Надежды маленький оркестрик…
Осень… Теплая, красивая, золотая. Неуловимый миг между «было» и «будет», между теплом и холодом, когда воздух – прозрачнее, вода – темнее, небо – ярче… Именно такая – тридцатая осень народного вокального ансамбля «Камертон», звучащая шелестом опавших листьев и стуком каблучков по заиндевевшему асфальту, нестройным говором птиц и тишиной городских парков, шепотом долгого дождя и стаккато утренних заморозков… Она наверняка запомнится. О ней наверняка тоже будут вспоминать и рассказывать – рассказывать – рассказывать любопытным журналистам через много лет, как рассказывают сегодня о дебютах и премьерах, о гастролях и фестивалях, о делах давно минувших, но таких близких дней начала восьмидесятых…

«КАМЕРТОНУ» – 30!
О, «Камертон»
Ах, «Камертон»!
Как добрую услугу,
Ты задаешь в Алчевске тон
Культурному досугу.
В составе четырех мужчин
И шестерых красавиц
Ты заслужил найвысший чин
И сотни громких здравиц.
И тем словам правдивым в тон,
Хотим тебе открыться:
Живи, «бродяга» «Камертон»,
Еще не раз по 30!
Юбилей «Камертона» вместил мгновения грандиозного общения единых по духу: смелых, честных, нестандартных, творческих – всех, собравшиеся в октябрьский субботний день в зрительном зале первой музыкальной школы. Аншлаг. Шли и по зову души, и по приглашениям… Не осталось ни одного пригласительного билета (даже на память) – розданы все до единого… Музыка и стихи, помноженные на великий исполнительский талант, в любые (и на все!) времена создают оглушительную атмосферу абсолютной современности. Создают миры, которые развиваются в душе каждого зрителя, чтобы жить дальше и делать человека добрее и радостнее. Юбилейный концерт не просто покорил. Он ворвался в жизнь каждого присутствовавшего в зале как светлая песня… И отворился другой – гармоничный и величественный мир. Мир искусства, в котором у «Камертона» все было и все еще обязательно будет.
Три десятилетия назад они объединились, разные в индивидуальности, но единые в желании петь. А еще – создать что-то новое в жанре а’сареllа, что-то действительно интересное и экстраординарное, интригующее и зкспрессивное, интернациональное и эксклюзивное… Объединились под руководством замечательного пианиста, великолепного аранжировщика и поистине легендарного человека Бориса Рябченко. Ученик известного украинского композитора (автора знаменитого Щедрика) Анатолия Кос-Анатольского, именно в творчестве Камертона он реализовал самые смелые свои амбиции – аранжировщика и музыканта… Это сегодня многоголосное исполнение стало модным: на слуху Хор Турецкого, Меn Sound, Камерата, A’capella ExpreSSS… А тогда Камертон был уникальным и единственным в своем роде – не только для области, но и в масштабах республики.
– Нам крупно полезло с руководителем. Он – мать и отец. И ценитель, и создатель наш, – отмечает одна из бессменных участниц коллектива, стоявшая у самых его истоков Ирина Смирнова. И цитирует: «Вы – наш создатель и творец, Вы – неподкупный наш ценитель, Вы – наша мать и наш отец, И вечный наш руководитель. Всю жизнь искусству посвятив, Вы песням задаете тон. Без Вас мы – просто коллектив, И только с вами – Камертон… Но, зритель, чтобы быть счастливым, Нужны не ордена, не лесть, Любите нас, пока мы живы, Цените нас, пока мы есть…»

Эти слова были написаны ею в прошлом году и произнесены в момент вручения Борису Илларионовичу высшей нашей городской награды – знака отличия «За заслуги перед Алчевском». А тогда, в 1980 –м, стиль нового коллектива определялся почти авторитарно, но совсем не долгим и немучительным творческим поиском Рябченко: это и джаз, и фольклор, и классика, и хорошая попса, и инструментал… Но в основе репертуара, безусловно, была (и остается!) песня народная. Причем разная: русская, украинская, грузинская, армянская, эстонская, английская… (Это тоже понятно и абсолютно логично – сегодня, когда жизнь несет куда-то и реальность постоянно меняется, очень важно сохранить ощущение корней). Их дебютом, а потом и визитной карточкой стала русская народная песня «Степа». Именно с ней в 1981-м ансамбль получил звание лауреата Всесоюзного конкурса самодеятельного творчества горных вузов страны. А в прошлом году уже другая, но тоже народная песня «Полечко», вошедшая в программу отчета Луганщины, стала кульминацией большого концерта «Луганщина окрылена моя!«. Последняя нота повисла над онемевшим от эмоционального удара залом… Не сдерживая слез, в порыве искреннего восхищения зрители рукоплескали алчевским артистам, покорившим сердца и навсегда запавшим в души…
Ирина Владимировна не смогла назвать любимые свои репертуарные вещи: любимы все. Однако отметила самое близкое – созвучное ее внутреннему миру, ее настрою – несколько песен на стихи Маруси Чурай (традиционно считающиеся народными), прототипа Наталки-Полтавки, певицы, поэтессы и композитора эпохи гетьмана Богдана Хмельницкого: «Чогось мені чудно», «На городі верба рясна»… Более того, есть у Смирновой заветная мечта поставить музыкальный спектакль по поэме Лины Костенко «Маруся Чурай»… Дай-то Бог…
Еще один мощнейший пласт творчества Камертона – авторская песня. Согласитесь, никогда в жизни мы не пели – вот так, для себя – песен Пахмутовой и Добронравова (хотя они – гениальный авторский дуэт). Мы с удовольствием и ностальгией слушаем Утесова, Кристалинскую, «Песняров», не прячем слез от военной лирики… Но нашим кровным всегда была песня авторская, названная снобами из номенклатурной композиторской тусовки самодеятельной… Впервые ансамбль попал на фестиваль авторской песни в 1986- м с никитинской «Под музыку Вивальди». Точность интонирования и чистота живого пения жюри поразили.
– Ребята, а вы не профессионалы? – с улыбкой вспоминают сегодня заданный тогда вопрос. Конечно, не профессионалы. Но лишь – в стандартном понимании смысла слова.
Казалось бы, зачем солидным людям, личностно и профессионально полностью состоявшимся, полностью поглощенным реализацией целого ряда важнейших научных и бизнес – проектов, бродяга Визбор, хулиган Высоцкий, диссидент Ким, все эти биологи – геологи… В конце концов, зачем им, успешным и безусловно очень-очень занятым, вся эта гитарно – костровая романтика? Оказывается, нужна. Как воздух. Но не сладкая абстрактно – народная, а вполне осязаемая, конкретная романтика их поколения и их образа жизни. Но это – аспект сугубо внутренний. Есть еще и аспект внешний. Помните классическое и оптимистичное Александра Городницкого «жить еще надежде до той поры, пока атланты небо держат на каменных руках?» У них совсем не каменные руки, но именно они и им подобные – с общим знаменателем, с творчеством и духовностью в основе – держат наше небо…
Пронзительные муки гитар, голоса исполнителей, тонущих в дребезжащей слегка хрипотце и печали, восторженные лица и печали… И стихи, стихи, стихи, не поддающиеся никакому делению: каждый находит в них что-то созвучное своему миру. И это что-то, увиденное порой в самых обыденных вещах, выговаривается так кратко и так пронзительно точно, что порой хочется и плакать от восторга. И я вполне понимаю страстное желание всех камертоновцев – неординарных, талантливых, по-настоящему живых – оставаться внутри этого совершенно феноменального (нашего!) явления. Как драгоценную влагу в ладонях, не расплескивая, они несут веру в гармонию и чистую любовь к живому человеческому слову и к драгоценной мелодике.
– Это то, без чего мы не можем, – подчеркивает Смирнова. – Хобби, которое весит гораздо больше, чем профессия…
Я вполне согласна с этой формулировкой от Смирновой – поэта, музыканта, исполнителя, одного из организаторов клуба самодеятельной песни «Октябрь». Но я категорически не согласна с этой формулировкой от Смирновой – ведущего научного сотрудника НИПКИ «Параметр» ДонГТУ, кандидата химических наук (тема диссертации – «Закономерности влияний объемных и поверхностных химических стадий в инверсионной вольтамперометрии хелатов»), доцента кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности, преподавателя университета.
В свое время Камертон объездил весь Союз: от Прибалтики до самых до окраин (при всей своей уродливости советская гастрольная система иногда давала возможность активно гастролировать камерным и абсолютно некоммерческим коллективам). И сегодня они не менее востребованы – в городе, в регионе, в стране… Дай им, Бог, сил (репетировать, бороться с проблемами, вписываться в круговерть времени…) и веры. А талант и «надежды маленький оркестрик» у них есть…
Наталья Леонидова
За металл. – 2010. – октябрь. – С. 3.
