Город оживал

Город оживал

Вот ужо более 70 лет прошло с той поры, как Ворошиловск-Алчевск был освобожден от немецко-фашистской оккупации. Трудное то было время: полная разруха на наших градообразующих предприятиях, разбитое жилье. Казалось, за сотни лет их не восстановить. Важно сказать, что все познается в сравнении.

В далекое время обстоятельства сложились так, что еще на западе шла война, а индустриальный Донбасс уже восстанавливал разрушенные заводы, шахты, жилые дома. Фронту нужен был металл, сталь. И 4 сентября 1943 г. Народный комиссар черной металлургии И. Т. Тевосян подписал приказ «О возобновлении деятельности мет. завода им. Ворошилова». По его приказу, касающемуся коксохимического завода, уже в первые дни после освобождения города началось восстановление коксового цеха.

По прогнозам зарубежных экспертов, чтобы восстановить разрушенное войной народное хозяйство СССР, понадобилось бы 100 лет. Но наш народ не привык к таким срокам. Завод необходимо было возродить в кратчайшее время. В соответствии с постановлением Совета Народных комиссаров СССР от 6 ноября 1943 г. в Ворошиловске создается особая строительно-монтажная часть, со временем переименованная в строительный трест. Первым управляющим был назначен Алексей Филиппович Таломаненко. А Приказ № 1 по особой строительно-монтажной части «Ворошиловскстрой» от 10 ноября 1943 г. гласит: «На основании предписания Народного комиссара по Строительству СССР сего числа прибыл и вступил в исполнение обязанностей уполномоченного Наркома по строительству, по организации особой строительно-монтажной части – «Ворошиловскстрой» в г. Ворошиловске И. Бородавко, уполномоченный Наркомстроя по организации ОСМЧ «Ворошиловскстрой».

Трудились по 10-12 ч., а то и полный световой день. Убирали территорию, рабочих рук не хватало. Выполнить поставленную задачу в условиях военного времени было очень сложно. Но нашим людям не привыкать к трудностям.

10 октября 1943 г. состоялся городской воскресник, организованный по инициативе горкома партии. Вместе с работниками завода и строительных организаций вышли на работу учащиеся, домохозяйки. Голодные, измучен­ные оккупационным режимом, обессиленные от скудного питания, плохо и не по сезону одетые люди работали не покладая рук. Разбирали завалы, выносили мусор. Многие брали из дому инструменты: кайло, лопаты, ломики, молотки, плоскогубцы и т.д. Таким были особые почести – они работали своим инструментом, значит, приносили больше пользы. Люди старались изо всех сил. Они верили, что теперь, когда город освободили от немецкой чумы, надо приложить все силы к тому, чтобы скорее возродился из пепла родной завод. История помнит тех, кто реанимировал производство в то время: 300 фамилий молодых ребят и девушек, среди которых немало представителей трудармии, прибывшей на восстановление из разных уголков СССР.

Например, Варвара Гранцевич в числе 3 военнообязанных была направлена в Алчевск на восстановление завода после расформирования воинской части.

Евгений Пантелеймонов во время оккупации эвакуировался с заводом и был там комсоргом, а также участвовал в возвращении из эвакуации оборудования.

Т. Трушкина прибыла на завод с группой 14 сирот из детдома. Малолетние, неокрепшие ребята и девчата работали на восстановлении завода.

Старожилы вспоминали, что одним из первых рабочих приютил на завод П. М. Синица. Горячо взялся за работу, возглавил небольшую группу слесарей-ремонтников. И люди пошли за ним. Выполнение ежедневных заданий на 200-300% стало нормой для членов его бригады. Их пример подхватили на др. участках, где выполнение плановых заданий исчислялось цифрами в 200-300-400% и более. Люди радовались мирному труду, жили надеждами на будущее. И для этого делали все, что было в пределах человеческих возможностей, и даже более того.

Уже в 1944 г. была восстановлена воздухоцентраль, начал выдавать первую продукцию хлебозавод, а чуть раньше заработала ВЭЦ, в домах и на стройке появилось электроосвещение…

Так было положено начало восстановлению завода. Перед коллективом стояла задача – ввести в действие 2 батареи коксовых печей производительностью 1000 т. кокса в сутки. Предусматривался ввод в эксплуатацию углефабрики, машинно-конденсационного цеха, силовой подстанции, парокотельной, мех. цеха, прокладка железнодорожных путей и мн. др., без чего невозможен выпуск кокса.

С той поры прошло много лет, на смену поколению, возродившему г. Алчевск и его заводы, пришли другие люди, им тоже будет что рассказать своим потомкам. Эти воспоминания о послевоенных временах мы поместили в газету не зря. Еще и еще раз хотим напомнить, что нашему народу по плечу любые испытания.

Лариса Коваленко

Коваленко Л. Город оживал / Лариса Коваленко // РИО-Плюс. – 2016.– 21 декабря. – С. 4.

Наверх