Те, кого поманил Голливуд

Те, кого поманил Голливуд

Если у человека есть предназначение, судьба непременно приведет в нужное место, пусть даже весьма затейливым путем. Очередным подтверждением этой истины стал Олег Огородник, руководитель театральной студии «Авансцена» Алчевского центра детского и юношеского творчества. Стоит посмотреть, как он ведет репетиции – профессионально, уверенно, работая со своими детьми практически как со студентами театрального вуза. Студийцы его боготворят, занятиями упиваются. Словом, человек на своем месте, и кажется, с ранних лет целенаправленно к нему шел. Как бы не так…

Цирк, КВН, театр

– Я занимался в цирковой студии здесь же, в ЦДЮТ, у Александра Ивановича Зюбина, – рассказывает Олег, – и даже думал поступать в цирковое училище, но некие обстоятельства помешали. А еще мне был интересен КВН, и тогда мы с другом решили поступать в ДонГТУ не ради диплома, а ради игры. КВН тогда переживал подъем, был очень модным, очень популярным, команда «Коммунарские парижане» (впоследствии «Курьез») побывала у Маслякова в Сочи. И нам казалось, что это очень правильное решение: поступить в институт, чтобы играть в КВН!

Период КВН в жизни Огородника оказался долгим, вплоть до 2001 года, когда он пришел в ДК химиков в качестве руководителя театральной студии. Сегодня свои первые режиссерские опыты вспоминает с улыбкой, а тогда казалось, что это – ого-го!

– Все делал по наитию, как думал – так и преподавал. Образования было ноль, понятия – ноль, зато было большое желание и дети, которые хотели участвовать в спектаклях. Тогда я думал, что КВН и театр – это приблизительно одно и то же. Вспоминаю свой первый спектакль «Красавица и чудовище» – сейчас вообще не так сделал бы…

Тем не менее, тогда спектакль нравился не только юному самонадеянному режиссеру. На областном смотре-конкурсе театральных коллективов он занял третье место, а комиссия, узнав, что у амбициозного провинциального «Станиславского» нет специального образования, пригласила в Луганский колледж культуры и искусств.

– И тогда театр шагнул в мою жизнь прочно, – заключает Олег.

Первые полгода дети в спектаклях не участвуют

Собственно, в колледже он понял, что именно сюда вела его судьба. А теперь уже больше десяти лет помогает разобраться в себе многим детям, которые приходят к нему в студию. Разобраться в себе – не значит непременно стать актерами или режиссерами. Тем более, что алчевские дети редко имеют достаточно отчетливое представление о театре – откуда бы?

Олег Огородник (на троне) и его студийцы

– Приходят нередко под впечатлением Голливуда, – говорит руководитель. – Им нравятся Аль Пачино, де Ниро, кто-то еще, и они понимают: для того, чтобы стать актерами, нужно чему-то учиться. Но еще не совсем понимают, что такое театр. Им кажется, что они придут, получат текст роли, выучат его и сразу выйдут на сцену, а руководитель будет подсказывать, что надо делать. А я им говорю, что стать актером – это тяжелый труд. Будут дикционные репетиции, множество занятий по пластике, сценречи… В первые полгода занятий дети не участвуют в спектаклях, а нарабатывают теоретическую и практическую базу. Те, кто проходит такой путь, втягиваются и понимают, что это интересно. Ведь процесс обучения очень творческий, это же не то, что полтора часа стоять у станка и тянуть носочек. Хотя есть дикционные упражнения – и будь добр, 40 минут им отдай. Но очень много разнообразных творческих тренингов, им это нравится.

– Вам приходится выполнять и просветительскую миссию?

– В каком-то смысле. Ведь есть дети, которые просто не читают, искусство чтения в последние десятилетия потерялось, а мы здесь устраиваем читки. Берем известную пьесу – не для постановки, а просто почитать, чтобы они знали, понимали литературу. И они на этом растут, расцветают. Приятно, что они смогут сказать: мы читали то-то – а вы это читали?.. Они очень радуются, когда узнают новые слова из театральной терминологии, потом начинают хвастать этими терминами: дескать, а ты знаешь, что такое лабиализованный звук?..

«Здесь я чувствую себя – собой»

В студии дети развиваются во многих направлениях. Не только учатся красиво говорить, но и обогащают свой внутренний мир. С этим всецело согласны и студийцы.

– Здесь человек становится более интересным даже самому себе, более открытым, более начитанным, – перечисляет студентка ДонГТУ Маша Петренко. – Фантазия развивается, становишься общительнее… Изменяешься внутренне.

– Я колоссально изменилась! – поддерживает Алина Вороневич. – Приходишь сюда скованным, зажатым ребенком, а потом начинаешь себя перерастать. Все наши тренинги помогают почувствовать себя многогранным человеком. Это формирует личность, это наше наполнение.

Формирование новой личности начинается с мелочей: со вкуса к правильной речи, с хорошей осанки, красивых и уверенных движений. Преодолеваются комплексы – ведь многие приходят, страдая от неуверенности в себе, от проблем с дикцией, неумения общаться. В репетиционном зале все это слетает, как шелуха – слетает, разумеется, после часов упорной работы.

– Я им всегда напоминаю: неважно, будете ли вы актерами – то, что вы здесь приобретаете, всегда пригодится, – говорит режиссер.

Что же до актерства – Олег Ярославович констатирует: есть и очень талантливые дети, есть работоспособные, многие могли бы найти себя в актерстве. К сожалению, родители часто этому препятствуют: мол, не профессия это, не кусок хлеба. А между тем Огородник уверяет: в тех же луганских театрах актеры получают вполне приличную зарплату, не шикарную, но жить можно. Так что не стоит мешать детям. Впрочем, дети решают сами.

– Я мечтала поступить в театральный, и думаю, что исполнение этой мечты еще впереди, – признается Маша Петренко. – И хоть сейчас я учусь на металлурга, собираюсь для души получить второе образование, режиссерское.

– Очень рада, что сюда пришла, – улыбается Катя Гордеева. – Хочу поступать на актерский, уже ездила в Харьков, все узнала. Потому что именно здесь я чувствую себя – собой. Только здесь. И уже понимаю, что чувствовала Татьяна Доронина, когда говорила: «Любите ли вы театр так, как люблю его я?»

…Так любите ли вы театр?

Юлия Харитон

Неделя. – 2013. – 6 февраля. – С. 6.

 

Наверх