Алчевские милиционеры стали историками
… Приятно осознавать, что у истоков этой необычной истории стояли мы, то есть редакция газеты «Неделя». Хотя справедливости ради надо отметить, что наш вклад в стирание белых пятен на исторической карте города в данном случае не велик. Или скажем так: он был несоизмеримо меньше той деятельности, которую развили алчевские милиционеры. В общем – обо всем по порядку.
В № 10 газеты «Неделя» от 18 апреля нынешнего года была опубликована статья про алчевские памятники, которая называлась «Виктор Серебрянский и другие». Как видно из названия, речь в ней, в числе прочего, шла и о могиле Виктора Георгиевича Серебрянского в сквере им. ВЛКСМ. Подавляющее большинство современных алчевцев о Серебрянском никогда не слышали, а многие и могилы не замечали. Но как водится, статья в газете оживила в истории полувековой давности и слухи, которые появлялись по мотивам этих историй. Один такой слух, о том, что Виктор Серебрянский был милиционером, за что его и расстреляли в 1945 году бандиты, дошел до Алчевского городского отдела милиции. И… упал на благодатную почву: милиционеры как раз подумывали о создании в горотделе собственного «музея боевой славы». А тут – милиционер, погибший от рук бандитов! Правоохранители готовы были тут же взять шефство над могилой, но для начала решили выяснить подробности о жизни и смерти Серебрянского.

Доподлинно о Викторе Серебрянском было известно лишь то, что он являлся партийным работником, но информации о нем не было в отделах кадров организаций, в которых он работал (или мог работать).
Наконец, «следопытам» вручили… ксерокопию нашей статьи, где информация о Серебрянском уместилась в одном абзаце. «Круг замкнулся», – приуныли было новоиспеченные историки, но поисков не прекратили.
Помог милиционерам старожил Алчевска, который помнит, бережно собирает и хранит городские истории и легенды, – Николай Николаевич Микулин. Он рассказал, что через несколько лет после гибели мужа его вдова снова вышла замуж, и даже припомнил, где жила семья.
Остальное – было делом милицейской техники и… энтузиазма. Горотделовцы искали истово, причем коллеги из других городов, узнавая предысторию, загорались не меньше алчевцев и спешили на помощь. Чуть больше недели понадобилось профессионалам, чтобы обнаружить в городе Запорожье дочь Виктора Серебрянского.
Пресс-секретарь Алчевского ГО Валентина Эсаулова призналась, что волновалась, набирая запорожский номер.
– Але? – ответил молодой женский голос.
– Мне нужно Алина Викторовна Самойленко.
После затянувшейся паузы женщина на том конце провода произнесла:
– Это я.
А через несколько дней после разговора в городской отдел милиции принесли письмо из Запорожья:
… Сообщаю известные мне факты о жизни моего отца Серебрянского Виктора Георгиевича.
Родился он в с. Малоивановка Перевальского р-на 3 или 7 (точно не помню) февраля 1909 года. О его родителях знаю только то, что отец рано умер, а мама его Юлия Семеновна жила в городе Перевальске и умерла до войны – точно не знаю когда.
Погиб он 28 октября 1945 года. Был застрелен через дверь часов в 9 вечера на квартире. Неизвестные постучали в дверь, он вышел и спросил через дверь «Кто там?» Ответили, что ищут какую-то девушку. Он ответил, что здесь такая не живет. Потом он услышал лязг оружия, успел только сказать, рядом стоящей моей маме «Военные», и тут раздалась автоматная очередь через дверь. Дверь была тоненькая, почти фанерная, и он погиб сразу же, на месте.
Последнее место работы его был Городской комитет партии. Высылаю Вам сохранившийся листик по кадрам – там описан весь трудовой путь отца. К сожалению, у меня мало осталось фотографий его, несколько чисто семейных я не высылаю…
Когда я уезжала из Алчевска в 1998 году, я отнесла в наш городской краеведческий музей подшивку газеты «ПРАВДА» за 1945 год, которая хранилась у нас, и так называемые «общественные» фотографии отца, – с митинга по поводу открытия шахты Сталина (впоследствии шахта «Украина»), со встречи в ГК партии героев Советского Союза, освобождавших Алчевск от немцев и т. д. Но в музее, наверное, все выбросили, как относящееся к периоду коммунистов. А, может быть, где-нибудь и сохранилось…
Вот все, что я могу сообщить Вам. Большое спасибо за внимание к личности моего отца. Самойленко А. В.
Неделя. – 2007.

