Бондарь Наталья Донатьевна (1959)
Бондарь Наталья Донатьевна – народный мастер Луганщины, член клуба декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Радуга Надежды» имени Н. П. Кутеповой. Наталья рисует нитками. Увидев её работы впервые, думаешь, что они написаны красками, и только потом, приглядевшись, понимаешь, что это вышивка.
Родилась Наталья 15 февраля 1959 года в селе Михайловка Луганской области в семье рабочих. Родители уделяли развитию Натальи много внимания и сумели привить ей художественные и музыкальные способности. Были они творческими людьми: отец, Донат Павлович Савельев, играл на семиструнной гитаре, аккордеоне и мандолине, мама – на гитаре. Именно отец привил девочке любовь к музыке, стихам и песням. Всей семьёй они исполняли песни разных лет. Создалось своеобразное семейное трио – мама играла на гитаре, отец на мандолине, а сама Наташа – на аккордеоне.
Сейчас она продолжила эту традицию – в дуэте с мужем Владимиром играет на музыкальных инструментах, что доказывает не случайность её профессионального выбора, сделанного по окончании культурно-просветительского училища в Ворошиловграде (ныне Луганске).
К раскрытию своего таланта Наталья шла постепенно. С детства мечтала рисовать. Изображала карандашом то, что люди не замечают – во всем видела красоту: даже в незаметных глазу травинках, растениях. Особенно ей нравилось живописать цветы. Для неё они являются природными шедеврами. Увлечение рисованием продолжила и в школьном возрасте. Работы талантливой девочки заметили учителя и ученики и попросили художественно оформлять стенгазету. В 12 лет она подготовила новогодний выпуск на огромном полотне бумаги в СШ № 10. С тех пор и стала рисовать на более профессиональном уровне. Её первым произведением стала картина с росписью под гжель.
Первое знакомство с клубом рукодельниц и его руководителем – заслуженным мастером народного творчества Надеждой Павловной Кутеповой – произошло в 1985 году. Увидев ее работы, выполненные с помощью подлаковой росписи и рисовальной глади, Наташа буквально «заразилась» этими видами рукоделия и решила научиться творить такую красоту сама. Потому она и пришла в клуб «Радуга Надежды». Попробовала и научилась! Ее работы хвалила сама Кутепова, поскольку видела в них своеобразный стиль рисования. Она предрекала девушке быструю художественную карьеру. И в качестве первых работ предложила проиллюстрировать известные произведении Николая Гоголя. Наталья написала гуашью несколько работ к произведениям великого писателя – «Майская ночь, или Утопленница», «Вий», «Сорочинская ярмарка». Работы имели успех. Вышивала она и рушники, разрисовывала подносы и вазы. Воистину талант этой мастерицы широк и многогранен.
Мастерицы клуба попросили Наталью нарисовать им схемы вышивки рушников. И тогда, в процессе работы, Наталья Бондарь разработала свой стиль вышивки гладью. Особенно ей нравилось вышивать акриловыми нитками всевозможные цветы. Среди работ в её коллекции такие картины, как «Поющие в терновнике», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Королевский ирис», «Ангел розовых снов», «Гармония Вселенной», «Бабочка Махагон», «Лилия на пруду», «Сердце шахтёра» и многие другие. Любит она рисовать и природу. Кроме того, занялась Наташа вышивкой икон. В её домашней коллекции вышитые иконы «Неувядаемый цветок», «Мадонна с младенцем». Последняя икона побывала в Италии, в Милане, и заняла 2 место в конкурсной выставке. Много её трудов было передано за границу – во Францию, Германию, Италию и Португалию. На одну картину Наталья тратит от 3 дней до полугода, в зависимости от сложности выполнения работы. Икона «Мадонна с младенцем» была вышита за 2 месяца.
«Я люблю вышивать ночью, когда мне никто не мешает, – рассказывает мастер. – В эти моменты настолько отдаюсь игле и нитке, что на полотне выкладывается все моё внутреннее я. Когда работаю – излечиваюсь от негатива. Устаю ли я от вышивания? Нет! Даже наоборот – именно в вышивках отдыхаю, когда полностью погружаюсь в процесс».
Наталья Донатьевна преподавала прикладное искусство в детско-юношеских клубах «Прометей», «Импульс» и «Метеор». Сейчас все свое свободное время посвящает вышивке гладью и живописи. Самые строгие и справедливые критики ее работ – близкие люди, семья: муж Владимир, сын Артём и мама Светлана Ивановна. Кстати, сын Натальи тоже неплохо рисует, его работы вместе с работами матери часто экспонировались в Луганске на выставках «Народные сокровища Луганщины», много лет подряд участие в таких мероприятиях приносило семье Бондарь первые места.
Своё вдохновение мастер черпает из стихотворений и музыки. В ближайших её замыслах – вышивка картины на морскую тему.
Наталья Бондарь – домашний человек, любит семью и уют в квартире. Она обожает стихи Есенина – человека, писавшего душой о красоте родного мира. Ещё любит интересные детективы и рассказы о природе. Не так давно появилось новое увлечение – фотографирование природы, зверей, птиц, букашек. Снимки отображают широту её души и бережное отношение ко всему живому на Земле.
К своему профессиональному званию дирижера оркестра народных инструментов, в 2008 году она добавила заслуженное звание народного мастера декоративно-прикладного искусства Луганщины.
С 2014 года Н. Д. Бондарь находится на заслуженном отдыхе. Продолжает заниматься творчеством. Своими профессиональными секретами, накопленным опытом и мастерством, она с удовольствием делиться со всеми желающими в клубе на мастер-классах. Свой клуб Наталья Донатьевна любит, а его участников ценит. Желает мастерам «Радуги Надежды» творческих успехов.
Фото некоторых работ мастера:
Чтобы больше узнать о мастере декоративно-прикладного творчества Бондарь Натальи Донатьевны предлагаем вам прочесть эти статьи:
Кубышкина Ю Талант рисования нитками / Юлия Кубышкина // Рио-Плюс.– 2011. – 29 июня. – С. 32.
Мащенко Н. Цветочная мастерица / Наталия Мащенко // РИО-Плюс. – 2017. – 21 июня. – С. 20.
Мащенко Н. Душа – как маленький оркестр / Н. Мащенко // Рио-Плюс. – 2021. – 1 декабря. – С. 1, 20.
Серова М. Гори, гори, моя звезда / М. Серова // Сам себе астролог. – 2004. – № 6. – октябрь. – С. 16.
Стрюкова Н. В «Подсолнухе» всегда солнечно! / Наталия Стрюкова //РИО-Плюс (нет данных).