенко и по сей день проявляется живой интерес.

Известный книголюб, член Ассоциации личных библиотек Великобритании, ответственный секретарь английского Общества экслибрисистов, редактор “Журнала книжного знака”, вице-президент Международной ассоциации обществ экслибрисистов, автор книг и статей о современной книжной графике и экслибрисе, профессор Лондонского университета Уильям Батлер  некоторое время назад, в Книге рекордов библиофильства (аналог Книги рекордов Гиннеса) запечатлел нашего алчевца как уникального экслибрисиста из числа рабочих. Кроме С.Романенко в этом издании больше нет упоминания о подобных уникальных владельцах личного книжного знака – экслибриса. Алчевец Стефан Романенко до сих пор единственный из числа рабочих сохраняет в нём законное место и упоминание.

Уильям Батлер считает: «Экслибрис – это естественное продолжение интереса к книге. Он соединяет книгу и искусство». Это утверждение сомнению не подлежит, если взять во внимание многолетнюю работу Стефана Романенко с книгами личной библиотеки.

У коллекционеров экслибриса считается за честь иметь в собрании знаки нашего земляка. Они выставляются  на  аукционах экслибрисов и определяются по значительной денежной сумме и стоимости.

До 1995 года в выставочных экспозициях экслибриса, организованных во многих городах бывшего Советского Союза, были экслибрисы Стефана Романенко. А сам алчевец получал грамоты, сувениры, медали различной пробы за предметы увлечения. В Алчевск (тогда Коммунарск) шли письма из многих городов СССР, адресованные С.Романенко. В эти годы уникальное увлечение алчевца, его собрание стало легендарным в мире коллекционеров. О нём писали лучшие общественные, книговедческие, даже политические издания Советского Союза, пресса стран Европы и Азии.

Стефан Романенко единственный в  бывшем Советском Союзе книголюб, который имеет экслибрисы, посвящённые основателю нашего города и меткомбината Алексею Алчевскому, а также его жене – известному педагогу и поэту Христине Алчевской. В его собрании экслибрисов есть знак только для одной книги – «Маленький принц» А. де-Сент Экзюпери. Эта высокая оценка труда выдающегося французского писателя определяется личным выводом Стефана Александровича: «Произведние этого стоит!» Надо так полюбить произведение, так любить книгу вообще.

О нашем земляке писали лучшие общественные, книговедческие, даже политические издания Советского Союза, пресса стран Европы и Азии. Его экслибрисы и книжное собрание освещались в известных газетах и журналах: «Книжное обозрение», «В мире книг», «Огонёк», «Смена», «Труд», «Правда», «Огни коммунизма» и многих других  изданиях. О нём писали польские, болгарские, немецкие газеты.

Стефану Романенко удалось создать иллюстрированный Каталог личных экслибрисов с биографиями художников и описанием сюжетов. Каталог напечатан на машинке в трёх экземплярах.

Известный краевед, историк Юрий Евгеньевич Белов, бывший верным другом Стефана Александровича, составил Каталог экслибрисов алчевского книголюба, осуществил работу по созданию макета будущей книги, посвящённой экслибрисам Стефана Романенко.  Это уникальное издание сегодня находится только в электронном варианте, не имеющее до сегодняшнего дня аналога. Каталог – свидетельство знакового культурного периода бывшего СССР, когда  книга была в почёте, а чтение литературы в нашей стране было самым актуальным в мире. А вот издать его типографским способом не удаётся.

Да и Алчевск (особенно в недавнем его названии – Коммунарск)  в Советском Союзе, даже во многих европейских государствах, среди книголюбов был известен, благодаря увлечению Стефана Романенко – экслибрисам. Именно в Коммунарск шли письма из разных уголков СССР и стран мирового содружества с просьбой прислать экслибрисы для  выставочных экспозиций. География стран и городов, где экспонировались экслибрисы С.А.Романенко, огромна и велика. Экслибрисы Стефана Романенко сегодня экспонируются в небольшой постоянно действующей экспозиции  Московского музея истории экслибриса. Есть экспозиция в музее истории книгоиздательства Лондонского университета.

Незадолго до кончины, а умер наш земляк 9 декабря 2018 года, он поделился откровенно проблемами: «Моя библиотека по общему каталогу насчитывает 8965 экземпляров. Но в наличии сейчас  имеется где-то одна треть. На это есть веские причины, среди которых самое горестное – переезды. А сейчас, трудное материальное положение заставляет жертвовать собранием – приходится продавать книга, чтобы как-то выживать в этих условиях. Были в моей жизни страшные катаклизмы. Когда шли проливные дожди, потекла крыша. Вода не пощадила книги… При наличии огромнейшей библиотеки,  многие книги сохранить в первозданном состоянии не удалось. Обращение к коммунальщикам положительного результата не дало. Они что-то делали, но, по срокам, не учитывалось состояние моего книжного собрания, а уникальность его вообще никого не интересовала. Мои объяснения и просьбы не воспринимались серьёзно. Получилось, что книга потеряла ценностное значение, а  некогда самая читаемая в мире страна, Советский Союз, с развалом, утратила самый важный «читабельный» менталитет. Глубокая горечь по этому поводу болью отзывается в душе и пульсирует в сердце. Собрание моих экслибрисов перевалило за триста экземпляров. Есть ещё одна боль, которая стала результатом жизненного бытия: у меня нет детей, то есть в наследство собрание оставить некому. Вот и получается, что всё оно уйдёт в небытие, возможно, просто в макулатуру».

Стефан Александрович Романенко очень переживал угасание у нынешнего поколения интереса к чтению. Сам, воспитанный на лучших образцах мировой классической литературы, не имея специального филологического образования, понимал, насколько важно чтение для людей, чтобы не потерять «времён связующую нить», достигнуть известных вершин образованности.

К сожалению, культурные учреждения города не использовали увлечение Стефана Романенко в работе по привитию подрастающему поколению любви к чтению, к книге. А популяризация искусства экслибриса, на примере собрания алчевца, вообще осталась без должного внимания. А ведь и сама форма существования в городе востребованной домашней библиотеки, каталогизированной и системной, – это тоже уникальное явление. Библиотекой Стефана Романенко пользовались специалисты литературы и искусства, а также учителя школ города.

Не хотелось бы, чтобы пропала уникальная библиотека и собрание экслибрисов Стефана Александровича Романенко. В его личной библиотеке много книг с автографами известных поэтов, писателей, художников-графиков. Любая библиотека, пусть даже личная и домашняя, мертва, если она не пользуется спросом у читателей. Книги должны служить людям, служить вечно!

 

       О взаимодействии и взаимосотрудничестве

           алчевских исследователей-краеведов

Все, о ком удалось сделать сообщение, общались друг с другом, делились результатами исследований и открытий. Откровенно делились находками. Мне, как краеведу, учителю, все мои герои помогали пополнять базу данных о предметах интереса. Так, Андрей Андреевич Ямковой сообщил о члене подпольной партийной организации Краснодона А.А.Валько, жизнь и деятельность которого были связаны с большой территорией рудника Жиловки, о Р.П.Юркине, нашедшем убежище в Ворошиловске, когда начались массовые аресты молодогвардейцев в Краснодоне. Много интересных фактов удалось установить об этих героях, в судьбе которых неожиданно появился Ворошиловск (Алчевск). А сведения о том, что в дни освобождения Ворошиловска от немецко-фашистских захватчиков, в городе появился небольшой отряд конников 16-й гвардейской кавалерийской дивизии, помогли раскрыть события переформирования этой легендарной дивизии после ожесточенного столкновения с превосходящими силами противника в 20-х числах февраля 1943 года в районе Петровского и посёлка Штеровки.

Стефан Романенко предложил мне увесистые папки с газетными и журнальными материалами и Сергее Параджанове, о становлении искусства книжного знака – экслибриса в Советском Союзе, о большом рейде 16-й гвардейской кавалерийской дивизии по тылам противника на территории Донбасса в феврале 1943 года.

Такую же помощь оказал и Юрий Белов, предложив материалы о пребывании рыцаря романтического мировосприятия, выдающегося украинского и армянского кинорежиссёра С.И.Параджанова в заключении по сфабрикованному обвинению в Перевальской зоне, недалеко от Коммунарска (нынешнего Алчевска).

Ему удалось в период работы в Первальском музее исследовать ход боевых действий в направлении Дебальцево-Перевальск, в которых принимал участие 7-й гвардейский кавкорпус, в составе которого была и 16-я гвардейская кавдивизия.

Юрию Белову разыскал книги, написанные Х.Д.Алчевской, находившиеся в собраниях жителей нашего города. Многим из них он вернул вторую жизнь, реставрируя и восстанавливая повреждённые страницы в изданиях оригинала.

Василий Афанасьевич Боровенский, как знаток градостроительства Алчевска, всегда с удовольствием делится материалами о строительстве общественных и учебных объектов. Его книги о городе – бесценный источник истории развития нашего города.

 

Наверх