Православие – вера святая и спасительная
Вопрос, почему нас вовремя не учат быть родителями, знаком, наверное, в каждой семье. Кто не ощущал бессилие перед своим подростком, отчаяние от невозможности в чем-то его убедить? Кому неведом страх за ребенка, выходящего из-под родительского влияния, пусть первым бросит в меня камень. Почему утрачивается контакт? Чего нам, взрослым, не хватает: специальных знаний, характера или просто любви и умения не потерять доверие?
К кому только ни бегут с этими вопросами родители: к учителям, детским психологам, а то и к гадалкам… Мы же решили обратиться к благочинному Алчевского округа протоиерею Александру УСТИМЕНКО – не только как к особе духовного звания, но и как к главе очень большой семьи. Человеку, которому, без сомнения, знакомы все эти заботы. С одной лишь поправкой: в этой семье уже не первое поколение растет в православии.

– Действительно, родить ребенка – это одно, а воспитать человека – намного сложнее, – говорит отец Александр. – Но есть люди, которые пытаются сами найти решение, а есть те, кто ориентируется на правила, законы. Верующий человек старается подражать своему Творцу.
Господь говорит: «Научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Часто гордыня не позволяет человеку обратиться к Божественным законам, отсюда и происходят ошибки, которые приносят огорчение.
– А что вам, отец Александр, помогало растить дочерей, что помогает участвовать в воспитании внуков – Божественные законы, родительская строгость, постоянный контроль?
– Я считаю, что для любого ребенка самым ярким примером и учителем являются его родители. Скажу прямо, что мое воспитание строилось на том, как мои родители воспитывали нас. Мне повезло: я за всю свою жизнь не видел, чтобы отец с матерью ругались. Наверное, они умели друг другу уступать, умели друг друга понимать и не подавали нехороших примеров для своих детей. Это большую роль сыграло в моем воспитании, уважении к родителям. Была где-то и строгость. Но премудрый Соломон четко и ясно говорил: если человек жалеет розги для своего ребенка, то он его не любит. Наказать своего ребенка очень и очень тяжело. Но ради того, чтобы он вырос воспитанным, это порой необходимо. У человека должен быть нравственный ориентир, образец. Если образцом будут Заповеди Господни, конечно, мы будем подобны своему Творцу.
– В чем преимущество ребенка, вооруженного знанием христианского закона?
– Обязанность родителей – знакомить детей с миром, объяснить, что полезно, что не полезно, чтобы он понял, почему родители что-то запрещают. Раньше говорили, и сегодня многие так считают: не надо детей учить религии, вырастут – пусть определяются. Ну, тогда надо ребенка просто запереть в какой-то камере до 18 лет, а потом пусть выходит в мир и выбирает, как жить. Ребенку нужно дать возможность познавать все. Как говорил апостол Павел, все испытывай – хорошего держись. Вот ребенок видит храм, а о храме ничего не знает. Это неправильное отношение. Конечно, никто не настаивает, что ребенка должны заставлять верить или не верить. Но предоставить возможность узнать нужно. Странно слышать, что люди отвергают то, чего сами не знают. Спрашиваешь: ты хоть когда-нибудь в храме был? Никогда не был, мне там нечего делать. А как ты, никогда не быв, можешь определить, что тебе там нечего делать? Надо узнать, что это такое, а потом принимать или не принимать.
– Никаких объяснений дети не примут, если нет доверия и уважения к родителям. Как достигается оно?
– Любовью и еще раз любовью. К сожалению, есть очень много семей, где родители детей практически не видят не только в силу занятости, но и в силу душевной лени, предпочитают общению с ними телевизор. На вопрос, кем ты хочешь быть, один мальчик ответил: телевизором, потому что возле него вечером собираются все. А близкое, доверительное общение и есть фундамент, на котором все можно построить.
– Отец Александр, у вас двенадцать внуков, старшие — подростки. Вы уверены в них? Или православное воспитание и окружение тоже не панацея?
– Не панацея. Хотя я очень радуюсь тому, как они воспитываются. Родители моих внуков делают все возможное, чтобы их дети были и воспитанными, и образованными, и личным примером дают понять, как нужно относиться друг к другу. Не скажу, что они на сегодняшний день такие, как хотелось бы. Есть разное поведение в школе. И в храм приходят – я не скажу, что они ведут себя как поповские дети. Скорее, считают, что им, как поповским детям, все дозволено (улыбается). Но думаю, что это явление временное, безгрешных людей нет. Мы знаем заповедь: носите тяготы друг друга, и так исполните закон Христов. Постараемся быть им полезными, чем можем.
– Посещение церкви и воскресной школы = лишь часть духовного воспитания, но именно об этом больше всего спорят. Почему, с вашей точки зрения, это нужно?
– Прежде всего мы должны научиться благодарить своего Творца. И церковь является источником, от которого почерпается знание, как мы должны ходить пред Богом. Я считаю, очень полезно и необходимо, чтобы дети могли окормляться духовными наставниками или подготовленными преподавателями, которые могли бы им объяснить, как человек должен поступать в своей жизни, чтобы было почитание Творца. Господь создал церковь и оставил в ней все необходимые средства, таинства, через которые человек и обновляется, и совершенствуется, и укрепляется, и благословляется. Здесь и есть взаимные отношения Творца с творением, родителей с детьми, детей с родителями. Если эти отношения будут налажены, будет ладиться и все у нас в жизни. Если это все разъединяется – разруха.
– На первом городском родительском собрании вы предложили ввести в школах часы общения с духовником. Успех такого диалога зависит от обеих сторон: от доверия детей и способности священника это доверие заслужить, ответить на их вопросы истинным словом. Вы уверены, что священники справятся?
– Я считаю, что с Божьей помощью все возможно. Это труд, но он очень полезный. Конечно, и мне, и другому священнику проще отказаться, зачем лишние заботы и ответственность? Но это наша святая обязанность. Господь будет судить людей за их нерадение, за то, что они могли что-то сделать, но не хотели. И с меня Господь спросит, как ты вел свое отношение к людям, чтобы они знали своего Творца и могли правильно ориентироваться в жизни.
– Вы сами говорите, что православие – не панацея, не гарантия того, что человек никогда на оступится, но в качестве духовной опоры предлагаете именно православие.
– У одного старца спросили: другие религии спасительны? Он ответил: я не знаю, но знаю, что я могу спастись только в православии. Православие – вера святая и спасительная.
– И именно православие учит пониманию, что жизнь – драгоценный дар.
– Дар Божий. Если жизнь подарил Бог, я несу перед ним ответственность. Отказаться от этого дара – грех, который разлучает навсегда человека с Богом. Самоубийцы Царства Небесного не наследуют. Дан тебе жизненный крест, а ты его не донес… Да, этот крест может быть очень тяжким, но из-за временных сложностей прекращать свою жизнь и не дойти до вечности… Если человек знает, что есть вечная жизнь, то к своей временной жизни на этой земле относится совсем по-другому.
Александра МЕНЬШИКОВА
Огни. – 2017. – № 14. – 7 апреля. – С. 9.
