Адрес юности: улица Воровского
Жиловка – что мы знаем о ней? Очень мало. Откуда такое название?
В 19 веке на месте нынешней алчевской окраины находились владения генерала Жило. Строительство поселка началось в 1899 году с открытием угольных шахт. В 1905 году здесь были даже построены цирк и гостиница. Жиловка в то время была узловым поселком, в котором пересекались торгово-купеческие пути. Я еще застал в 1949 году колонну от цирка возле железнодорожного вокзала, она служила нам, мальчишкам, для игры в стеночку на деньги…
В 1930-1940 годы на завод потянулись рабочие и стали приводить в порядок Жиловку. В 1934 году появилась и наша улица Воровского. Мои родители купили здесь дом, я родился в этом доме и прожил в нём почти 40 лет. По утрам меня будил заводской гудок – так было до 1956 года.

В честь критика и дипломата
Нашу улицу назвали в честь российского революционера, литературного критика, одного из первых советских дипломатов Вацлава Вацловича Воровского, убитого 10 мая 1923 года в Лозанне (Швейцария) белогвардейцем Морисом Конради.
Улица начиналась от Жиловского кладбища. На ней жили многодетные семьи. Было очень много молодежи, которая целый день проводила на улице, играя в лапту, жмурки и футбол.
В 50-е годы на улице Воровского оборудовали футбольное поле и волейбольную площадку, где ребята дотемна гоняли мяч. В 70-е годы на этом месте построили жилые дома. В конце улицы была большая гора, с которой детвора всю зиму каталась на лыжах и санках. Авторитетом пользовались только те, кто мог съехать с горы несколько раз, не упав. С наступлением холодов на улице заливались катки, где играли в хоккей самодельными клюшками, катались на коньках. Старшие ребята отбирали лучших игроков и проводили хоккейные матчи улица на улицу. Играли на спор, а бывало и на деньги (до 10 руб.).
Вода колодца детства
На нашей улице был колодец, долгие годы жители ходили по воду с коромыслами. В настоящее время колодец накрыт плитами, им никто не пользуется. В 50-е годы возле колодца каждое лето останавливался табор цыган. У них было три лошади и телеги, женщины ходили на базар, а детвора устраивала концерты, пели и танцевали за пятак.
Восьмую школу строили всем поселком, помогали даже мы, дети. После окончания рабочего дня мастер разрешал нам покататься на лошадях, мы с радостью заботились о них, чистили, водили на пастбище. С какой гордостью мы ехали по своей улице!

Когда наступала осень, пройти по улице можно было только в сапогах. Мы пробирались вдоль школьного забора, где почище дорога, а когда шли на танцы в железнодорожный клуб, брали с собой туфли.
В клубе было всегда очень весело – танцевали под пластинки. А по понедельникам играл духовой оркестр, и за билётами занимали очередь за 2 часа до начала танцев.
За школой, прямо на проезжей части, была импровизированная танцплощадка, по вечерам в то время машины почти не ездили. Собиралось до 300 человек молодежи, танцевали под гармошку. Баянистом был весельчак Яша Попов.
На нашей улице жил Виктор Николаевич Лисогор, профессиональный шофер, мотогонщик, который показывал такие трюки на мотоцикле, что у нас волосы становились дыбом. Моими соседями были врач – рентгенолог Николай Васильевич Атокин и его жена – медсестра Любовь Трофимовна; Пидько Николай – электрик мартеновского цеха и его жена Нина – медработник. Рядом жила семья Болдыревых, во время войны их отца немцы расстреляли, мать одна воспитывала четверых детей.
Организатором всех соревнований по футболу был Виктор Писарев, который играл за команду железнодорожного цеха. С Владимиром Компанцевым мы учились вместе в 1 и 2 классе, а затем играли в футбол. Сейчас он работает в информационно-технологической гимназии преподавателем физвоспитания. Не забываю соседей и друзей детства Владимира Изотова и Анатолия Терпугова, Николая Петровича Павловича, который трагически погиб в 1966 году на строительстве доменной печи. Вспоминаю соседа летчика Степана Егоровича Чутчева, награжденного орденом Красного Знамени и многими медалями.
На улице Воровского жил мой дядя Александр Васильевич Голофаев, который прошел всю войну шофером. Вернулся домой с медалями и орденами. Он рассказывал, как тяжело ему было на войне, сколько погибло его друзей. После войны дядя посадил огромный сад, который и сейчас напоминает мне о нем.
В 50-е годы у нас появился телевизор, мы его выставляли вечером на улицу, и все приходили смотреть фильмы и разные передачи, особенно любили хоккей. Телевизор «Рекорд» в то время был только у нас. Все люди ждали вечера, как праздника, тогда все жили бедно, но весело и интересно.
Федор Голофаев
Голофаев Ф. Адрес юности: улица Воровского / Федор Голофаев // Неделя. – 2011. – 18 мая. – С. 8.
