Голос исключительного таланта

Голос исключительного таланта

В августе 1914 года началась первая мировая война. Контракт с парижской оперой в кармане у Ивана Алексеевича. Но, боясь быть отрезанным от родины, от горячо любимой матери, он в Бордо садится в машину, когда немцы уже наступают на Париж, и с риском для жизни пускается в путь морем.

Период с 1914 по 1917 год – триумфальный в недолгой, но такой яркой жизни певца. Эти годы Алчевский целиком посвятил России, служа попеременно в Большом и Мариинском театрах, уделял много внимания и гастролям.

15 сентября 1914 года русский артист сошел на родной берег в Одессе. С этого момента начался его ошеломляющий успех на отечественной оперной сцене.

Выступления Алчевского в его лучших ролях получили широкое освещение в тогдашней прессе. Творческий рост певца в годы его пребывания за границей был бесспорен. Алчевский завоевывает себе признание в Москве, Петербурге, Харькове, Одессе.

В ноябре 1915 года произошло событие большой художественной важности – по инициативе и при активной помощи передовых деятелей украинского культурного фронта на сцене Большого театра был показан «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского. Роль простого украинского парня Андрия оказалась очень близка Алчевскому. С детства он был воспитан на украинской песне, звучавшей часто в доме Христины Даниловны. Иван Алексеевич хорошо знал народную жизнь, характер и повадки украинских хлопцев. Поэтому ему удалось создать живую фигуру молодого казака, передать его отвагу, его горячую любовь к Отечеству.

В большом театре он спел заглавные партии в «Гугенотах», «Ромео и Джульетте», «Аиде», «Мефистофеле», «Риголетто», «Травиате», «Кармен», «Самсоне и Далиле».

Однако еще ближе его душе была русская оперная классика, и прежде всего «Пиковая дама». С нею связана единственная на творческом пути режиссерская работа.

Значительное место в исполнительской деятельности певца занимали концертные выступления. Музыкальность Алчевского, выразительность и осмысление музыкальной декламации, мастерство лепки музыкальной фразы, одухотворенность и высокая культура обеспечили ему незаурядный успех на концертной эстраде.

Обширна была его эрудиция в области музыкальной литературы, причем не только вокальный и фортепианной, но даже симфонической. Для Алчевского, как концертного певца, прежде всего характерен интерес к современной музыке и желание всемерно популяризовать ее. Он, отвергнув дешевый успех, пропагандировал новую, малоизвестную музыку, произведения молодых авторов, среди которых особенной симпатией певца пользовался начинавший тогда свой блестящий творческий путь юный Сергей Прокофьев.

Начиная с 1915 года, Алчевский увлекся вокальным творчеством композитора М. Ф. Гнесина, особенно любил и часто исполнял его романсы на слова одного из своих любимых поэтов А. Блока.

Как и в оперном искусстве, в области камерного репертуара Алчевский всегда имел свою самостоятельную концепцию, свою трактовку каждого романса, каждой песни.

Немалое место в концертном репертуаре Ивана Алексеевича занимала народная песня. Он охотно пел русские песни, часто включал в программы концертов песни родной Украины.

«Музыкальный сезон 1917 года начался 8 января блестящим концертом премьера Императорских театров Ивана Алчевского», – писал рецензент газеты «Новости сезона». Подытоживая впечатление от концертов Ивана Алексеевича, московский критик Е. Гнуст утверждал: «Алчевский – художник- музыкант первого ранга»…

Диапазон артистической деятельности И. А. Алчевского был очень широк, но прежде всего он был оперным певцом, певцом незаурядного масштаба, как говорили его современники, артистом большой оперы, с голосом, в котором блеск, звучность, сила сочетались с необычайной подвижностью и богатой тембровой палитрой.

Тифлис – город, где Алчевский встретил полный успех. Здесь он выступает в своих лучших партиях. Успешно закончились эти гастроли и ничто не предвещало трагических событий, разыгравшихся в Баку.

В бакинской газете «Каспий» был помещен рассказ о последнем выступлении артиста. Вот краткое содержание этой статьи. Должна была идти опера «Дочь кардинала». Зная о болезненном состоянии Алчевского, дирекция театра распорядилась спектакль не начинать и публику в зал не впускать. Однако громкие протесты имевших билеты привели к тому, что к девяти часам вечера зал все-таки был полон. Пришлось начать представление. Артист появился на сцене явно больным – он хрипел, голос вибрировал, срывался, глаза лихорадочно блестели, а по окончании акта он не вышел на вызовы.

Итак, 11 апреля 1917 года после первого акта «Дочери кардинала» его увезли из театра в бреду, а 26 апреля в полном разгаре весны в природе замечательного певца не стало.

Печальное известие быстро долетело до Москвы и Петрограда. Театральная пресса сообщила, что певец И. А. Алчевский заболел нервным расстройством, уехал для отдыха из Петрограда в Харьков. Поправившись, он гастролировал пасхальную и Фомину неделю в Баку. Скончался от менингита.

Прах Алчевского по воле родных был перевезен в Харьков. Несмотря на бурные дни нараставших революционных событий, о смерти Алчевского много и сочувственно говорили в России и за ее пределами.

Столько лет прошло с тех пор, когда навсегда умолк голос одного из выдающихся представителей отечественной музыкальной культуры.

Но вечны воспоминания тех, кому выпало счастье видеть и слышать Алчевского на сцене, наслаждаться его вдохновенным мастерством.

А. Нежданова:

«С Алчевским мне пришлось петь в опере «Садко» в Петербургской опере. Это был артист с большим, широким диапазоном голосом. Совершенно свободно он брал высокие до и даже ре-, ми- бемоль. Что до тембра его голоса, то он был у него как бы «разноцветным», близким к тому, что высокие звуки были похожи на сопрановые, а средние – на баритональные.

Пел Алчевский очень выразительно, музыкально, владел блестящей техникой. Его исполнение отличалось большим темпераментом, богатыми красками. Для Алчевского в пении не существовало никаких трудностей. Он мог легко петь как драматические, так и легкие лирические партии. Вершин мастерства он достиг исполнением партии Рауля в опере «Гугеноты». В этой опере я пела с Алчевским, исполняя партию королевы Маргариты. Как-то на репетиции «Гугенотов» Алчевский стал шутя соревноваться со мной в партии очень сложной колоратурных пассажей, гамм, трелей, он пропел в целом правильно и точно всю мою арию…

Москва, 1949 год».

И. Айзеншток:

«На заре туманной юности», среди многих других встреч и впечатлений, которые навсегда сохранила память, судьба подарила мне счастливую возможность несколько раз услышать Ивана Алексеевича Алчевского.

Почти шестьдесят лет прошло с тех пор, однако впечатления от выступлений Алчевского настолько свежи, что я отчетливо возрождаю в слуховой памяти голос певца. Осталось чувство изумления чудесными вокальными возможностями певца, они казались бесконечными, и именно они запомнились надолго, на несколько будущих десятилетий.

Ленинград, 1974 г.»

П. Долгин:

«Иван Алексеевич Алчевский… Давно уже нет его среди живых, а в глубинах памяти сохранился, нет – не сохранился, а живет чудесный, неповторимый образ певца, артиста и человека…» 

                                      Материал и публикации подготовила Н. Яровая

 

Яровая Н. Голос исключительного богатства и силы / Н. Яровая // Новини Луганщины. – 2001. – № 6. – 30 мая. – С. 5.

Наверх