Алчевский Иван Алексеевич

Алчевский Иван Алексеевич (1876 – 1917 гг.)

Алчевский Иван Алексеевич – оперный певец с мировым именем, один из самых выдающихся представителей музыкальной культуры, лирико-драматический тенор, «Король теноров», как его называли.

Иван Алчевский родился 27 декабря 1876 года в Харькове в Семье Алчевских. Он стал самым знаменитым из всех детей этой семьи.

Отец будущего певца Алексей Кириллович Алчевский был владельцем Торгового и Земельного банков в Харькове. Финансировал Донецко – Юрьевское металлургическое товарищество, основал крупнейший в России Алчевский металлургический завод. Его имя носит город металлургов – Алчевск.

Мать Ивана Христина Даниловна Алчевская – народная просветительница и педагог. Организовав частную недельную школу, она преподавала там по своей методике, отличавшейся от «высочайшего предписания». В 1898 году её избрали вице – президентом Международной лиги просвещения со штаб – квартирой в Париже.

Три поколения Алчевских по материнский линии – прабабушка Елена Вуич, бабушка Анетта Вуич и мать Христина Даниловна – имели хорошие голоса и большую музыкальность. Отец любил поэзию и сам сочинял стихи. Поэтому Ванечка, как называли его в семье, с детства любил петь, а в студенческие годы был активным участником концертов и музыкально-драматических вечеров.

В 90-е годы прошлого века музыкальная жизнь Харькова была чрезвычайно насыщенной. В саду коммерческого клуба (сейчас старое здание оперного театра) проходили симфонические концерты. Музыкальные вечера проходили в домах П. Сокальського, И. Слатина, Алчевского и других деятелей культуры. Вместе с братьями Григорием и Дмитрием, а потом с сестрой Христиной Иван, у которого альт превратился в красивый тенор широкого диапазона, часто участвовал в этих концертах, исполнял песни и романсы.

Сестра Христина Алексеевна Алчевская, с которой у Ивана были теплые дружеские отношения, писала: «Юность его была печальной, какой-то неприспособленной к нашей практической жизни. В этом было что-то такое, что витало над жизнью, что-то от замечательной сказки о принце, который бродит с песней в нашем брутальном мире. Не побывав ни в консерватории, ни в обучении у профессионалов, он с гимназической скамьи пел в церковном трио… Он всегда жил в своем особом мире звуков, мечтаний и образов, который позволял ему «витать над жизнью», чтобы никакие мелочи, хлам и моральный грязь не заносили его чистой красивой души».

Образование и воспитание в семье дали широкое мировоззрение и наложили отпечаток на всю жизнь и деятельность Ивана.

В 1896 – 1901 годах Иван Алчевский учился в Харьковском университете, летние каникулы часто проводил в имении отца в Васильевке (сейчас окраина города Алчевска). Вот каким запомнился васильевскому мальчишке Климу Ворошилову Иван Алексеевич в один из приездов в имение: «Он был тогда студентом и носил студенческую форму. Всем он понравился: был прост, обходителен с рабочими и служащими, часто окружал себя детворой. Мы, ребята, вились около него, и как-то раз он усадил нас и стал петь вместе с нами украинские песни. Голос у него был чудесный, и он пел с огромным воодушевлением. Мы старались подпевать ему кто как мог, и он никому не сделал ни единого замечания. Мы совсем забыли о том, что с нами барин, взрослый человек: было легко и радостно от нахлынувших чувств, от задушевного пения…».

Иван мечтал по окончании университета по примеру своей матери посвятить себя педагогической деятельности, он еще в 1897 году написал: «Я имею твердое намерение после окончания университета стать сельским учителем». Но когда он заканчивал естественное отделение физико-математического факультета Харьковского университета, произошло трагическое событие, изменившее планы и всю его жизнь: банкротство и самоубийство отца.

Чтобы материально поддержать внезапно обедневшую семью, весной 1901 года Иван по совету старшего брата, студента Московской консерватории Григория Алчевского, у которого обучался пению, приезжает в Москву и после закрытого прослушивания в Большом театре выезжает в Петербург.

Братья Алчевские Григорий и Иван

 

1 октября 1901 года Иван удачно дебютировал на сцене Мариинского театра в Петербурге в партии Индийского гостя в опере «Садко» Римского-Корсакова.

Молодого певца зачисляют в штат первой оперной сцены и доверяют сложную партию Фауста в одноимённой опере Гуно. Критики откликнулись положительно: «Это была победа материала, победа голоса, даже отнюдь не вооруженного искусством, ибо школы в ту пору Алчевский не имел никакой…» (Э. Старк).

С этого времени Иван перекладывает на свои плечи содержание воскресной школы, которой руководила его мать.

За четыре года (1901 – 1905 гг.) Иван Алчевский создал на сцене Мариинского театра свыше 20 образов. Выступая в этом театре, он продолжал совершенствовать вокальное и сценическое мастерство под руководством О. Палечека (который назвал его «Рубинштейном в пении») и А. Панаевой-Карцовой. Летом каждого года (с 1902 по 1904 гг.) он обучался вокальному искусству в Париже у Ж. Решке, а затем начал брать уроки пения у солистки Королевского театра «Ла Монне» Фелии Литвин.

Фелия Литвин была племянницей Софьи Александровны Бутаковой – бабушки Сергея Рахманинова по материнской линии. Именно ей – прекрасной постоянной исполнительнице Рахманиновских романсов – композитор посвятил один из своих вокальных шедевров «Диссонанс».

Певица Фелия Литвин

 

Со своим педагогом Фелией Литвин Алчевский выступал в театральном сезоне 1905-1906 гг. в Брюссельском оперном театре «Ла Монне», исполняя партии в операх «Армида», «Альцеста», «Фауст», «Ромео и Джульетта», «Гугеноты», «Лоэнгрин».

Фелия Литвин в опере «Армида»

 

Особым успехом для артиста стало исполнение роли Рауля в «Гугенотах» Д. Мейерберга. Эта роль стала для него коронной.

 

Работа в театре «Ла Моне» была для Алчевского первым шагом к всемирному признанию. В свои 30 лет он становится настоящим мастером оперной сцены.

В это время он выигрывает конкурс на ангажемент в самый лучший в мире лондонский Королевский театр «Ковент-Гарден». Выступает он вместе с прославленными мастерами итальянской сцены Э. Карузо, Л. Тетрацини, М. Баттистини. В опере П. Чайковского «Евгений Онегин» Иван Алчевский поёт партию Ленского с М. Баттистини (Онегин) и Э. Дестиновой (Татьяна).

Маттиа Баттистини в роли Евгения Онегина

 

Знаменитая чешская оперная певица Эмма Дестинова

 

Позже, будучи приглашенным в «Манхэттен-опера» Нью-Йорка, Иван Алчевский исполнял партии в «Наваррянке», «Диноре» и «Фаусте».

Вернувшись в Россию в 1907 году, певец становится солистом частной оперы С. Зимина в Москве. Работает много и напряженно. Критики в то время отмечали, что в Алчевском произошли значительные качественные изменения по сравнению с периодом его работы в Мариинском театре.

Голос певца окреп, приобрёл силу, звучность и блеск. О нём писали: «Господин Алчевский – выдающийся тенор, который в состоянии украсить любую сцену».

Иван обладал абсолютным слухом, замечательной музыкальной памятью, голосом мягкого тембра и обширного диапазона. Нижний регистр был близок к баритоновому звучанию, верхний отличался гибкостью, выносливостью и свободой. Сложные пассажи исполнял легко с тонким ощущением музыкальной фразы. Помимо музыки, Иван Алексеевич увлекался игрой на пианино, пробовал свои силы как драматический актер, а также как симфонический дирижер и постановщик.

 

В 1908 году Ивана Алчевского приглашает Сергей Дягилев для участия в постановке в Парижском театре «Гранд-Опера» «Бориса Годунова». Это была первая постановка во Франции и все партии исполнялись на русском языке российскими звёздами Шаляпиным, Алчевским, Смирновым, Ермоленко-Южиной. Успех был триумфальный! После семи постановок «Бориса Годунова» с Иваном Алчевским был заключён контракт на работу в «Гранд-Опера», где он был солистом с 1908 по 1910 гг.

Работа в «Гранд-Опера» – важная страница в творческой биографии певца. Своим прекрасным драматическим тенором он очаровал требовательную французскую публику. На сцене «Гранд-Опера» он несколько лет пел по-французски. В Париже ему аплодировал даже оркестр.
Триумфальным выступлениям Алчевского за рубежом способствовало знание европейских языков, так как он свободно владел французским, знал немецкий, итальянский и английский языки.

Несмотря на успех за границей, Алчевский стремится на родину. В 1907-1909 годах он выступает с концертами в Москве, Киеве и Харькове. Во время приездов в родной Харьков Иван Алексеевич всегда охотно выступал на школьных вечерах в воскресной школе своей матери. Пел он чаще всего под собственный аккомпанемент.

 

С концертной эстрады прежде всего пропагандировал произведения молодых авторов: С. Прокофьева (романсы «В моем саду», «Кудесник», «Гадкий утенок»), М. Гнесина (в т. ч. посвященные певцу романсы «В последний час», «Когда огонь любви»), Джордже Энеску (цикл из 7 песен, одна из которых посвящена певцу). Репертуар Алчевского включал также романсы М. Глинки, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, C. Рахманинова, Н. Лысенко, Я. Степового, Г. Алчевского, А. Гольденвейзера, К. Дебюсси, М. Равеля, русские и украинские народные песни.

В 1910 году Иван Алчевский вступил в труппу Большого театра и в то же время продолжал сотрудничество с «Русскими сезонами» Дягилева. Выступал с оперными артистами А. Больской, М. Долиной, В. Касторской, В. Кузой, М. Михайловой, В. Петровым и другими.

Париж, Лондон, Марсель, Санкт-Петербург, Москва, Одесса стали свидетелями триумфальных выступлений певца. Современники отмечали непревзойденный уровень исполнения Иваном Алчевским партий вагнеровских опер. Сказывалась великолепная школа Фелии Литвин и польза «Таблиц дыхания», автором которых был Григорий Алчевский. Как и его знаменитая учительница, И. Алчевский брал активное участие в симфонических концертах А. Зилоти, С. Кусевицкого. Исполнял сольные партии в «Колоколах» С. Рахманинова, «Осуждении Фауста» Г. Берлиоза, выступал под управлением Ф. Блуменфельда, Е. Купера, Е. Направника, А. Никиша.

 

В Большом театре Иван Алексеевич добивается постановки «Запорожца за Дунаем», исполняет партию Андрея, одновременно устраивает концерт в Колонном зале Дворянского собрания по поводу юбилея Кобзаря.

Сезон 1912-1913 года Алчевский снова посвятил зарубежным выступлениям. В конце 1912 года побывал в Африке, где дал несколько концертов в городе Алжир. В следующем сезоне, проведенном во Франции, он, как и всегда, активно пропагандировал русское и украинское музыкальное искусство, а летом 1914 года принимал участие в очередном «русском сезоне» в Лондоне на сцене театра «Дрюри-Лейн». Алчевский часто говорил, что из всей мировой музыки ему больше всего по душе родные песни, поэтому он их поет и в Париже, и в Лондоне, и везде.

В перерывах между гастролями он выступает на родине – Киев, Харьков, Ялта, Екатеринослав, Петроград… Поет на одной сцене с Шаляпиным, Собиновым, Неждановой.

 

Начало Первой мировой войны застало певца в Париже. Он разрывает только что подписанный контракт с «Гранд-Опера» и с большим трудом через Средиземное и Черное море возвращается на родину. Здесь он попеременно выступал на московской и петербургской императорской сценах. Такое право в России получали единицы – Ф. Шаляпин, Л. Собинов и И. Алчевский.

 

Не оставляет он в это время и активной концертной деятельности. Следуют триумфальные гастроли в Одессе, Харькове, Екатеринославле, Петербурге, Москве, в начале 1915 года он гастролирует в Ростове.

 

Сезон 1916-1917 года был последним в недолгой жизни артиста, которая оборвалась неожиданно и трагично на 41-м году. Незадолго до смерти, в 1916 году, Иван был у гадалки, которая имела неосторожность сказать, что он умрет, когда на улицах будут баррикады. С этого момента нервный и впечатлительный Иван уже не мог бороться с душевной болезнью, которая подтачивала его давно.

Из-за больших физических и эмоциональных нагрузок Иван Алексеевич в начале 1917 года почувствовал недомогание, связанное с нервным расстройством. В связи с этим он для отдыха и лечения на несколько месяцев отправляется из Петербурга на родину — в Харьков.

Дома ему становится значительно лучше, он дает два блестящих концерта в родном Харькове. В день последнего концерта праздновали именины его сестры Христины Алексеевны. Пел он в этот вечер особенно хорошо. Публика долго и громко аплодировала и никак не хотела расставаться со своим любимцем. Кто мог представить тогда, что слушали его в последний раз.

Весной 1917 года Алчевский принимает приглашение дать гастроли на Кавказе — в Тифлисе и Баку.

После блистательных выступлений в Грузии Иван Алексеевич прибывает в Баку, где в театре братьев Маиловых согласно контракту собирался выступать с 3 по 13 апреля (по старому стилю) в своих лучших партиях: «Гугеноты» (Рауль), «Пиковая дама» (Герман), «Кармен» (Дон Хосе), «Аида» (Радамес), «Жидовка» (Елизар) и «Ромео и Джульетта» (Ромео).

Гастроли начались с громадным успехом. У обозревателя местной газеты «Баку» «не нашлось слов», чтобы писать «о том восторге, который вызвал у своих слушателей Алчевский, о бурных аплодисментах… которыми… сопровождались все исполненные им нумера, о бесконечных вызовах, овациях и прочее…».

Однако никто и не подозревал, что великому певцу осталось жить считанные дни. Он чудесно пропел несколько спектаклей. В перерывах нервозность его доходила до бреда и галлюцинаций. Но во время исполнения он каким-то сверхчеловеческим усилием воли овладевал собой и поражал публику уверенностью и мастерством. Однако болезнь прогрессировала, и после одного из спектаклей его в бреду и практически без сознания увезли из театра в центральную Михайловскую больницу Баку. В Харьков срочно была послана телеграмма его матери о его опасном заболевании. Несмотря на все усилия врачей, Ивана Алексеевича Алчевского спасти не удалось.

26 апреля (10 мая) 1917 года Иван Алчевский закончил свои дни. Его тело перевезли в Харьков и похоронили рядом с отцом в семейном склепе на городском кладбище. Огромная толпа людей шла за его гробом, провожая в последний путь своего кумира. Во время похорон над его могилой вдруг запел соловей … Казалось, что пел не соловей, а душа умершего певца…

Христина Алчевская посвятила брату замечательное стихотворение, которое зачитал на похоронах студент университета.

Мать Христина Даниловна пережила сына на 3 года. До последнего дня она не расставалась с его портретом.

За неполные 16 лет творческой жизни гениальный певец создал на сценах лучших театров более 55 сложнейших образов, среди которых как лирические, так и драматические, как героические, так и характерные. Самыми известными партиями Ивана Алчевского стали: Собинин («Иван Сусанин» Глинки), Садко («Садко» Римского-Корсакова), Дон Жуан («Каменный гость» Даргомыжского), Фауст («Фауст» Гуно), Герман («Пиковая дама» Чайковского), Хозе («Кармен» Бизе), Рауль («Гугеноты» Мейербера).

Современники называли Алчевского настоящим поэтом в музыке, выдающимся певцом «с душою геттингенской». Он был один из наиболее эрудированных оперных артистов своего времени, большим знатоком фортепианной и симфонической музыки, пропагандистом творчества современных авторов и, вообще, разносторонне одаренным человеком яркого дарования, высокой исполнительской культуры.

 

Список литературы

Книги об И. А. Алчевском

    • Алчевский Иван Алексеевич // Большая советская энциклопедия. Т. 1.- 3-е изд. – М., 1970. – С. 466.
    • Алчевский Иван Алексеевич // Всемирный биографический энцикл. словарь. – М., 2000. – С. 24.
    • Алчевский Иван Алексеевич // Музыкальная энциклопедия. Т. 1. – М., 1973. – С. 115.
    • Алчевский Иван Алексеевич // Пружанский А. Отечественные певцы. 1875 – 1917: Словарь. В 2-х ч. Ч. 1. – М., 1991. – С. 21.
    • Алчевский Иван Алексеевич // Театральная энциклопедия. Т. 1. – М, 1961- – С. 148.
    • Алчевский Иван Алексеевич: Биограф. справка // Украинская советская энциклопедия. Т. 1. – К., 1975. – С. 145; фото.
    • Алчевский Иван Алексеевич // Штейнпресс Б. С., Ямпольский И. М. Энциклопедический музыкальный словарь. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1966. – С 15; фотоил.
    • Алчевський Іван Олексійович // Енциклопедія сучасної України. Т. 1. А. – К., 2001. – С. 403-404.
    • Іван Алчевський: Спогади. Матеріали. Листування. – К., 1980, – 296 с.
    • Ивановский П., Милославский К. Иван Алчевский. – М., 1972. – 128 с.

Статьи

    • Аксюта А. Жизнь — свет и тень… : [cтихотворение об И. Алчевском] / А. Аксюта // Новини культури Луганщини. – 2001. – 30 травня – С. 4.
    • Велетень оперної сцени : [Іван Алчевський] // Огни. – 2001. – 1 мая; 8 мая.
    • Донцов В. Феноменальный тенор / В. Донцов // Культура і життя. – 1981. – 9 квітня.
    • Дрынкина В. Т. Тенор Ивана [Алчевского] в Америке : [статья из американской газеты «Вархайт» от 8 дек. 1906 г.] / В. Т. Дрынкина //Слово. – 2002. – № 4 (июнь). – С. 6-7.
    • Дрынкина В. Т. Тенор Ивана в Америке : [Иван Алчевский] / В. Т. Дрынкина // Новини культури Луганщини. – 2002. — 20 лютого – С. 2.
    • Ерёмина И. «Украинский Карузо» / И. Ерёмина // 3а металл. – 1999. – 28 мая. – С. 2.
    • «И пленил он личностью своей» : [Алчевские исторические чтения к 125-летию со дня рождения И. А. Алчевского] // Огни. – 2002. – 3 янв. – С. 3.
    • Іван Олексійович Алчевський (1876 — 1917) // Все для вчителя. – 2001. – № 34. – С. 44.
    • Кирнос Л. Его называли украинским Карузо / Л. Кирнос, О. Негребецкая // За металл. – 1999. – 26 февраля – С. 4.

Кононова О. Відроджене ім’я / О. Кононова, Л. Трубникова // Березіль.- 1999. – № 9-10. – С. 160.

  • Лисенко І. Дивовижний голос / I. Лисенко // Вітчизна. – 1977. – № 1.
  • Лисенко I. Поет пісні / I. Лисенко // Культура і життя. – 1976. – 26 грудня.
  • Мой духовный сад : [Алчевские исторические чтения, посвященные 125-й годовщине со дня рождения Ивана Алексеевича Алчевского] // Новини культури Луганщини. – 2002. – 20 лютого – С. 2.
  • Певец, который вспыхнул па оперной сцене, как яркая комета : [программа торжеств к 125-летию со дня рождения И. А. Алчевского] // Огни. – 2001. – 20 декабря. – С. 4.
  • Ткачева Т. Алчевский Лоэнгрин : [к 120-летию со дня рождения Ивана Алексеевича Алчевского, драматического тенора] / Т. Ткачева // Голос Донбасса. – 1997. – 17 января. – С. 10.
  • Чишко О. Феноменальный співак / О. Чишко // Культура і життя. – 1976. – 26 грудня.
  • Яголин Б. Вдохновенный мастер : [жизнь и творчество И. А. Алчевского] / Б. Яголин // Советская музыка. – 1949. – № 10. — С. 94-96.
  • Яровая Н. Алчевский — сын Алчевского / Н. Яровая // За металл. – 1993. – 20 янв.; 3 мая.
  • Яровая Н. Голос исключительного богатства и силы : [Иван Алчевский] / Н. Яровая // Огни. – 2001. – 23 марта. – С. 4; 30 марта. – С. 4.
  • Яровая Н. Голос исключительного богатства и силы : [Иван Алчевский] / Н. Яровая // Новини культури Луганщини. – 2001. – 30 трав. – С. 5.
  • Яровая Н. Мой духовный сад : [Алчевские исторические чтения к 125-летию со дня рождения И. А. Алчевского] // Слово. – 2002. – № 4 (июнь). – С. 6.
Наверх