Прикасаясь к творчеству гения…
В прошедшее воскресенье в помещении армянской диаспоры Алчевска состоялся вечер памяти великого режиссера Сергея Иосифовича Параджанова. 20 июля 1990 года стал последним днем его жизни. Жизни, которая была насыщена и творческими взлетами, и суровыми испытаниями, и трагедиями. Есть в ней и алчевская страничка, о которой мы с вами знаем благодаря нашим землякам. Настоящим подвижникам, посвятившим себя изучению и популяризации творчества гения. В том числе ручейки их труда слились водную реку возвращения творческого наследия Параджанова на Украину. Сохранения памяти о человеке, доброе имя которого в своё время система стремилась уничтожить безвозвратно.
К восемнадцатой годовщине со дня смерти Сергея Иосифовича Параджанова усилиями армянской диаспоры был организован уголок памяти выдающегося соотечественника. Мерно горела свеча, отбрасывая блики на портрет человека непростой судьбы. Заставляя собравшихся задуматься о вечном, нетленном, прекрасном. О ценностях, которые сквозь свою творческую жизнь нес Параджанов.
Открывая встречу, председатель армянской диаспоры Андроник Арзуманян обратился к присутствующим со словами благодарности за возрождение и популяризацию имени Параджанова, которая была проделана в Алчевске. «Особенно ценно, что начало пути было пройдено не нами, армянами. Не диаспора, а славяне дали начальный толчок возрождению памяти о Параджанове в городе. Это еще раз подтверждает, что наши народы очень близки в духовном, общечеловеческом плане. Как и многих членов нашей диаспоры, вся жизнь Параджанова неразрывно была связана с Украиной. Украинский народ помог раскрыться его гению… Мы только начинаем совместно заниматься возрождением творчества Параджанова. Впереди – большая работа. В том числе и по осуществлению нашей мечты – созданию небольшого музея».
Каждому из собравшихся было что сказать. Фрагменты жизни Сергея Параджанова широко известны алчевцам по многочисленным публикациям и трансляциям местными СМИ. И все-таки заново переживаемые, они делали глаза собравшихся светлее. Такими же светлыми, какими, как вспоминают люди, встречавшиеся с Параджановым, были глаза гения.
Любовь Чемериз рассказывала о переписке с Параджановым во время его пребывания в Перевальской зоне, где работал ее муж. Случайное письмо, написанное молодой девушкой, мечтающей стать актрисой, известному кинорежиссеру, положило начало переписке. Для ограниченного в общении Сергея Параджанова каждое письмо было сродни глотку свежего воздуха, придавало уверенности и возрождало желание жить: вопреки ожиданиям системы и ради будущего.
Лилия Георгиевна Солопова в очередной раз возвратилась к памятной для нее дате 30 декабря 1977 года. Только что освобожденный Параджанов шёл в гости к своему другу, директору вечерней школы перевальской зоны, Григорию Андросову. В тот момент его дома не было. Дверь открыла соседка по коммунальной квартире – Лилия Солопова. Что заставило впустить в квартиру человека явно «зэковского» вида: в фуфайке и затасканной шапке-ушанке. Может, рассказы соседа об удивительном режиссере. А может, все те же чистые открытые глаза? Короткий, буквально десятиминутный разговор на «стандартные темы». И Параджанов ушел. Наверное, манила воля. Возможность пройтись без конвоиров за спиной и колючки вокруг. По каким улицам он бродил, где останавливался – так и останется тайной. Вернулся спустя часа полтора, когда Андросов уже был дома. Общался в основном с ним. Но через время, в присланной открытке, просил передать привет соседке Лиле. Не забыл о мимолетной встрече. Встрече, которая, может, была для него особо ценна тем, что стала первой после освобождения.
Рассказывала о своем общении с Параджановым Валентина Логвиненко. Еще ребенком она часто гостила у дяди, который вместе с Сергеем Иосифовичем работал на киностудии Довженко. В квартире дяди собиралось много знаменитостей. Приходил и Параджанов. Первое впечатление незабываемо: черная борода, сияющие глаза, веселый характер восточного человека. Может быть, именно детские воспоминания заставили Валентину Логвиненко, уже будучи журналистом, вернуться к теме творчества Параджанова. Ее фильм «Сергей Параджанов. Традиция взлётов» сегодня высоко ценится среди людей, неравнодушных к творчеству кинорежиссера.
Автор еще одного фильма «Особый звон ручьев моих» Сергей Корниенко признается, что заняться изучением творчества Параджанова его заставила светлая зависть. «Мой мозг иногда просто не в состоянии понять, как можно было сделать такие фильмы, такие коллажи, как можно было вообще так жить. Именно это мной и движет». Как и те, кто хоть раз прикоснулся к теме Параджанова, Сергей Анатольевич не останавливается. В перспективе – еще одна работа, посвященная гению.
Флюр Карачурин, пожалуй, один из наиболее активных пропагандистов творчества Параджанова в городе, рассказал собравшимся о планах. Приезжавший в Алчевск весной директор ереванского музея Параджанова Завен Саркисян пообещал прислать диск с фотографиями коллажей, которые позволят открыть в городе выставку работ, сделанных в период, когда Сергей Параджанов был лишен возможности снимать кино. Они станут основой алчевского музея Параджанова, который намерена создать армянская диаспора.
9 января будущего года мы будем отмечать 85-ю годовщину со дня рождения Сергея Иосифовича. К этой дате планируется установить мемориальную табличку на доме № 5 по улице Московской, в который приходил Сергей Параджанов 30 декабря 1977 года.
Игорь Якушев
Якушев И. Прикасаясь к творчеству гения…/ И. Якушев // За металл. – 2008. – 24 июля. – С. 5.