Чтобы превратился в передовой город
Кинотеатр «Металлург» построен в 1950 году по проекту луганского архитектора Панченко И. П. На фронтоне здания – скульптурная группа, символизирующая победу нашего народа в Великой Отечественной войне. В кинотеатре 2 зрительных зала на 1100 мест.
С 1993 года кинотеатр вместе с парком Победы вошел в состав Центра досуга. В связи с отсутствием зрителей, показ кинофильмов с октября 1995 года прекращен. В помещении кинотеатра работает дискотека, проходят вечера отдыха для ветеранов и т. д.
(Справочник Алчевска, 1996 год).
Сентябрь – месяц памятный для каждого алчевца. Он богат различными историческими событиями: как торжественными, например, 22 сентября 1929 года (в этот день был пущен ново-коксовый цех, ставший позже коксохимическим заводом), так и печальными – в ночь на 1 сентября 1943 года, отступая под натиском Советской Армии, фашистские изверги совершили чудовищное преступление – вывели из тюрьмы гестапо 83 арестованных и, сбросив их в яму и облив бензином, сожгли заживо. По свидетельствам очевидцев, всему городу были слышны стоны и крики гибнущих. Потом наступило радостное событие – 2 сентября 1943 год наш город был освобожден от гитлеровцев войсками Южного фронта, и 4 сентября того же года Народный комиссар черной металлургии СССР подписал приказ «О восстановлении деятельности металлургического завода имени Ворошилова».
А восстановление градообразующего предприятия, само собой, подразумевало и «модернизацию» города. Люди хотели жить в красивом, удобном Ворошиловске. Это понимал директор металлургического Ордена Трудового и Красного знамени завода им. Ворошилова – Петр Арсентьевич Гмыря. Кстати, хочу заметить, что в текущем году есть еще одна знаменательная дата в жизни города – 100лет со дня рождения бывшего директора. Жители вспоминают его вклад в реконструкцию города добрым словом: для алчевцев он навсегда останется человеком-легендой. Когда-то ветеран предприятия А. Ф. Пастушенко писал о нем: «Он остался в моей памяти человеком величайшего благородства и порядочности… П. А. Гмыря был человеком долга, требовательным и обязательным. Этого же добивался и от подчиненных – для него дело было превыше всего…» А сменивший Петра Арсентьевича на посту директора А. В. Жердев вспоминал:
«Он на заводе знал почти всех рабочих в лицо, здоровался за руку и помнил, у кого какая беда. Это феноменальный дар! Рабочие его любили и ценили…»…Так уж повелось, что при восстановлении и строительстве крупного предприятия наиболее «приметными» вехами принято считать ввод в эксплуатацию основных цехов: будь то мартеновский цех, или сталеплавильный, или же передельные цеха… Но понятно и другое: домны, мартены, прокатные станы, вспомогательные цеха станут действовать тогда, когда они будут иметь необходимые тылы: жилье для рабочих, дороги, внутризаводской и внутригородской транспорт, предприятия общественного питания, медицинское обслуживание, учебные учреждения, детские сады и ясли, когда будет благоустроена и озеленена городская и заводская территории.
Не случайно администрация комбината и городские организации, в первую очередь, заботились о жилищном строительстве. Если в 1958 году весь жилой фонд Алчевска составлял 303 тысячи квадратных метров, то в 1964 году превысил 1 миллион квадратных метров. Именно тогда появилась «изюминка» нашего города – проспект Ленина (о нем мы писали в №10 от 30 сентября 2005 г.). Началась газификация квартир металлургов.

Кроме того, в 50-е годы был построен ряд социально-культурных объектов: заводская гостиница, троллейбусная линия, вырос район коттеджей металлургов, началось строительство корпусов горно-металлургического института, возведен кинотеатр «Металлург». Вот о нем и пойдет сегодня рассказ. Тем более, что история создания и создателей этого здания весьма примечательна.
Начнем с того, что интересна история руководителя стройки – заместителя генерального директора завода по капитальному строительству Александра Ивановича Скорика. Он, будучи еще несовершеннолетним, начинал свой трудовой путь на комбинате рассыльным в конторе. Но шло время, и посыльный Саша, благодаря учебе, полученным знаниям, инициативе, энергии, организаторским способностям и целеустремленности, стал заместителем генерального директора. О том времени, когда он прибыл в Ворошиловск, через несколько дней после изгнания оккупантов, Александр Иванович вспоминал: «Едва достигнув соседского города Парижская Коммуна (ныне Перевальск), с нетерпением бросил взгляд на возвышенность, на которой раскинулся завод. Первое, о чем подумал: «Целы ли трубы?» …Но передо мной встала страшная картина разрушений. Единственное, что могло порадовать – это надписи, сделанные нашими солдатами несмываемой черной краской: «Проверено. Мин нет». И, конечно, видя, во что превратили город фашисты, поднимая его из руин, Александр Иванович не мог быть равнодушен к тому, что и как строилось в городе. Можно сказать, что кинотеатр «Металлург» – одно из «детищ» А. И. Скорика.
Итак, планирование здания началось сразу по окончании войны – в 1945 году. Проектное задание разработано Ворошиловградской проектной конторой «Облпроект» при Ворошиловградском областном отделе по Делам архитектуры по заданию отдела капитального строительства завода им. Ворошилова. Здание кинотеатра запроектировано в соответствии с существующими нормами строительного проектирования кинотеатров, утвержденных комитетом по Делам кинематографии при СНК СССР в 1940 году. Согласно заданию: «Проектируемое здание кинотеатра расположено на углу улицы им. Горького и Юго-восточной набережной Васильевского пруда…» Так, читая, и узнаешь, что существовал когда-то в нашем городе «Васильевский пруд». Теперь понятно, почему прилегающая улица носит название «Набережной» – ведь она пролегала вдоль нескольких прудов – Школьного и Васильевского! Сейчас на этом месте – свалка мусора…
Согласно тому же проектному заданию, «… кинотеатры, как общественные здания, занимают значительное, а порой, и центральное место в городском ансамбле. Они строятся на площадях и главных магистралях центральных районов городов.
На площадях г. Ворошиловска места для строительства кинотеатра не отведено и данный участок, расположенный на главной магистрали, связывающей старый город с новым, на направлении людских потоков на завод и стадион, является наилучшим местом для постройки кинотеатра».
Общая площадь застройки – 1817 квадратных метров на общую сумму 3302,5 тыс. рублей в нормах и расценках 1945 года. Проектом предусматривалось «насаждение внутреннего двора взрослыми деревьями и партерной зеленью, а также оформлением спуска к Васильевскому пруду лестницами и озеленение террас парковой зеленью…». Разработкой «двухзального кинотеатра «Металлург» на 1200 мест» занималось Ростовское-на-Дону отделение Художественного фона СССР.
Но наиболее интересна, на мой взгляд, судьба скульптурной композиции, украшающей фронтон здания.
Изначально было решено, что фигуры будут символизировать победу советского народа в Великой Отечественной войне. Но… Обратите внимание на копии чертежей того времени: композиция претерпела значительные изменения! Изначально это должны быть «три фигуры высотой по три метра II группы сложности с изготовлением авторской модели». На ней – три человека: один держит арфу, второй – трубу, третий – факел. На втором чертеже уже видим две фигуры, держащие щит со звездой. По сторонам от обеих фигур установлены под наклоном три флага. А вот третий вариант можно наблюдать теперь ежедневно, проходя и проезжая мимо кинотеатра на комбинат. Вот и о нем и пойдет наш рассказ. Тем более, что история скульпторов композиции также интересна.

О том, что кинотеатр строился с привлечением военнопленных немцев, знают в нашем городе многие. А о том, что главным скульптором был военнопленный Генрих Кухенройтер, известно далеко не всем. Просмотрев газету «Огни коммунизма» от 9 сентября 1989 года, прочитала: «О нем, увы, известно немного: отец его владел заводом. Война помешала окончить институт и получить художественное образование. Попал на фронт, где служил фельдшером-ветеринаром. В лагере был членом совета Ротфронта. В красном уголке стоял бюст Тельмана его работы. Хороший математик – все расчеты к скульптуре сделаны им. Он уехал домой, так и не дождавшись установки скульптуры, получив плохие известия из дома. Макет скульптуры его работы хранился в доме Василия Ивановича Ткаченко (он выполнял лепные работы), но, к сожалению, в шестидесятые годы прошлого века был разрушен во время ремонта…»
В целом, композиция носит название «Триумф Победы» (правда, видя ежедневно разрушающееся здание и композицию, в этот «триумф» уже верится с трудом). Центральную фигуру женщины, несущей лавровый венок победителей, лепил В. И. Ткаченко. Василий Иванович, обращаюсь опять к статье в «Огнях коммунизма»: «Впервые познакомился со своей будущей профессией в Харькове, в Доме пионеров, обучаясь у скульптора. Потом военное училище, война, досрочный выпуск. После Победы приезжает в Алчевск. Живя в общежитии лепит «для души» в свободное время. Тут его работы и увидел руководитель строительства кинотеатра «Металлург» А. И. Скорик, который искал людей для выполнения скульптурных работ. Было отобрано еще несколько человек и после двухмесячных курсов в Ворошиловграде весной 1949 года они приступили к работе над «Триумфом Победы»… Как уже было сказано, Василий Иванович лепил центральную фигуру, для которой часто приходилось позировать его жене, над левой фигурой трудился Виктор Доничев, над правой – Юрий Бровкин.

Вот такая история создания кинотеатра «Металлург». Ну, а сегодня, когда ежедневно мы идем на работу и видим, как постепенно разрушаются все портики, ионики, коринфские орнаменты, над которыми когда-то трудились сотни людей, и становится просто больно: ведь в этих величественных зданиях – история города, история наших отцов и дедов… Почему-то вспоминается старая поговорка: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». …Интересно, почему?
О. Бутенко
p.s. Хотим высказать огромную благодарность музею истории комбината за помощь в подготовке статьи и за предоставленные эскизы залов кинотеатра, а также архиву комбината – за чертежи и проектные разработки 1945-1950 г.г.
ИВЦ-NEWS – 2005 – 31 августа. – С. 7.
