Страстное слово и благородное дело Христины Алчевской

Страстное слово и благородное дело Христины Алчевской

В истории нашей страны было немало женщин, которые, будучи цельными натурами, проявили себя в науке, искусстве, оставили потомкам почву для размышления, анализа, искреннего восхищения беспримерным самопожертвованием во имя идеи духовного возрождения, просвещения народа. Одной из таких женщин является Христина Даниловна Алчевская, чья судьба тесно связана с историей Луганщины и 160-летие со дня рождения которой отмечалось в прошлом году. О ней уже много написано и сказано, но есть еще немало фактов, которые остаются, так сказать, «за кадром».

Родилась Христина в уездном городе Борзне Черниговской губернии в семье преподавателя уездного училища Данилы Журавлева — красивого, но черствого, ограниченного человека, подавлявшего своей волей и жестокостью мать (внучку генерала, героя войны 1812 года), талантливую, образованную и к тому же богатую женщину, принесшую себя в жертву мужу-самодуру, промотавшему ее состояние, подвергавшему постоянным моральным и физическим надругательствам жену и детей. Вот в такой тяжелой и гнетущей обстановке росла Христина. Вопреки отцу, считавшему, что грамоту девочкам незачем знать, она научилась писать, читать, подслушивая, как делали уроки ее братья-семинаристы. При этом Христина вспоминала в письмах, что делала это быстрее и лучше братьев.

А когда родителей не было дома, Христина читала вслух книги крестьянам, при этом так перевоплощалась, вкладывая столько чувств и переживаний, что аудитория слушала, затаив дыхание, боясь ненароком прервать эти чудные мгновения, когда между Христиной и крестьянами наступала духовная близость. Особенно ярко и выразительно девушка читала стихи Шевченко.

Со временем, когда семья переехала в Курск, девушка с особым рвением отдается учебе, посещает кружок молодежи, где не только читает «Колокол» Герцена, но и посылает ему за подписью Украинка несколько своих писем, где высказывается в поддержку его деятельности, восхищается его гражданским мужеством и жизненной позицией.

Рано проявившийся артистический талант не дает Христине покоя, она бредит по ночам театром, читает роли наизусть, пока не приходит к мысли о создании своего домашнего театра, для которого сама пишет пьесы. Большой друг семьи Криницын, театральный критик, пророчил ей большое будущее. Но категоричный и жесткий ответ отца не оставил девушке выбора.

В отличие от своей матери, Христина была более сильной и цельной натурой, к тому же на ее пути встретился такой необыкновенный человек, как Алексей Кириллович Алчевский, благодаря чему раскрылись ее педагогические и творческие возможности.

Алексей Кириллович Алчевский родился в 1835 году в купеческой семье. Никто не подозревал, что ему суждено будет сыграть значительную роль в истории Луганщины и Украины. Он станет первым украинским банкиром, промышленником.

В свое время Алексей Кириллович Алчевский избрал для своей летней резиденции красивые и тихие места в селении Алексеевка, теперь Луганской области. Постоянно проживая в г. Харькове, семья А. К. Алчевского проводила здесь, в красивом особняке, в тиши вековой зелени парка и огромного фруктового сада, у небольшой, извилистой речки Белой, жаркие летние дни.

Занимаясь предпринимательской деятельностью, Алексей Алчевский одновременно возглавляет харьковский кружок «Громада», глубоко изучает культуру Украины, популяризирует народное творчество. Среди кружковцев его внимание завоевала и покорила сердце Христина Журавлева, которая вскоре становится его верной женой, соратником, единомышленником и другом на всю жизнь.

Кружок пользовался большим авторитетом в Харькове, его постоянными посетителями были О. Олесь, В. Мова (Лиманский), О. Потебня, М. Косач, Г. Хоткевич, приезжали В. Вороный, П. Кулиш, Т. Рыльский и другие.

Будучи горячим пропагандистом русской и украинской литературы, Христина Даниловна переписывается с И. Тургеневым, Л. Толстым, Ф. Достоевским, Г. Успенским, Л. Украинкой. Горячая любовь к творчеству Шевченко побудила к тому, что первый памятник Т. Г. Шевченко в Украине был создан на средства Алчевского и установлен в летнем саду Алчевских в Харькове.

Под влиянием мужа Христина Даниловна занимается самообразованием, увлекается украинской литературой, трепетно относится к украинскому слову, дружит со многими известными писателями.

В Харькове, благодаря глубоким и основательным знаниям по многим дисциплинам, в том числе по зарубежной и отечественной литературе, искусству, Христина Даниловна успешно выдержала конкурсные экзамены и получила право преподавать в воскресной школе. Со временем школа завоевала авторитет методического центра по вопросам обучения взрослых, а опыт, накопленный за время работы, стал основой для написания и издания трехтомника «Книги для взрослых» (1899-1900гг.) Особую популярность завоевала книга «Что читать народу?» (1884-1906 гг.), получившая высокую оценку Л. Толстого, А. Островского, Г. Успенского, И. Франко, назвавших ее умной, хорошей, доброй, долгожданной. Книга получила высокую оценку и за рубежом. Христина Алчевская была награждена почетными золотыми медалями Московского и Петербургского комитетов грамотности, принимала участие в выставках в Париже, Антверпене, Чикаго.

Но самым важным событием в жизни этой замечательной женщины было открытие на средства мужа школы в селе Алексеевка Михайловской волости. Сколько трудностей, препятствий с открытием школы пришлось преодолеть Алчевской, прежде чем было получено разрешение властей, пытавшихся по доносу обвинить ее в «неразрешенном обучении детей»! Было возбуждено дело, велось следствие, под сомнение ставилась ее «благонадежность», о чем свидетельствует редакционная статья в журнале «Отечественные записки» за 1881 год. «Такого свидетельства (о благонадежности), — говорится в статье, — от харьковской полиции оказалось мало, нужно было его иметь и от славяносербской. Затем потребовали справки, что она русская подданная, православного вероисповедания, законная жена своего мужа».

А эта женщина была «повинна» только в том, что дала полторы тысячи рублей на постройку школы да полторы тысячи рублей — на содержание школы в течение 5 лет, передав ее с самого начала в ведение земства.

Дело о «незаконном» обучении детей было передано в окружной суд. Судебный следователь неоднократно вызывал Христину Даниловну для допроса, приезжал в школу, допрашивал детей, которых она обучала у себя дома в имении. Следствие продолжалось пять месяцев, пока его не прекратили за отсутствием улик. И только тогда состоялось открытие школы.

Христина Даниловна раздавала крестьянам книги, распространяла «Кобзарь» Шевченко, присылала необходимую литературу, пособия, вела деятельную и живую переписку с Б. Гринченко, который в течение шести лет преподавал в этой школе вместе с женой Марией Загирной.

Выросшая под гнетом отца, не знавшая родительской ласки, любви и заботы, Христина с трепетным чувством относилась к своим детям, лелеяла и развивала их таланты, помогала становлению личности. Все ее шестеро детей отличались талантом, были одарены и разносторонне образованы.

Старший сын, Григорий, преподавал в Московской консерватории, младший, Николай Алексеевич, стал педагогом, написал первый украинский букварь, вышедший в советские времена. Иван Алчевский был известным оперным певцом. Он обладал редким по красоте и диапазону голосом, одинаково хорошо исполнял героические и драматические арии и, будучи солистом Мариинского театра, выступал во многих зарубежных странах, хотя и мечтал в юности тоже стать педагогом. Старшая дочь Анна после окончания гимназии учительствовала в школе, увлекалась живописью, писала картины, вышла замуж за Бекетова, впоследствии академика архитектуры. И, наконец, самая младшая, Христя. Натура гармоничная, разносторонне одаренная, прекрасно рисовавшая и обладавшая артистическими способностями, она тянулась ко всему поэтическому, прекрасному. Наделенная многими талантами, особенно увлекалась поэзией. Ее книга «Туга за сонцем» получила высокую оценку Ивана Франко, назвавшего ее лирику глубоко гражданственной и смелой. 

Л. Пелих, член Национального союза журналистов Украины

Пелих Л. Страстное слово и благородное дело Христины Алчевской / Л. Пелих // Наша газета. – 2002. – № 19. – 12 февраля. –– С. 8.

Наверх