Загадка Анны

Загадка Анны

Помните времена, когда мы стали открывать для себя семью Алчевских? Чем больше появлялось информации, тем больше было удивления, восхищения, недоумения: как мы могли так долго не знать, кто основал наш город? Как формируется в одной семье такая концентрация талантов? Выдающиеся родители, одаренные дети: великий тенор Иван, тонко чувствующая поэтесса Христина-младшая, известный композитор Григорий, театральный критик Николай, энергичный предприниматель Дмитрий. И только на Анне, казалось, природа отдохнула. Практически все источники сообщают лишь одно: Анна Алчевская – жена архитектора Алексея Бекетова.

Но разве этого мало? Давайте поговорим о том, кого привела в семью Анна Алексеевна в качестве своего мужа.

Блестящая биография Алексея Бекетова

Алексей Бекетов родился в Харькове в 1862 году Он — академик архитектуры, действительный член Санкт-Петербургской Императорской академии художеств, действительный член Харьковского отделения Императорского Русского технического общества, действительный член Академии архитектуры СССР, Заслуженный деятель искусств УССР, член Всесоюзного, Республиканского и Харьковского Союза архитекторов. Профессор Харьковского института инженеров коммунального строительства с 1935 по 1941 гг.

Рассказ о происхождении Алексея Бекетова звучит, как песня. Сын академика-химика, основателя физической химии Николая Бекетова, племянник академика-ботаника, ректора Санкт-Петербургского университета Андрея Бекетова и переводчицы Елизаветы Бекетовой, кузен поэтесс Екатерины и Марии Бекетовых, свойственник Дмитрия Менделеева, дядя Александра Блока.

Конечно, выходец из такой семьи по определению не мог стать заурядным. Гены, окружение, воспитание – все это должно было сформировать яркого творческого человека. Как все дети того круга, маленький Алеша много читал, пробовал писать стихи, учился рисовать. Но с рисованием у него складывались особые отношения.

Конечно, каждый благовоспитанный юноша второй половины ХIХ века умел рисовать настолько, чтобы набросать что-нибудь в альбоме барышни. Алексей же еще ребенком рисовал по – своему Он особенно тщательно прорисовывал мелкие детали, орнаменты, геометрические формы. В городе Алексей подолгу простаивал возле красивых домов, разглядывал их внешние украшения… В возрасте 20 лет Бекетов совершенно логично поступил на архитектурный факультет Петербургской академии художеств.

Отдать все способности родному городу

Молодой Бекетов блестяще учился и в то же время работал у известного петербургского архитектора Максимилиана Месмахера, участвуя в проектах дворца Великого князя Михаила Михайловича, здания архива Государственного совета и других. В 1888 году он окончил архитектурный факультет с золотой медалью, с большим успехом защитив дипломный проект «Вокзал при морских купальнях на Черном море». Талант, работоспособность, некоторая уже известность и наличие высоких покровителей – все это обещало стремительную столичную карьеру. Однако новоиспеченный архитектор удивил всех, выразив твердое намерение вернуться в родной город.

«Господь с вами, Алексей Николаевич, да почему же?!» — наверняка спрашивали у него в недоумении. Дать ясный ответ на этот вопрос он мог только самому себе — прочим он наверняка показался бы неосновательным. «Я стоял возле сказочных дворцов и вспоминал узкие переулки родного города, тесные и грязные, застроенные глиняными хатками улицы. И меня неудержимо потянуло в Харьков, захотелось отдать ему все свои способности», – вспоминал зодчий.

Сказано — сделано. Бекетов вернулся домой, навстречу большим трудам и, как выяснится немного позднее, навстречу своей судьбе. Он не ошибался: его талант и труд действительно были очень нужны в родном городе. Алексей Николаевич сделал столько, что получил неофициальный титул автора архитектурного облика Харькова. Облик этот мог стать еще более выразительным, если бы не исторические события, помешавшие реализации двух бекетовских проектов. Одним из поистине великолепных зданий должен был стать новый оперный театр на 2200 мест. Первая мировая война, а следом гражданская оставили замыслы архитектора на бумаге. Украшением города обещало стать здание Харьковского университета — но снова началось война, теперь уже Великая Отечественная…

Алексей Кириллович и Алексей Николаевич

Впрочем, мы забежали далеко вперед. А в начале XX века Харьков готовился к настоящему строительному буму, так как активное экономическое развитие делало город значимым промышленным и культурным центром империи. Харьков нуждался в красивых величественных зданиях, подчеркивающих престиж и благосостояние города. Уже был широко известен предприниматель и меценат Алексей Кириллович Алчевский.

Фундаментом его бизнеса стала деятельность финансовая. Модный зодчий Бекетов был интересен Алчевскому как партнер: нужно было строить современные банки. И кто знал тогда, что общие деловые интересы промышленника и архитектора, – это только начало…

Может быть, Анна что-то чувствовала? Она вообще была особенной, ей иногда открывалась завеса будущего.

В семье знали, что ей снится вещий сон, больше похожий на кошмар, — неумолимо мчавшийся на всем ходу поезд. Сон многократно повторялся. В 1901 году вещий сон сбылся…

Но прочь, прочь! Не будем о трагическом сейчас, когда начинается любовь. Итак, Бекетов вошел в дом Алчевских и увидел Анну… О чем она подумала, взглянув на элегантного, модно одетого архитектора? О чем подумал он, увидев Анну? Безусловно, она была красива – все дети семьи унаследовали от родителей яркую, выразительную внешность. Она закончила художественную школу – следовательно, с Алексеем Николаевичем были общие интересы. Он ведь не только архитектурой занимался, но и был неплохим пейзажистом, даже в выставках участвовал. Но, должно быть, главным было то, что он угадал незаурядность Анны. Вряд ли заинтересовала бы его просто красивая барышня… Да, толковали (и по сей день пишут), что начинающему архитектору был весьма выгоден брак с дочерью преуспевающего банкира и промышленника.

Что ж, так или иначе, Алексей Бекетов пришел и в семью, и в дело. А заодно и в наш город, ведь сюда распространялись деловые интересы Алексея Алчевского.

Бекетовская архитектура Донбасса

Следует сказать, что на формирование архитектуры в конце XIX — начале XX вв. в Донбассе оказали сильное влияние проектные работы мастеров Харьковской школы, и среди них — Алексей Бекетов. По его проектам построено более 100 общественных и жилых зданий не только в Алчевске, но и в Донецке, Макеевке, Горловке, других городах Донбасса.

В проектах Бекетова наглядно отразились характерные черты архитектуры конца XIX — первой трети XX веков: в 1890-е — начало 1900-х гг. черты архитектуры историзма, с начала 1900-х до конца 1900-х гг. — модерна, с конца 1900- х до конца 1930 -х гг. — неоклассицизма. В 1920—1930 гг. архитектор выполнил несколько проектов с использованием внешней конструктивистской стилистики. Для работ Бекетова, относящихся к тому времени, характерна свободная планировка, использование в решении фасада вертикальных элементов, объединяющих несколько этажей, зрительное нарастание массы стены в высоту. Также видно его стремление ввести декор (руст, профилированные элементы), отразить чистоту форм, выявить конструкции, показать геометрическую правильность обширных плоскостей. В Алчевске по его проектам были возведены дом директора завода ДЮМО, производственные помещения, жилые дома рабочего поселка.

Много проектировал Алексей Бекетов и для других городов. Более 40 зданий в Харькове, около 60 зданий в Крыму, Ростове-на-Дону, Белгороде, Новочеркасске, Киеве, Баку… Среди них — театры, библиотеки, банки, особняки.

Анна же Алексеевна была его верной женой до конца своих дней. Родила Бекетову четверых детей — образовалась бекетовская ветвь рода Алчевских. Оставала3сь художницей, преподавала в воскресной школе, созданной Христиной Даниловной Алчевской. Прожила недолгую жизнь, ушла в 63 года, внуки ее уже не помнили. И, кажется, унесла с собой много тайн — сдержанная женщина, оставшаяся загадкой, почти не оставившая даже своих фотографий.

 

Валерия Натарова

Натарова В. Загадка Анны / Валерия Натарова // Огни. – № 33. – 16 августа. – С. 9.

 

Наверх