Алчевская Христина Даниловна

Алчевская Христина Даниловна

Алчевская Христина Даниловна (1841-1920) – жена А. К. Алчевского, – педагог-просветитель, блистательный публицист, основоположница методики обучения грамоте взрослых, основатель харьковской женской бесплатной воскресной школы, автор исследований и книг «Что читать народу?» и «Книга взрослых», вице-президент Международной лиги просвещения.

Христина Даниловна родилась 16 апреля 1841 г. в уездном городе Борзна на Черниговщине. Мать ее Аннет – дочь генерала Вуича, героя Отечественной войны 1812 года, крупного помещика, предки которого происходили из сербов и румын.

В своих воспоминаниях Христина Даниловна писала: «Отец мой был учителем уездного училища, а мать внучкою господаря Молдавии – Гика. Она сделала то, что в старину называлось mesallianse: дочь заслуженного генерала, героя двенадцатого года, получившая блестящее образование в Смольном институте, обладавшая большими средствами и замечательным голосом (в бытность свою в Смольном она пела даже несколько раз при дворе), она принесла это в дар скромному учителю, отличавшемуся необычайной красотой и недюжинным умом. Я обожала мою мать, как существо любящее, порывистое, со светлым умом и даром «привлекать сердца людей».

Отец Христины Даниил Журавлев был образованным, но сухим и черствым, ограниченным человеком «бездушным эгоистом», как называла его сама Христина. Он не любил детей, нещадно бил ее братьев и крепостных, несправедливо оскорблял жену. Работая преподавателем уездного училища, он категорически выступал против обучения грамоте женщин, в том числе и родной дочери; старался выбить из ее головы мечты даже об элементарном образовании. «Никто не видел, как, забравшись в уголок одичалого сада, рыдала маленькая девочка, лишенная права учиться, о чем она мечтала. (из воспоминаний Х.Д.Алчевской).

Двое сыновей Журавлевых получили элементарные знания от бедняка-семинариста, в 9-10 лет продолжали обучение в гимназии, а Христине отец категорически запретил учиться даже обычной грамоте.

Необычайные способности девочки, большое желание получить образование было сильнее гнева отца. Стоя под дверью, она слушала уроки чтения, которые давал ее братьям приходящий с этой целью семинарист, выполняла самостоятельно их домашние задания.

Она научилась читать и писать раньше братьев, самостоятельно освоила гимназический курс по их учебникам, писала сочинения, считавшиеся лучшими, сначала для братьев, а затем и для других гимназистов, зарабатывая деньги на пособия для братьев. Закончить же школу или получить систематическое образование она так и не смогла. Такая несправедливость заставила ее поставить себе цель «научить как можно больше женщин грамоте».

Благодаря постоянному самообразованию Христина Даниловна имела глубокие и основательные знания многих дисциплин, прекрасно знала отечественную и зарубежную литературу, стремилась применить свою энергию и знания с пользой для общества, а книги на всю жизнь стали основой ее самообразования.

В 1850 году, когда Христине было девять лет, отца перевели на работу в Курск, где и прошли ее юные годы. В 12-13-летнем возрасте у девочки появляются актерские способности, она выступает на сцене домашнего театра. Драматические способности, видимо, перешли к Христине Даниловне от матери, Аннеты Вуич. Имеются любопытные сведения о представителях этой фамилии. Оказалось, что учитель одного из городов в южной Австрии, Иоаким Вуич, считается «отцом сербского театра». Он составлял театральные труппы и давал представления по разным городам Сербии, знакомя зрителей с лучшими произведениями европейской литературы. Родился он в 1772 году и мог быть родственником ее матери, Христина Даниловна могла и не знать об этом.

Юность Христины (1857-1859 гг.) совпадает с оживлением политической жизни в России, возникновением тайных политических обществ, ставивших целью изменение господствующего строя.

Когда Христине исполнилось 16 лет, умерла ее мать. Облегчало горе девушки чтение, которое в конце концов и привело её в кружки, где велись опасные разговоры, читалась запрещенная литература.

Втайне от отца девушка доставала книги, журнал Герцена «Колокол», однажды даже напечатала свои стихи в «Северной пчеле».

В одном из выпусков этого журнала ее стихотворение прочел молодой Алексей Алчевский и заинтересовался автором так его поразившего стихотворения. Оказалось, это молодая девушка. Начался их роман в письмах. Скромная Христина коротко рассказала Алексею Кирилловичу в письмах о себе, что она до смешного сентиментальна, что тайно плачет над стихотворениями Шевченко, пишет письма Герцену, что она вообще любит писать письма, убегая, таким образом, от одиночества. Они долго писали друг другу нежные письма, впоследствии Алексей приезжает в Курск и, познакомившись с Христиной, убеждается: это Она.

В 1862 г. Христина Даниловна Журавлева и Алексей Кириллович Алчевский поженились и вскоре переехали в Харьков.

На этой фотографии Христина запечатлена вместе с мужем Алексеем Алчевским, своим отцом «деспотом-учителем» (в центре) и старшими братьями. Кто женщина, сидящая справа, неизвестно, но это не мать Аннета Вуич, так как она умерла, когда Христине было 16 лет.

Алчевский в эти годы возглавлял Харьковскую общину «Громада». Её члены способствовали просвещению населения, открывали бесплатные школы, выдавали дешевые популярные книги – «Бабочки», организовывали лекции, шевченковские вечера, встречи с театральными группами, концерты. Христина Даниловна Алчевская была среди них единственной женщиной, ее называли гетманшей. В 1869 г., когда в Харькове было создано Общество распространения грамотности среди народа, она со своими коллегами вошла в его состав.

В Харькове Христина Даниловна стала преподавать в воскресной школе Общества грамотности, но ушла оттуда, так как ее не все там устраивало: «Начальница – женщина весьма недалекая, главной ее заботой был вопрос: «Где поставить шкаф?». Собрания были скучными, учительницы молчали, начальница говорила то, что придет ей в голову… Состав учительниц не менее неудачен — одна учила только в перчатках и под вуалью, другая работала только ради своих детей, третья позволяла себе обзывать учениц «дурами». Все это было мне больно, но я старалась не падать духом… После собрания, на котором один педагог С. высказался о непригодности женщин-преподавательниц и о необходимости их заменить учениками педкурсов, я ответила, что мы создадим школу и докажем, что женщина способна работать… Я отказалась работать в воскресной школе Общества грамотности».

10 июня 1862 года Христина Даниловна открыла свою частную нелегальную женскую воскресную школу (50 учениц), которая действовала на протяжении восьми лет. К сожалению, первые воскресные школы просуществовали недолго. «Высочайшим повелением» от 11 июля 1862 г. они были закрыты вплоть до 1870 г. Но, несмотря на запрет, Христина пригласила всю свою группу к себе на дом и в своей маленькой тесной квартире продолжала начатое дело. Так продолжалось сравнительно долго, так было пережито тяжёлое безвременье.

Официального права на преподавательскую деятельность у Алчевской не было из-за отсутствия диплома, поэтому она работала нелегально. Лишь впоследствии, сдав экзамены по русскому языку, арифметике и Закону Божьему, она получила диплом, а с ним и право преподавания.

22 марта 1870 года после ряда долгих хлопот Х. Д. Алчевской удается вновь открыть в Харькове бесплатную женскую воскресную школу, которая просуществовала почти 50 лет и которую закончили около 20 тысяч человек.

Воскресная школа Алчевских.

До 1896 года школа находилась в помещении 1-го уездного училища, затем построили собственное помещение. Земля, где должна была построена школа, принадлежала дворянину, надворному советнику Ивану Григорьевичу Касперову. Алчевская Х. Д. на свое имя (т.к. школа не имела тогда своего юридического лица) купила у него это дворовое место для Воскресной частной женской школы. В 1896 г. по безвозмездно сделанному проекту академика архитектуры А. Н. Бекетова специальное здание для этой школы было построено. Это была в то время единственная воскресная школа, которая находилась в собственном помещении.

Группа учителей воскресной школы
Занятия в школе, существовавшей на средства Алчевской, позволяли проводить по воскресеньям и в праздничные дни с 10 до 14 часов. Обучение было бесплатным, а учителя работали без вознаграждения. По возрасту ученицы делились на малолетних (10 – 12 лет), подростков (13 – 15 лет) и взрослых (от 16 лет), по подготовке – на неграмотных, полуграмотных (умеют только читать), малообразованных (умеют более-менее писать и читать) и грамотных.
Христина Алчевская в кругу учителей

При входе на первом этаже находился просторный холл для прогулок во время перерыва. Вокруг холла размещались пять классов и гардеробная для учителей. В воскресенье эти классы были заняты ученицами-подростками, а в будние дни в трех из них работала городская школа. На втором этаже располагались классы для взрослых учениц. Самая большая комната верхнего этажа была залом для бесед учителей со взрослыми ученицами, для собраний и школьных праздников. Рядом с залом размещался музей наглядных пособий и ученическая библиотека. На антресолях находился кабинет врача, в подвале – раздевалка для учениц, помещение для сторожей и хозяйственные службы.

К. Д. Алчевская проводит урок чтения в Харьковской частной женской воскресной школе. Начало XX в.

Вся богатая и преуспевающая семья Алчевских жила интересами воскресной школы: старшая дочь и невестка Христины Даниловны преподавали в школе, сын заведовал хозяйственной частью.

Харьковская женская воскресная школа стала образцом образовательных учреждений такого типа. Школа Х. Д. Алчевской не просто обучала. Это было просвещение, связанное с нравственным воспитанием, с внедрением не только новых педагогически методов, но и норм поведения, принципиально отличных от установленных в казенных школах.

При содействии Алчевской воскресные школы возникли во многих городах Украины и России.

Христина Даниловна Алчевская большое внимание уделяла внеклассной работе, прежде всего внеклассному чтению, разработала метод изучения читательских интересов. При школе была создана библиотека и разработаны специальные правила пользования ею. В письме  Л. Толстому Алчевская рассказывала: прежде чем книга поступала к читателям, ее рецензировали, а рецензии заслушивались на педагогическом заседании. После того, как книгу прочитали ученицы разного возраста, учителя выясняли, понравилось ли им прочитанное и все ли понятно в нем. Все это записывалось в школьных тетрадях.

На основе этих многочисленных отзывов, наблюдений, записей, рекомендаций под руководством Алчевской и при ее непосредственном участии была подготовлена и издана трехтомная книга-пособие «Что читать народу?». Выход в свет этого указателя современники считали «чрезвычайным явлением», само издание – «умной книгой», его высоко оценили современники, в числе которых Лев Толстой и Глеб Успенский.

В 1900 г. Христина Даниловна и коллектив учителей ее школы выпустили «Книгу для взрослых». Она использовалась во всех воскресных школах и выдержала 13 изданий.

В 1878 году Алчевские приехали в только что купленную у помещика Алексеевку Славяносербского уезда Екатеринославской губернии (теперь Луганщина).

В округе не было ни одной народной школы, поэтому Алчевская решила на собственные средства построить одноклассную земскую школу и обучать грамоте местных жителей, которые с радостью встретили эту новость.

После всех трудностей, препятствий, вставших на пути создания народной школы, 6 сентября 1879 года она была открыта и Алчевская стала стала ее попечительницей. Школа сохранилась до сих пор, здесь открыт музей Б. Д. Гринченко.

Школа в Алексеевке, открытая Алчевской Х. Д.

Это событие и свои педагогические взгляды и опыт она осветила в работе «История открытия школы в деревне Алексеевка Михайловской волости» (1881 г.): «Мне кажется, что в жизни моей я никогда не присутствовала при таком торжестве, как сегодня. Хотела заснуть и не могу – перед глазами все та же картина: священник в светлой рясе с крестом в руках, за ним толпа детей, веселых, нарядных, за ними толпа народа, благоговейно идущая за всей этой процессией… Народ собрался со всех окрестных деревень, и все они знали, какой ценою купила я это торжество, и пришли порадоваться моей радости…».

Х. Д. Алчевская с крестьянами с. Алексеевка Михайловской волости Славяносербского уезда

Каждое лето приезжала Х. Д. Алчевская на свою дачу в Алексеевку и в глубине сада читала крестьянам книги.

В 1887-1893 гг. в этой школе был учителем Борис Дмитриевич Гринченко – украинский писатель, учёный, переводчик, общественный и политический деятель, автор первого фундаментального «Словаря украинского языка» и многих учебников.

Вся деятельность Христины Даниловны была образцом служения своему народу, просвещению которого она отдала почти шесть десятилетий своей жизни. Её педагогическая деятельность получила всемирное признание на Международном конгрессе частной инициативы в деле народного образования (Франция, 1899 г.). На выставках в Москве, Нижнем Новгороде, Париже, Антверпене, где освещался педагогический опыт Алчевской, ей присуждались высшие награды. В 1910 году ее избрали вице-президентом Международной лиги просвещения, она была членом многих российских и зарубежных просветительных обществ.

Прогрессивная общественность широко отмечала 50-летие педагогической деятельности Христины Даниловны Алчевской. Она получила более 500 поздравлений, в том числе от 64 воскресных школ, а также от педагогов, выпускников, общественных деятелей, работников редакций педагогических журналов и газет.

Но до глубокой старости Алчевская Х. Д. была в немилости у царской власти и только после Окябрьской революции почувствовала заботу о себе: как «известная деятельница народного образования» получила одну из первых персональных пенсий.

Умерла Христина Даниловна Алчевская 15 августа 1920 года в Харькове. На памятнике высечены слова: «Просветительница народа Алчевская Х. Д. 1841-1920 гг.»

Произведения Х. Д. Алчевской:

  • Алчевская Х. Д. Передуманное и пережитое: Дневники, письма, воспоминания. – М.; Тип. Сытина, 1912. – 467 с.; 3 л. порт.
  • Алчевская Х. Д. Полгода из жизни воскресной школы: (Из записной тетради учительницы воскресной школы). – СПб.: Тип. Скороходова, 1895. – 126 с.
  • Алчевская Х. Д. Что читать народу?: Критический указатель книг для народного и детского чтения. Т. 2. – СПб., 1889.

Книги о Х. Д. Алчевской

  • Абрамов Я. В. Наши воскресные школы: их прошлое и настоящее. – СПб., 1900.
  • Абрамов Я. В. Частная женская воскресная школа в Харькове и воскресные школы вообще. – 3-е изд., доп. – М., 1896. – 105 с.
  • Алчевская (урожд. Журавлева) Христина Даниловна // Всемирный биографический энциклопедический словарь. – М., 2000. – С. 24.
  • Алчевская Х. Д .: Биограф. справка // Энциклопедический словарь / Брокгауз и Эфрон. Т. 1. – М.,1991. – С. 218.
  • Алчевська Христина Данилівна [14 (26).IV.1841 -15.VШ.1920] // Українська літературна енциклопедія. Т.1. А – Г. – К.,1988. – С. 48.
  • Алчевська Христина Данилівна // Українська Радянська Енциклопедія. Т. 1. А-Борона. – К., 1977. С. 146.
  • Алчевська Х. Д. // Енциклопедія сучасної України. Т. 1. А. – К., 2001. – С. 401.
  • Гуменюк М.П. Українські бібліографи XIX – початку XX ст.: Нариси про життя та діяльність. – X., 1969 – Алчевська Х. Д., С. 77-87.
  • Достоевский Ф. М. Письма. Т.З. 1872-1877 / Ред. и примеч. А. С. Долинин. – М., 1934. – Письмо к Х. Д. Алчевской от 9 апреля 1876 г., С. 206.
  • Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. Т. 2. /Сост. А. С. Долинин. – М., 1964. – Воспоминания М. А. Александрова, А. Г. Достоевской, Х. Д. Алчевской, С. 293-294.
  • Козуля О. Жінки в історії України. – К., 1990. – Віце-президент [про Алчевську], С. 95-99.
  • Корнейчик І. І. Історія української бібліографії. Дожовтневий період: Нариси. – К., 1971. – С. 188-192.
  • Луговий О. Визначне жіноцтво України. – К., 1994. -Х. Д. Алчевська, С. 271-272.
  • Мазуркевич О. Р. Визначні українські педагоги – народні просвітителі. – К., 1963, – [принедільні школи та діяльність Х. Д. Алчевської], С. 23.
  • Машкова М. В. История русской библиографии начала XX века (до октября 1917 года) : [об указателе Х. Д. Алчевской «Что читать народу?»] – М., 1969. – С. 140-144.
  • Мухін М. І. Педагогічні погляди і освітня діяльність Х. Д. Алчевської. – К., 1979. – 184 с; іл., портр.
  • Огієнко I. Українська культура: Коротка історія культурного життя українського народу. – К., 1991. – Х. Д. Алчевська, С. 210.
  • Пятьдесят лет работы для народа. – М., 1912. – Х. Д. Алчевська, С. 8.
  • Фридьева Н. Я. Жизнь для просвещения народа : [о деятельности Х. Д. Алчевской] – М., 1963. – 100 с.: ил.; 1 л. портр.

Статьи:

  • Белов Ю. Полувековой юбилей / Ю. Белов // Огни. – 2007. – № 26. – С. 4.
  • Бондар Л. Христина Алчевська – організатор освітньої справи в Україні / Л. Бондар // Рідна школа. – 2002. – № 2. – С. 60-62. – Бібліогр. – С. 62.
  • Бондар-Терещенко Л. Так що ж «читати» народові? : [просвітницька діяльність Х. Д. Алчевської] / Л. Бондар-Терещенко // Слово і час. – 1997. – С. 38 – 42.
  • Годы и люди : [Х. Д. Алчевская] // Розовый слон. – 1996. – 23 апреля – С. 3
  • Гомон М. Л. Листи Х. Д. Алчевської до Л. М. Толстого / М. Л. Гомон // Слово і час. – 1991. – № 4. – С. 63-66.
  • Гофф И. А. «Вчера он был у нас»: вокруг одного письма : [о встрече Л. Толстого с X. Алчевской 14 апреля 1884 г. ] / И. А. Гофф // Москва. – 1978. – № 3. – С. 205-207.
  • Грузинская Л. Неотделима от судьбы народной: [cудьба и творчество Х. Д. Алчевской] / Л. Грузинская // 3а металл. – 1991. – 10 апреля.
  • Ковалець Л. Христина Данилівна Алчевська та її школа : [до 160-річчя від дня народження] / Л. Ковалець // Початкова школа. – 2002. – № 3. – С. 72-74.
  • Ковалець (Грузинська) Л. «Праця ідеалістична й велика…» : [до 150-річчя з дня народження Х. Д. Алчевської] // Укр. мова і література в школі. – 1991. – № 11. – С. 84-87.
  • Кокорская О. Х. Д. Алчевская и наш край / О. Кокорская // За металл. – 1990. – 23 мая; 25 мая.
  • Курило В. С. Х. Д. Алчевська та педагогічна думка Східноукраїнського регіону / С. В. Курило, Н. І. Черв’якова // Освіта Донбасу. – 2002. – № 4. – С. 8-9.
  • Негребецкий С. Х. Д. Алчевская — личность и публицист / С. Негребецкий // За металл. – 1990. – 14 декабря; 1991. – 4 января; 16 января; 25 января; 13 февраля.
  • Негребецкий С. Дело жизни : [о Х. Д. Алчевской] / С. Негребецкий // 3а металл. – 2001. – 12 апреля; 19 апреля; 26 апреля.
  • Пелых Л. Страстное слово и благородное дело Христины [Даниловны] Алчевской / Л. Пелых // Наша газета. – 2002. – 12 февраля. – С. 8.
  • Поздняков В. Алексеевскую народную школу Х. Д. Алчевская называла «своей»… школа жива и ныне. / В. Поздняков // Огни. – 2001. – 27 апреля. – С. 5.
  • Шептура Л. Просветительница. / Л. Шептура // РИО – Плюс. – 2006. – 19 апреля. – С. 2.
  • Шептура Л. Мысли вслух: воспоминания Х. Д. Алчевской о народном просвещении / Л. Шептура // Огни. – 2006. – 20 – 26 апреля. – С. 4.
  • Шептура Л. Вела людськість до кращої майбутньої долі / Л. Шептура // Огни. – 2007. – № 12. – С. 4.
Наверх