Челябинский восстановительный. Девиз: «Быть первыми»

Челябинский восстановительный. Девиз: «Быть первыми»

В голод, холод и непогоду

Восстанавливая завод,

Мы не плакали на погоду,

Не листали законов свод.

Деревянные туфли-колодки

Без подкладок, фуфайки и шлем

Среди нас были модны и ходки

И уж очень к лицу были всем.

Выходных мы тогда не имели,

И длинней вдвое смена была,

Хлеб из проса щепоткою ели,

И затирка десертом слыла…

Непосильна, трудна работа.

Замирало сердце в груди.

Каждый день – до седьмого пота,

А Победа еще впереди…

Владимир Петров

1943 год. Прорыв блокады Ленинграда, битва на Курской дуге, освобождение Орла и Белгорода, сражение под Прохоровкой, наступление советских войск на Северном Кавказе и в верховьях Дона – жесточайшие, кровопролитные бои, в ходе которых перелом в Великой Отечественной стал реальностью…

До окончательного разгрома фашистской армии еще много дней и ночей, но Народный Комиссариат обороны принимает ряд постановлений о начале восстановления городов и предприятий страны. С этой целью создают специальные рабочие отряды. В сентябре 1943-го приказом Главного управления трудовых резервов при СНК СССР Челябинскому областному управлению трудовых резервов предписано создать три восстановительных отряда и командировать их в подведомственные области разрушенной территории Союза: в Сталинград, Курскую область и на Донбасс. В этой связи принимаются неотложные меры для отправки туда оборудования, материалов и инженерно-технических работников. Однако квалифицированных рабочих катастрофически не хватает, поэтому решают привлечь учащуюся молодежь. Уже в ноябре в Алчевск прибывает Челябинский восстановительный отряд.

Эти 15-18-летние мальчишки и девчонки стали одними из тех, кто первыми возрождал Алчевский металлургический комбинат. Их руками разбирались завалы, поднимались цехи, благоустраивалась территория. Численность приехавших составляла 765 человек – учащиеся ремесленных училищ и школ ФЗО. Так как формирование отрядов происходило быстро, многие из ребят не успели доучиться, поэтому командировались в город Ворошиловск для прохождения производственного обучения с последующими выпускными экзаменами по месту производственной практики.

О долгом пути отряда до пункта назначения и первой, самой трудной, поре начала работ написали тогда в одной из ворошиловградских газет: «И пока товарняк отстукивал по шпалам дни и недели, медленно продвигаясь на Запад, полураздетые, полуголодные «резервы», борясь со вшами, весело ехали навстречу новым неведомым испытаниям. Дети военного лихолетья, в большинстве своем сироты и потерявшие родных, повзрослевшие от горя и лишений, они свято верили в Победу и счастливое Завтра. Эта вера помогла преодолеть долгий кошмарный путь к хлебосольной Украине…

Ворошиловск встретил ребят холодным дыханием зимы, а завод -мертвым оскалом развалин…

На второй день после приезда и расселения в первом «доме стахановцев» челябинцев строем повели на предприятие. Кого – на разгрузку прибывавших составов, кого – разбирать завалы, кого – в литейный цех на особо важное задание: вынести из цеха мостовой кран, на котором когда-то работал сам Клим Ворошилов. Видел бы военачальник, как десятки подростков на «эй-оп!», вручную, как тогда говорили, «пусковым паром», тащили на канатах многотонную махину!» (из книги «Трудовой подвиг воспитанников трудовых резервов Челябинской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»).

Забегая вперед, хочу сказать, что с поставленной тогда перед ними задачей – в кратчайший срок восстановить металлургический завод -они справились. Уже к середине 1944-го в эксплуатацию ввели мартеновскую печь, а в ноябре – доменную, частично реконструировали энергетическое хозяйство, смонтировали турбогенератор, турбогазодувку и приступили к ремонтам вспомогательных цехов. В августе того же года отряд расформировали и уральских добровольцев официально трудоустроили в цехах завода. Те, кто остался, стали называть себя металлургами, а провинциальный украинский городок – второй родиной, местом своих побед и осуществления надежд.

В 2003-м в Алчевске отмечали 60-летие со дня основания челябинского отряда. Тогда на торжество собрались 22 человека: радостной и трогательной была та встреча. Сегодня свидетелей далеких событий осталось совсем не много. Несколько дней назад в музей АМК пришли двое пожилых людей – Владимир Фомич Петров и Мария Николаевна Конькова. Бывшие «челябинцы», ветераны труда меткомбината, напомнили, что 23-го ноября отряду исполняется 67 лет: «Это, конечно, не юбилей, но, поймите, в нашем возрасте каждый год – круглая дата». И нельзя с этим не согласиться… Поговорили, конечно, и о жизни. Юношеские годы Мария Николаевна вспоминает с грустью:

– Если бы можно было вернуться, все прошла бы заново. Утром просыпаешься, столько дел планируешь! На всё сил и желания хватало. А как хотелось идти на работу! Особенно после отпуска. Скучала очень. Даже когда по ночам в цех вызывали (всякие ведь ситуации случались), бежала, и не считала это чем-то героическим. Да и вообще, никто у нас тогда ни отгулов не просил, ни прибавок. Все так жили и работали. Ведь мы дети военного времени…

Владимир Фомич соглашается: да, дети военного времени, повидали и испытали немало. Выходец из семьи псковских крестьян, в 1940-м он поступил в Ленинградское ремесленное училище при заводе имени Козицкого в группу слесарей-механиков. Первый учебный год закончился, и в июне 1941-го все «периферийные» мальчишки с нетерпением ждали, когда же, наконец, выдадут бесплатные проездные и они смогут поехать по домам. Утром 22-го, как обычно, с друзьями отправились на Неву купаться. Вдоволь наплескавшись, поспешили в училище – скоро обед. Возвращаясь, обратили внимание на толпы людей, стоявших перед репродукторами и внимательно слушавших какое-то сообщение. Особого значения не придали. А немного позже узнали: война…

– Мы все тогда были патриотами, – вспоминает Владимир Фомич. – Покушали и отправились в военкомат. Людей – тьма. Но к военкому пробились. Стали проситься на фронт. Понятно, что нам вежливо отказали, пояснив: воевать рановато, но поучаствовать в военно-оборонительных работах можно.

Так как уже 22 июня была объявлена всеобщая мобилизация, а затем и эвакуация промышленных предприятий и специалистов, ремесленники и ФЗОшники оставались в городе основной рабочей силой. Они рыли окопы, противотанковые рвы, траншеи, блиндажи, дзоты и т.д. Сначала – на дальних подступах к Ленинграду, затем (вместе с отступающими красноармейцами) – у Пулковских высот и, наконец, в районе Малой Охты. Когда немцы подошли к стенам города, а фронт стабилизировался, необходимость в помощи отпала. Ребята вернулись в Ленинград. Эвакуироваться не успели: 8 сентября блокадное кольцо замкнулось… Выехать удалось лишь в середине марта 1942-го – через Ладожское озеро. На Алтае, в Бийске, ленинградцы прошли длительную реабилитацию, потом тех, кто покрепче, распределили на предприятия края, а те, кто послабее, продолжили учебу. В их числе оказался и Володя, попавший в ремесленное училище №8 города Сатки Челябинской области.

– А в 43-м году объявили о наборе в комсомольские восстановительные отряды. Желающих ехать на Донбасс, в «сытую» и теплую Украину, было более чем достаточно. Отправки ждали с нетерпением. Утром 7 ноября 1943 года наш товарняк отправился на запад.

Ехали долго, сутками стояли в тупиках и на никому не известных полустанках, пропуская воинские эшелоны, спешившие на фронт. Терпели страшные неудобства, страдали от недоедания. Последние дни до Алчевска ребята по-настоящему голодали. Один из предприимчивых деятелей, сопровождавших эшелон, умудрился продать в дороге не только принадлежащие отрядовцам комплекты одежды, но и все продуктовые пайки…

Утром 23-го ноября «челябинцы» прибыли в Алчевск (тогда Ворошиловск). Первое, что увидели, – завод, который им предстояло восстанавливать. Страшная картина не испугала, все они тогда были оптимистами, испытывали особый душевный подъём и верили в свои силы. Подхватив нехитрые пожитки, отправились расселяться. «Дом стахановцев», основательно пострадавший в период оккупации, к их приезду полностью отремонтировать не успели: ни отопления, ни воды, ни света… Даже кроватей на всех не хватило. Но и эти обстоятельства особо никого не смутили: обустроились, кто как мог. На следующее утро все пошли на работу.

– Распределили по цехам, – рассказывает Петров. – Нашу группу из 32 человек направили в ремонтнокотельный (позже ЦРМО) и дали задание: очистить территорию предприятия от металлического хлама, подготовить площадки под восстановление и строительство цехов – напряженный, тяжелый труд, ненормированные смены.

Вставали в пять, завтракали (в столовой выдавали по 200 граммов хлеба и бульон) и шли на завод. Обедать, а то и сразу ужинать, бывало, оставались там же. Работы хватало.

– Сначала расчистили литейный цех, привели в порядок седьмую кочегарку и воздуходувку, перенесли станки из старого механического цеха в новый. Делалось все, конечно, вручную. Не было даже обычных барабанных лебёдок. Но мы – молодые и сильные – от этого не страдали, трудились, не жалея себя. Когда начали пускать объекты, могли по несколько суток не уходить в общежитие. Они, действительно, трудились, не жалея себя, а то и жизни. Во время предпусковых работ на доменной печи № 2 погиб один из самых близких товарищей Владимира Фомича – Корсаков Леонид. По чьей-то халатности к трубе водяного охлаждения на калашнике не приварили один из секторов. Когда подали воду, хлынул поток. Леонид собою закрыл шестидюймовую трубу. Стоял под ледяной струей, пока воду не перекрыли. Через месяц его не стало. Петров называет еще троих отрядовцев, погибших, спасая людей и технику. Это Кушаков Николай, Кирюточкин Николай, Лукин Иван…

В сентябре 1944-го отряд официально прекратил существование, а «личный его состав» трудоустроили в цехах предприятия. Не покинул Украину и Владимир Петров. Вместе с несколькими членами своей группы он продолжил работать в энергобюро (сейчас цех КИПиА) монометристом, позже – бригадиром в расходомерной лаборатории.

Южноуральцы, чья жизнь прошла в Алчевске, всегда старались не терять связи друг с другом. Руководство комбината и профсоюзный комитет всегда оказывали им помощь в организации и подготовке юбилейных дат. Последний раз собирались в 2003-м, чтобы пообщаться, вспомнить молодость, обнять приехавших издалека, отдать долг памяти тем, кого уже не было рядом, и вновь почувствовать себя несдающимися, дерзкими, напористыми, едиными… Главные тосты провозглашены были тогда за здоровье и… за процветание и стабильность предприятия, которому отдана практически вся жизнь.

Сегодня, 25 ноября, в музее истории АМК – очередная встреча «челябинцев». Они будут рассматривать пожелтевшие фото и говорить-говорить о далёких, суровых, но всё-таки незабываемых и таких счастливых днях, о друзьях и товарищах, о сегодняшних своих радостях и печалях…

     Лариса Закирова, фото из архива музея АМК.

Закирова Л. Челябинский восстановительный. Девиз: «Быть первым» / Лариса Закирова // За металл. – 2010. – № 47. – 25 ноября. – С. 1 – 3.

Наверх