МЕЧТАЙ ВЛАДЕТЬ РУКАМИ ЗОЛОТЫМИ!
За пятьдесят лет своего существования Коммунарское СПТУ № 40 подготовило около тридцати пяти тысяч рабочих строительных специальностей. По численности это население целого города. И если бы мы представили мысленно такой город мастеров, то почетным его жителем непременно стал бы Андрей Федорович Кошура. Герой Социалистического Труда, кавалер двух орденов Ленина, он долгое время возглавлял передовую бригаду электромонтажников Коммунарского специализированного управления № 450 треста «Донбасспромэлектромонтаж».
Выпускник училища, Кошура вновь вернулся сюда тридцать лет спустя после выпуска, теперь уже в качестве мастера производственного обучения. Вернулся, чтобы готовить к жизни и труду молодую смену, выводить ребят в мастера. Что же он вкладывает з понятие «мастерство»? Таков был первый вопрос, заданный в беседе Андрею Федоровичу.
– Мастером мы называем человека, достигшего вершин н своем деле, умеющем споро, хорошо работать, с творческой живинкой. Жизнь часто дает нам примеры проявления такого мастерства. Я с детства наблюдал его в хлеборобской среде, позже – в заводских цехах, видел прекрасные создания человеческих рук в художественных музеях Москвы и Будапешта. Помню надпись, вычеканенную на древнем дагестанском кубке: «Не рвись владеть ларцами золотыми и саблями чеканно белыми. Мечтай владеть руками золотыми, которые все это сделали…». Действительно, умелые руки мастера ценнее любого богатства. В каждой отлично сделанной вещи живет частичка души создавшего ее человека.
– Проблемы качества и эффективности труда приобретают все большую актуальность в развитом социалистическом обществе, в условиях научно – технической революции…
– Да, это нашло отражение в проекте новой редакции Программы Коммунистической партии Советского Союза, где о труде говорится как об основном источнике материального и духовного богатства общества, главном критерии социального престижа человека, его священной обязанности, фундаменте коммунистического воспитания личности. С удовлетворением воспринял я строки о том, что партия и впредь будет заботиться о всемерном повышении авторитета честного, высокопроизводительного труда.
– Где, по-вашему, Андрей Федорович, созревают условия высокого качества труда?
– Прежде всего, в тех коллективах, где трудовая дисциплина, ответственность каждого работника за свой труд вошли в привычку, стали нравственной нормой. Еще в юности мне повезло – я попал в бригаду, где работали на совесть. Каждый понимал, что качество электромонтажных работ на строящихся или реконструируемых промышленных объектах во многом определяет и долговечность этих сооружений, и их дальнейшую отдачу. Такое отношение к труду воспитал во мне мой первый рабочий учитель – бригадир Андрей Данилович Иванов. Этому же учил я своих воспитанников Артема Слободовского, Валерия Мягкова, Юрия Луцыка, Александра Шпакова, у которых на первых порах не все было гладко в деле и которые в конечном счете добились замечательных результатов, стали руководителями трудовых коллективов.
Трудовая дисциплина – главное в нашей работе. Без нее и самый прогрессивный метод ничего не даст. Некоторые рассуждают так: опоздал – не беда, догоню. Догоняя же таким способом, легко можно допустить брак.
Бывают и иные ситуации. Парень в ладах с распорядком, но в руках его не ощущается задора, молодой энергии, любит перекуры и пустую болтовню. С такими – особый разговор.
И все же, борясь с негативным, мы обязаны верить человеку, замечать в нем хорошее, растить, воспитывать его. И добавлю, беречь от ненужных огорчений и разного рода неприятностей. «Электромонтажник, находясь в хорошем настроении одну и ту же работу за смену выполнит в среднем на 0.65 часа быстрее…», – записано у меня я блокноте. Вот какова практическая отдача доброго слова, заботливого отношения к рабочему человеку.
– Повышение качества труда имеет глубокую нравственную основу. Вы правильно заметили, что одно из коренных свойств мастерства – личная ответственность за свой труд и труд всего коллектива. Ну, а знания? Без них ведь невозможно сегодня становление настоящего мастера…
– Безусловно! И мой приход на работу в профтехучилище, чтобы делиться с ребятами всем тем, что узнал и освоил за долгие годы, – яркое доказательство того, насколько я сам разделяю эту мысль.
С самого раннего детства я тянулся к знаниям. Помню, как приставал с вопросами к монтерам, что проводили в нашем селе электричество. Может, эти первые детские впечатления сыграли потом свою роль в выборе будущей профессии… До войны закончил всего четыре класса. Потом, когда враг был разбит, отправился с родной Хмельницкой области в индустриальный Коммунарск, чтобы учиться на электромонтажника. Всего через полгода уже отстраивал цеха металлургического завода. Время торопило – стране в те трудные послевоенные годы нужны были молодые сильные руки…
Но и после окончания школы ФЗО я не прекращал учебы. Это была прежде всего учеба на монтажной площадке. Кроме того, школа рабочей молодежи, курсы повышения квалификации в Харьковском учебном комбинате. Наконец, вечернее отделение по своей специальности в горном техникуме – какой бы я был бригадир, если бы вновь не заставил себя, пусть уже взрослого, семейного человека, взяться за учебники, чертежные принадлежности!.. Не раз убеждался потом на собственном опыте: знания – это и повышенное качество электромонтажных работ, и сэкономленное рабочее время, ведь человек, технически грамотный, быстрее освоит новое оборудование, разберется в технической документации… Кстати, приведу еще одну интересную цифру. В современных условиях, чтобы соответствовать постоянно меняющимся требованиям техники и технологии, рабочий за 25 лет труда на предприятии должен в среднем не менее шести раз повышать квалификацию!
– То есть, чем мощнее и совершеннее становится техника, тем выше требования к рабочему. И не только профессиональные. Истинное мастерство в наше время невозможно без овладения всеми видами культуры – материальной и духовной, экономической и политической…
– Воспитать в молодом человеке культуру труда, а это понятие многоплановое, одна из целей проводимой в стране реформы общеобразовательной и профессиональной школы. За последнее время в нашем училище заметно улучшилось материально – техническое оснащение учебного процесса, расширились связи с производственными коллективами. Проводим с ребятами множество мероприятий, способствующих их идейному мужанию. Совершенствовать свои дарования, гармонически развиваться они могут в двадцати шести кружках! Советую посмотреть выступление нашей агитбригады «Строитель», кстати, одной из лучших в области.
– Согласитесь, что выпускник училища, попав на производство, может столкнуться со многими трудностями и, я не побоюсь сказать, некоторыми разочарованиями. Взять, к примеру, ту же монотонность выполняемых заданий. Каждый день делать одно и то же и не потерять интереса к своему ремеслу – как это удается?
– Ну, приемы такой борьбы с однообразием перечислять долго. Это и чередование трудовых операций, и применение групповых методов работы, которые требуют овладения смежными профессиями. Но главным таким «приемом» для меня лично всегда был и остается творческий подход к самой обычной и будничной работе.
– И цель такого творчества…
– Поиск наиболее рациональных способов труда, бережливость всюду, где только есть возможность, в большом и малом. Помнится, у нас в бригаде соревновались между собой, кто больше отыщет и использует новшеств. Силами рационализаторов бригады был организован на монтажно-заготовительном участке ряд технологических линий. Одним же из главных источников экономии в бригаде были вносимые нами поправки в проекты монтажа электрического оборудования, стремление упростить схему, увязать ее с конкретными условиями, выиграть время, сэкономить материалы…
– Андрей Федорович, с какого возраста, по-вашему, надо учить человека качественному труду?
– По-моему, с детсадовского! Во всяком случае, я так воспитывал своих сыновей.
… В музее училища, вместе с другими дорогими его юным хозяевам реликвиями, хранятся под стеклом как ценный экспонат монтажный пояс и каска Героя.
Беседу вела Н. СЕЛЕЗНЕВА.
г. Коммунарск.
