Алчевск будущего. Каким ему быть?
Город является тем местом, где в концентрированном виде сосредоточены разнообразнейшие интересы людей.
Сегодня даже отъявленные ретрограды уверены: города будущего будут отличаться от нынешних как небо и земля. Невооруженным взглядом видно, что мегаполисы и полисы, сформированные по градостроительным принципам прошлого века, перестают отвечать на вызовы реальной жизни, не в силах переваривать потоки машин и все большую концентрацию населения. Ни новые развязки, ни спальные районы, уходящие за горизонт, ни уплотнение застройки не решают проблемы – людям не становится в городе комфортнее.
Из истории
Алчевск как населенный пункт возник в 1795 году и неспешно развивался до конца XIX века.
После строительства железной дороги и возникновения потребности в развитии металлургии началось бурное развитие города.
Основой будущего города послужили небольшой железнодорожный поселок при станции Юрьевка, село Васильевка и хутор Должик Васильевской волости Славяносербского уезда Екатериновской губернии.
Наличие железной дороги, рудников с высококачественным углем, известняка, а также близкое расположение Криворожского железняка способствовали появлению коксохимических и металлургических предприятий. Поэтому по инициативе известного украинского промышленника и банкира Алексея Алчевского в 1895 году было создано Донецко-Юрьевское металлургическое общество (ДЮМО), которое построило в 1896 году возле станции Юрьевка металлургический завод.
На месте прежнего села Юрьевка в 1905-1907 гг. создавался центр города (в настоящее время район Старого города). Здесь были сосредоточены все административные и торговые учреждения, но застройка была, в основном, малоценной – каменные дома не превышали 1/3 всей застройки, другие были деревянные и самановые.
Самый ценный домовой фонд сосредотачивался в так называемой административной колонии, построенной для инженерно-технического персонала и администрации завода.
Здесь дома были, в основном, двухэтажные, имели электроосвещение и теплофикацию.
Район Жиловки, прежняя «Новая колония», а в настоящее время поселок им. Горького, начал строиться в 1910-1911 гг. в связи с возникновением правления Жиловских шахт и представлял типичное предместье с небольшими индивидуальными домами, в основном, деревянными и глинобитными. Эта часть города была лишена всякого благоустройства.
Не только на околицах, но и в центре отсутствовало благоустройство – улицы не имели мощения, водопровода и канализации.
Поселки постепенно сливались. В 1901 году железнодорожная станция Юрьевка была переименована в Алчевское. От станции получил в будущем название и город Алчевск.
В периоды с 1910 по 1914 гг. значительно расширился металлургический завод, разрослась железнодорожная станция. На станции и в селе Васильевке действовало около 20 торговых заведений, частные составы керосина и нефти, леса. Возле Васильевки устроились мастерские медного и чугунного литья, при металлургическом заводе – крупная частная бойня пропускной способностью свыше 17 тысяч голов скота в год.
За это время были открыты церковноприходская школа на 30 посещений и частное среднее коммерческое училище.
В Алчевской больнице насчитывалось 75 мест. В 1913 году городской жилищный фонд составлял 38 тыс. кв. м.
В начале 1920 г. Алчевск стал районным центром Луганского уезда Донецкой губернии и отнесенный к категории городов.
По данным переписи 1926 года численность населения города Алчевска составляла всего 16 тысяч человек. Жилищный фонд города достигал 90-95 тыс. кв. м.
В 1929 Киевским филиалом проектного бюро НКВД УССР был впервые разработан генеральный проект планирования Алчевска (тогда г. Ворошиловска). С тех пор все новое жилищное и культурно-бытовое строительство размещалось в городе в соответствии с проектом.
Из-за некоторых технических погрешностей первый генплан города не был утвержден и строительство по нему не производилось.
С 1932 года разработка генплана города была поручена Киевскому институту «Гипроград». В 1940 году «Генеральный проект планировки города» был разработан, рассмотрен городскими и областными организациями и утвержден Наркоматом Коммунального хозяйства УССР.
За годы довоенных пятилеток Алчевск превратился в крупный промышленный центр Донбасса.
Лицо города определялось заводами-гигантами – металлургическим и коксохимическим (построен в 1929 г.).
Экономический рост города вызывал быстрое увеличение его населения, которое достигло в 1939 году 52,8 тысячи человек.
С 1932 в городе широко развернулось строительство многоэтажных домов, объектов культурно-бытового назначения, работы по благоустройству улиц, площадей, прокладке водопровода, канализации, электроосвещения.
Проект «4-х семейные дома для новой колонии, переделанные из домов для холостяков» XIX – XX в.в.
Нереализованный полностью план застройки (1949-1952 гг.) в районе площади ДК Химиков города Ворошиловска
На месте прежней «толкучки» вырос красивый упорядоченный парк им. 1-го Мая, появились скверы возле заводоуправления металлургического завода, главпочтамта.
В 1939 жилищный фонд города составлял 163,8 тыс. кв. м. В городе функционировали больница, поликлиника. Кроме того, были детская консультация, туберкулезный диспансер. В 1937 году было закончено строительство городской больницы – комплекса на 200 коек.
Перед войной в городе насчитывалось около 20 детских садов и яслей. В 1941 свыше 5 тысяч детей школьного возраста учились в 13 школах. Работали также вечерняя школа рабочей молодежи, педагогическое училище, школа медсестер, вечерний металлургический техникум, ремесленное училище. В городе было 6 клубов и кинотеатров, летняя киноплощадка, Дворец культуры им. К. Маркса, дворец пионеров, 10 библиотек.
В годы Великой Отечественной войны г. Алчевск был сильно разрушен. Особенно пострадали наибольшие промышленные предприятия – металлургический и коксохимический заводы.
В послевоенный период возникла необходимость произвести пересмотр ранее составленного проекта, внести возможные коррективы, вызванные новыми условиями развития города, а также разработать первоочередные мероприятия по восстановлению и реконструкции города.
В 1945 Киевским институтом «Гипроград» была разработана схема генерального плана, которая явилась основным документом, регулирующим восстановление и новое строительство города в послевоенный период.
После войны город быстро развивался, уже к 1955 году было простроено около 140 тыс.м2 жилых домов, новый кинотеатр «Металлург» на 1100 мест, 6 детских яслей на 618 мест, 5 детсадов на 600 мест. Население города к 1954 году составляло 75,2 тысяч человек.
В 1955 Киевским институтом «Гипроград» разработан первый полноценный генеральный план города. Проектом были определены основные направления развития города, по которым оно и идет до настоящего времени. Предусматривалось развитие города в восточном направлении, создание новых микрорайонов. По этому проекту жилая застройка города должна была дойти примерно до нынешней улицы Гмыри.
Предполагалось, что в городе будет проживать 130 тысяч жителей, значительно увеличится мощность металлургического комбината, коксохимического завода, будут построены новые промышленные предприятия.
В 1967 году опять же «Гипроградом» разрабатывается «Генеральный план города Коммунарска». Проект согласован Госстроем Украины 24 июня 1968 года и утвержден Ворошиловградским облисполкомом решением № 453 от 5 сентября 1968 года.
Развитие города продолжалось быстрыми темпами и к 1967 г. в городе Коммунарске проживало 122,8 тысяч жителей. Работали крупнейшие предприятия: металлургический и коксохимические заводы, стройиндустрии: бетонных изделий № 11, завод крупнопанельного домостроения «Треста «Коммунарскстрой». К этому времени жилой фонд города составил 948,8 тыс. м. жилья. На одного жителя города приходилось 7,7 квадратных метра жилой площади.
Работал горно-металлургический институт на 3091 студентов, вечерний индустриальный техникум, 3 профтехучилища на 2620 учащихся, 20 школ на 10830 мест, 25 детских садов и яслей на 3600 мест. Жителей обслуживали: 5 больниц на 1455 койко-мест, учреждения культуры и просвещения – дворец имени К. Маркса на 1100 мест, дворец культуры строителей на 502 места, 7 клубов на 1260 мест, 4 кинотеатра на 1900 мест, 8 библиотек на 476,2 тысяч томов, стадион металлургического завода на 14 тысяч мест, стадион треста «Коммунарскстрой» на 500 мест, 20 спортзалов. Было две гостиницы: одна горкомхоза на 35 мест, другая – металлургического завода на 104 места. Имелось 3 бани на 280 мест и 3 прачечных.
В городе 3 ресторана, 4 кафе, 17 столовых на 3297 посадочных мест – (включая и закрытые столовые).
К этому времени обеспеченность торговыми площадями – в 2 раза ниже нормы. По школам 51%, дошкольные учреждения 57%, кинотеатры 30%, предприятия общественного питания 61%.
Генеральный план застройки города Ворошиловска, 1953 год. Серым цветом выделена промышленная зона. В правом верхнем углу – Орловые пруды.
Генеральным планом 1968 года предусматривалось дальнейшее развитие города на восток до автострады Луганск-Дебальцево, увеличение площади города до 5464 га и населения на проектный период до 1988 года до 138 тысяч человек (с 1978 года началось снижение численности населения города. Максимально в городе проживало 128 тысяч жителей).
Этим проектом впервые города Коммунарск и Перевальск проектировались совместно, как один населенный пункт.
Также проектом предусматривалось построить в городе цирк, театр, дворец пионеров, несколько дворцов культуры, городскую библиотеку.
К сожалению, реальное развитие экономики и города пошло по другому пути и все грандиозные планы не были реализованы.
***
На фоне увеличения числа горожан специалисты наблюдают феномен «убывающих городов»: населенные пункты, большие и малые, «заточенные» когда-то под индустриальную эпоху, державшиеся на отдельных промышленных гигантах, сегодня пустеют. Например, плотность населения в Детройте в последние годы сокращалась на треть каждые десять лет. И такие тенденции есть во всех странах: даже высокая зарплата не может удержать в городе ту часть населения, которая обычно является его основой, — образованный и активный средний класс, высококвалифицированных работников. Известный в Европе специалист по изучению городских проблем англичанин Чарлз Лэндри объясняет это так: людям нечем заняться. Если у них нет чего-то объединяющего, даже если это банальная идея всегородской локальной компьютерной сети, по которой решаются все местные проблемы и назначаются свидания, город пустеет. И не важно, что формально в небольшом городке есть все — клуб, библиотека, паб и так далее, это не удовлетворяет потребности населения. Есть хороший философский пример — история времен войны. На одном острове в океане американцы устроили военную базу. Местные жители видели, что люди в форме сидят в палатке, стучат железкой по дощечке свою азбуку Морзе и к ним прилетают самолеты, привозящие невиданные блага цивилизации – вкусную еду, виски, табак и одежду. Когда американцы ушли, жизнь на острове потеряла смысл. И тогда аборигены решили все возродить: поставили палатки, взяли дощечки и железки и стали стучать точно так же, как стучали американцы. Но самолеты не прилетали, вызывая растерянность у населения: почему не работает, ведь все сделано точно так же? Откуда им было знать про коммуникации, связь. А потом аборигены сели в пироги и поплыли искать американцев, остров опустел.
Современность
Третий генеральный план увидел свет в 1992 году. Особенности развития общества и государства сказались на этом Генеральном плане.
Он так и не был утвержден.
В 1992 году по результатам референдума городу возвращается первоначальное название -Алчевск.
Третий генеральный план увидел свет в 1992 году. Особенности развития общества и государства сказались на этом Генеральном плане.
Он так и не был утвержден.
В 1992 году по результатам референдума городу возвращается первоначальное название — Алчевск.
Сейчас в городе Алчевске проживает 115,6 тысячи жителей. Этот процесс медленно затухает и, скорее всего, через несколько лет остановится и численность населения города медленно, но неуклонно начнет повышаться. Этому способствует прежде всего благоприятная экономическая ситуация последних лет.
Генеральный план застройки восточной части города Коммунарска, 1967 год.
Около Орловых прудов — спортивный комплекс, трасса на Луганск, в районе кольца проспекта Металлургов на эстакаде. Этим планам до настоящего времени не суждено было сбыться.
К 1992 году в городе работали высшие, средне-специальные учебные заведения и профтехучилища в которых обучалось 4 тысячи студентов и 3,5 тысяч учащихся. Было 3 музея, 2 кинотеатра, 4 дома культуры, 14 библиотек, 20 школ, 44 детских дошкольных учреждения, 2 гостиницы. Больницы на 1845 койко-мест, поликлиники на 1437 посещений в смену. Продолжали работать промышленные предприятия города.
В очередной раз за не столь длинную, но насыщенную историю города изменяются условия существования Алчевска.
Ведется коренная реконструкция основных градообразующих предприятий города Алчевского металлургического комбината и Алчевского коксохимического завода, кардинально обновляется технология производства, значительно возрастают производственные мощности.
Изменилась в лучшую сторону общая экономическая ситуация.
2008 год. Схемы планируемых транспортных развязок автомагистралей и дорог города Алчевска. Можно убедиться, что план предусматривает формирование кольцевой дороги.
***
И архитекторы, и социологи, конечно, ищут ответ на вопрос: почему города перестали быть комфортными и, главное, что с этим делать? Они уверены, что одна из причин в том, что каждый специалист, занимающийся проблемой городов, видит объект со своей узкопрофессиональной точки зрения: архитекторы заняты формой, транспортники — дорогами, бизнес — наиболее выгодными проектами с точки зрения продаж. Более того, именно последнему сегодня подчинены законы развития городов. «Даже если новые идеи или концепции развития городов есть, их непросто двигать в мир, где в полном смысле слова правит коммерция», – считает знаменитый архитектор Заха Хадид.
Что впереди
Учитывая эти факторы, было принято решение проанализировать и комплексно разрешить возникающие перед городом проблемы и обеспечить его устойчивое развитие на 20-летний период. Для этого в Киевском государственном научно-исследовательском институте проектирования городов «Гипроград» в 2007 году были одновременно заказаны три работы «Генеральный план города Алчевск», «Правила застройки города Алчевск» и «Детальный план территории центральной части города». Оплачивает эти проектные работы ОАО «Алчевсккокс».
В настоящее время уже выполнен значительный объем работ по Генплану города. Собраны исходные данные. Разработаны план существующего использования территории, схема планировочных ограничений, схема транспорта, схема размещения города в системе расселения, модель развития города. Произведены градостроительные расчеты, демографический прогноз.
Концепция — это не руководство к действию, это идея, реальность же будет лежать где-то посередине.
Общие тенденции развития города не изменяются. Жилая застройка будет двигаться к Востоку и предполагается, что дойдет до автодороги Луганск-Дебальцево.
Промышленная застройка будет развиваться в западном и северо-западном направлении.
Предполагается в обозримом будущем развернуть работы по реконструкции существующей жилой застройки, построенной более 50 лет тому назад.
Для организации общегородского центра отдыха и спорта планируется развивать территорию между Орловыми прудами и застройкой улицы Дунауйварошская.
***
Специалисты прогнозируют в будущем быстрый рост градостроительных ошибок и потерю реального контроля государства в вопросах регулирования пользования территорий. Достаточно пожить в таком режиме лет пять – десять, и коммерческие здания, богатые дома — все, из чего можно делать деньги, – подвинут рядовое население на окраины. А рост цен на аренду и недвижимость только ускорит социальную дифференциацию общества. И мы получим то, с чем сегодня уже столкнулось западное общество, – города, в которых трудно жить и быть счастливыми.
Европа сегодня понимает, что действия городских властей заключаются не только в привлечении инвестиций под новые объекты или расширение транспортных сетей, а в том, чтобы заново связать городские объекты с социальной, культурной и экономической структурой жизни. И не важно на самом деле, как именно будет выглядеть Алчевск будущего, важно, по какому принципу он будет работать на людей.
Кстати, в одном из последних конкурсов на предмет видения города будущего, который проходил в России, победили итальянцы с концепцией «Города новых якобинцев» – людей, объединенных идеями свободы-равенства-братства и живущих… на кладбище. Мне это напомнило идеи общежития 30-х годов, но, видимо, не всем дано понять продвинутые концепции…
***
Работа над Генеральным планом города не закончена и очень хотелось бы получить предложения жителей о том, что необходимо предусмотреть для гармоничного развития города на много лет вперед.
Главный архитектор города
Подлевский О. Э. Алчевск будущего. Каким ему быть? / О. Э. Подлевский // Алчевск: город и люди. – 2008 – № 1. – С. 14 – 21.