У истоков
Знакомясь с развитием революционного движения в нашем городе, я заинтересовался родившимся в конце октября 1905 года на заводе ДЮМО (Коммунарский металлургический комбинат) Советом рабочих депутатов, который назывался «Депутатское собрание». В его состав входили большевики И. Кротько, И. Мирошниченко, И. Молчанов и другие, председателем был рабочий-литейщик Дмитрий Константинович Паранич. Историческая литература помогла узнать об этом замечательном человеке. Хочу рассказать о нем читателям газеты.
Дмитрий родился в бедной крестьянской семье (в Полтавской губернии), рано остался сиротой. Чтобы как-то помочь матери прокормить семью, где кроме него было девять детей, приезжает на заработки на завод ДЮМО. И тут было несладко: приходилось жить впроголодь и выкраивать из своего мизерного заработка хоть какую-то сумму для отправки домой своим малолетним братьям и сестрам.

В своих воспоминаниях Дмитрий Константинович в 1947 году писал:
«1886 год. Бездомный сирота, голодный и оборванный, я пришел в литейный цех. Дым, пыль, беспросветная темнота угара в цехе, где господствовали заграничные капиталисты, Я голодовал, с меня, подростка, вытягивали все силы 12-часовой непосильной работой».
В 1880 году любознательный паренек познакомился с руководителем социал – демократического кружка, рабочим-литейщиком И. Л. Галушкой, членами нелегальной группы рабочими К. Ворошиловым, И. Берещанским, К. Губаревым, И. Кротько и другими. Чаще всего встречи проходили в школе, где Галушка познакомил его и товарищей с «Манифестом Коммунистической партии».
Увлекшись марксистским учением, Дмитрий сам стал осторожно разъяснять товарищам все то, что узнавал на занятиях кружка. Вместе со своими единомышленниками внушал необходимость смелее и настойчивее отстаивать свои справедливые требования к заводской администрации, действовать организованно.
Кровавые события 1905 года в Петербурге вызвали взрыв негодования народа. Зверский расстрел 9 января в столице отозвался и на металлургическом заводе ДЮМО, Жиловском, Селезневском рудниках, среди крестьян окрестных деревень.
На Селезневском руднике была проведена маевка, на которой выступал представитель социал-демократической организации завода ДЮМО и выдвигал политические и экономические требовании, а 21 июни 1905 года на хуторах и селах Михайловской волости были разбросаны листовки с призывом к крестьянам встать на борьбу с помещиками и царизмом.
В ходе революционных выступлений по примеру иваново-вознесенских рабочих и пролетариев Луганска в конце октября 1905 года на металлургическом заводе ДЮМО создано «Депутатское собрание» (Совет рабочих депутатов). Его организатором и председателем был Д. Паранич, успевший к этому времени хлебнуть лиха в Сибири и на Луганском гартмановском паровозостроительном заводе, откуда его уволили и занесли в «черные списки».
Алчевский Совет развернул бурную деятельность, организовал заводскую боевую дружину, в составе которой находилась и конная группа, установил связь с рабочими близлежащих рудников, с крестьянами. Дружинники, возглавляемые И. Кротько, обезвредили и арестовали часть полицейских, а затем обороняли станцию, когда в одном из пассажирских поездов прибыли казачьи офицеры. Их задержали и обезоружили.
Как председатель Совета, Паранич участвовал в организации помощи вооруженному восстанию рабочих в Горловке, куда выехали дружина алчевцев и группа рабочих Селезневского рудника. С отрядом отправилась и местный фельдшер, член большевистской организации, отважная женщина Анна Ивановна Шохина.
После разгрома восстания каратели арестовали Д. Паранича, И. Кротько, Л. Шохину и многих других. При конвоировании в Луганск Анну Ивановну вывели из колонны арестованных и зверски зарубили в придорожных кустах.
В тюрьме Паранича сильно избили и лишь случайно он оказался на свободе (выпущен под залог в 200 рублей). Больной, избитый, физически слабый Дмитрий Константинович сумел преодолеть все невзгоды, стал одним из учредителей профсоюзного общества в Луганске, а затем был председателем ревизионной и одновременно следственной комиссии.
В апреле 1907 года его вновь арестовали и осудили на восемь лет каторжных работ с последующим навечным поселением в Сибири. Отбывая ссылку в Иркутской губернии, он не прекращал свою революционную деятельность, помог многим ссыльным бежать.
После свержения царизма Паранич был освобожден, но при Временном правительстве снова попал в тюремные застенки и только в первые годы Советской власти вернулся в Луганск. Работал в чугунолитейном цехе паровозостроительного завода, позже в аппарате Луганского облисполкома.
После ухода на пенсию Дмитрий Константинович проводил большую воспитательную работу.
Жизнь коммуниста – ленинца Д. К. Паранича служит примером верности партии и народу, революционной стойкости и сознательности.
П. Запорожченко.
Ветеран войны и труда.
Фото Д. К. Паранича с домашнего архива.
Огни коммунизма. – 1989. – сентябрь.і
