Сердце, распахнутое навстречу людям

Собираясь на встречу с Евгенией Андреевной Богдановой, признаюсь, испытывала легкое волнение: как же, легендарный городской хирург, за плечами которого десятки тысяч проведенных операций и тысячи спасенных человеческих жизней, почетный гражданин г. Алчевска, наконец, интересная, неординарная (по общему мнению ее коллег) личность… Однако беспокойство оказалось напрасным, и уже в первые минуты знакомства я смогла на себе почувствовать всю силу положительного магнетизма, излучаемого этой женщиной.
…Мы беседуем в небольшой уютной комнате, сплошь уставленной букетами цветов: 18 октября Е. Богданова отметила свой восьмидесятый год рождения. Да простит меня Евгения Андреевна за то, что называю возраст, но глядя на нее – подтянутую и стройную, прелестную в своей зрелой красоте, – с трудом верю, что она прожила долгую, насыщенную разнообразными событиями жизнь. Ее лучистые глаза по-прежнему молоды, взгляд пытлив, сердце распахнуто навстречу людям.
– Я выросла в простой рабочей семье, отец был шахтером, – вспоминает Е. Богданова. – Сколько себя помню, никогда не видела его отдыхающим: начав трудовую деятельность 13-летним пареньком, он до 72-х лет работал не покладая рук.
Не от него ли унаследовала дочь трудолюбие, стремление каждое начатое дело доводить до конца, выкладываясь на все 100 процентов, не считаясь со временем, порой на пределе собственных возможностей?
Сказалась и трудовая закалка, которую 15-летняя Женечка получила в эвакуации. Не доехав до Урала вместе с другими шахтерскими семьями из – за тяжелой болезни матери, Богдановы в 1941 – м году оказались в селе Розенфельд (бывшая автономия немцев Поволжья, сейчас – территория Саратовской области), где прожили три долгих года. Воспоминания о том времени до сих пор ярко живут в душе Евгении Андреевны: «На возраст тогда внимания никто не обращал, все трудились одинаково: и дети, и взрослые. У школьников учебный год начинался только после завершения всех полевых работ, не раньше второй половины октября, а заканчивался – с их наступлением. Целое лето мы жили на полевом стане: скирдовали сено, бороновали, вязали снопы и т. д. Днем зарабатывали трудодни для себя, а поздним вечером и даже ночью сортировали зерно для фронта».
Всегда энергичная и целеустремленная, лидер по жизни, Женя успевала все: хорошо учиться, показывать пример в труде и помогать в военном госгоспитале, квартировавшем в их селе. Единственная из выпускников, она окончила школу с отличием и уже тогда не колебалась в выборе дальнейшего жизненного пути – только медицина могла и должна была стать делом всей жизни.
Поступив в 1944-м году в Донецкий медицинский институт, Евгения с головой окунулась в учебу. Не каждый будущий врач в студенческие годы может определиться с дальнейшей специализацией, но Е. Богданова уже на 3-м курсе, посещая хирургический кружок, знала точно – будет хирургом, в этом ее призвание.
Евгения Андреевна не ошиблась. Без малого полвека, с 1949-го по 1998-й годы, проработала она хирургом в алчевской городской больнице, где проходила свою первую врачебную практику и куда вернулась уже с дипломом об окончании вуза.
– Ставки хирурга в тот момент не было, но Н. А. Иванов, заведующий городским отделом здравоохранения, взял меня на работу, назначив заведующей пунктом переливания крови. Он же разрешил заниматься хирургией, с самого начала поверил в меня, – продолжает рассказ Е. А. Богданова. – Начинать пришлось с хирургической обработки ран, а затем стали доверять и проведение несложных операций.

Прошло совсем немного времени, и Евгения Андреевна уже самостоятельно успешно оперировала на желудке, желчном пузыре, на толстом и тонком кишечнике, щитовидной железе. Это к ней, Богдановой, выстраивались очереди, к ней стремились попасть утратившие надежды на выздоровление пациенты. Хирург от Бога, она всегда считала своим врачебным и человеческим долгом подбодрить больного, вселить уверенность в благополучном исходе операции, а затем проследить лично, как идет процесс реабилитации. Несмотря на обманчиво строгий вид, Евгения Андреевна, как никто, находила нужные, душевные слова и для самих больных, и для их обеспокоенных родственников. Ей верили безоговорочно.
О ее честности, принципиальности и требовательности ко всем, и прежде всего себе, в отделении ходили легенды. Все знали: во время ночных дежурств немыслимо даже представить ее спящей. Она обязательно несколько раз заглянет в палаты, проверит состояние тяжелобольных.
Работа, работа и еще раз работа всегда была для Е. А. Богдановой на первом месте. В ней нашла Евгения Андреевна успокоение и черпала душевные силы после трагической смерти мужа-офицера, оставшись с крошечной дочкой на руках. Работа прославила доктора далеко за пределами родного города. Почетные звания, грамоты, бесконечная благодарность бывших пациентов – такова оценка ее напряженного труда.

…Восемь лет назад по состоянию здоровья Е.А. Богданова вынуждена была оставить работу. Восемь лет идет ежедневная борьба с коварным недугом, который лишил ее полноценного общения с внешним миром. Но люди добро не забывают: приходят, звонят, советуются. И не только в дни личных праздников или торжеств. Помнят о своем замечательном наставнике, педагоге и те, кто под ее присмотром постигал азы практической хирургии. Низкий Вам поклон, Евгения Андреевна, от всех нас и огромная благодарность за спасенные жизни и щедрость души.
Ирина ЕРЕМИНА.
Огни. – 2006. – № 43. – С. 4.
