Вещий сон настоятеля

Вещий сон настоятеля

Время перемен безошибочно выбирает из тысяч людей тех, кто нужен.

Я не верю, что нет людей, не предназначенных к чему-то в этой жизни. К чему-то единственному. Ведь не может быть, чтобы хоть одно существо пришло в этот мир лишь для того, чтобы исполнять механические действия и отправлять биологические функции? Не может. А следовательно… Другое дело, что некоторые – а если честно, то, увы, многие – проходят мимо этого предназначения: не разглядев его или предпочтя что-то другое. Так бывает часто, и результат налицо: вся наша жизнь, которую делают люди, занимающие чужое место. А если бы – ах, если бы каждый делал то важное и главное, для чего родился! Вы знаете, как это бывает? Я расскажу.

Помнят ли алчевцы что-нибудь о церковной жизни города 20 лет назад? Да что я спрашиваю – в те времена даже не все знали, где находится единственный в ту пору храм. А уж тем более, не понимали, зачем туда ходить. Ну, есть что-то такое на задворках города, ну и ладно… И вдруг в один прекрасный день все услышали колокольный звон, который почему- то заставил сжаться сердце и позвал, и поманил туда, к храму. А там уже, оказывается, все изменилось: обновилось старое здание, строятся новые. А дальше – воздвигнут купол, построена колокольня, стало возводиться здание воскресной школы, обновлялись росписи в храме… Что ни год – происходило событие, на которое откликалось все больше людей, понимая: что-то происходит, что-то меняется, возвращается то, без чего нас вынуждали обходиться столько долгих лет.

А началось все это – и продолжалось, и продолжается до сих пор – с того, что 20 лет назад появился в Алчевске и стал настоятелем Свято- Николаевского храма молодой священнослужитель, 26-летний Александр Устименко. Полный энергии и уверенности в том, что сделает на своем поприще все, что сможет.

Мне скажут: давайте не будем мифологизировать. Просто так уж совпало: как раз в те времена наметились изменения в обществе, зашатался советский строй, стало несколько иным отношение к церкви – вот и смогло осуществиться то, о чем раньше не могло быть и речи. К чему весь этот пафос о священнике-реформаторе?.. Да только ведь время перемен безошибочно выбирает из тысяч людей тех, кто нужен.

У мальчика из многодетной семьи западноукраинского священника никогда не было сомнений по поводу своего предназначения. Не потому, что отец настаивал, чтобы дети продолжали его служение, следовали его образу жизни, – нет, этого не было никогда. Он ничего не требовал, но так искренне и убежденно выполнял свое дело, так глубоко верил, что все сыновья пошли по его столам, а все дочери стали женами священников. И Александр точно знал, кем будет. Ему едва исполнилось 19 лет, когда его рукоположили в сан диакона. И тут уж никто не спрашивал, насколько ты юн, что знаешь об этой жизни, что можешь дать людям: став священником, батюшкой, ты должен быть для всех отцом. Даже если годишься своим прихожанам во внуки.

– Оглядываясь назад, убеждаюсь, что на все есть воля Божья, – говорит сегодня отец Александр. – Господь знает, как вести человека по жизни. Помню, когда принимал решение стать священнослужителем, мысль была такая: если не мы, то кто? Не так много было людей, которые хотели посвятить себя Богу и Божьему народу. Не то, чтобы я считал себя самым достойным, но было желание потрудиться. Мне хотелось служить, стремился и мечтал – однако не надеялся, что посчастливится быть иподиаконом, прислуживающим во время богослужения архиерею. Так получилось, что сразу после окончания школы попал в Тверь, к митрополиту Алексию. Пожеланием владыки было, чтобы я учился заочно, не оставляя места службы – в церкви всегда было сложно с кадрами, особенно в советское время. Женился, рукоположили в диаконы. Так мне нравилась диаконская служба – земли под ногами не чувствовал, летал. Чувствовал себя птицей взлетевшей, так легко и радостно было на душе. Да, конечно, сразу пришла ответственность и по службе, и за семью. Но меня это не пугало. Я воспитывался в многодетной семье, мы были привычны и к труду, и к послушанию, почитали отца и мать. Это заслуга родителей, что они вложили в нас такое отношение к старшим и к тому делу, которым человек занимается. А молодость моя тогдашняя… Господь говорит: без Меня не можете творить ничего. Можно прожить всю жизнь, не умея принять правильное решение. Надо надеяться на Господа. И, конечно, окружение меня воспитывало, наставляло, ориентировало: архиерей, мудрый человек, участник Великой Отечественной войны, дал мне очень много. Когда я приехал из России в Луганск, моим первым наставником стал отец Георгий Лебедев, поражавший своим отношением к людям. У них было учиться и учиться: большущий опыт, много пережили… Когда мне было определено стать настоятелем одного из первых приходов Луганской области, мой стаж вместе с диаконским составлял 7 лет. Думал: как мне, зеленому огуречику, доверили такой приход? Но в немощи сила Божья совершается. Было очень много энергии и большое желание воплотить в жизнь то, чему научился.

Конечно, были и волнения, и сомнения. Поле деятельности огромно – справится ли? Да, сейчас уже было что сказать людям, пришло понимание того, что нужно им нести, но… Но все тревоги ушли однажды утром. Перед отъездом в Алчевск новоиспеченному настоятелю приснилось, будто благословляют его большими образами Николая Угодника и Богородицы. И он поехал.

Те, кто наблюдал за церковной жизнью со стороны, видели внешние изменения: преображение старого храма, строительство новых, появление духовного училища и строительство училищного храма… Конечно, все это было важно. Но для настоятеля несравненно большее значение имело другое.

– Я думал: что нужно сделать, чтобы больше людей пришло не в здание церкви, а к вере? – вспоминает отец Александр. – Это была главная цель, и сегодня она остается: не только признать Бога, но и жить по законам Божьим. Люди считают, что церковь – это особое место, где можно мгновенно решить асе вопросы, исправить свою жизнь. Но суть православия не в том, чтобы прийти и один раз зачерпнуть живой воды – ведь жажда все равно вернется, – а в том, чтобы и вне церкви жить по законам Господа. Не каждый это смог, не каждый, поняв смысл православия, захотел изменить свою жизнь… Что такое церковь? Это не строение – это народ, его единство. И этот народ реализует себя для других. Ведь Бог не спасает нас без нас… Если человек знает, зачем пришел в храм, он найдет и ответ, и поддержку. Многие это поняли и пришли в церковь серьезно и навсегда. А обязанность священнослужителя – показывать то, чему учит Христос, не только своим словом, но и своей жизнью.

– Именно таких священников и старались воспитывать в Алчевском духовном училище?

– Не следует ждать какого-то чуда. Все мы – дети своего времени и нашего общества, а вы видите, какова наша жизнь. Бывало, что родители приводили ребенка к нам учиться, чтобы сласти от дурного влияния, разврата улицы, боясь, что иначе он погибнет. Дело церкви – изменить человека, и они действительно становились другими, воспринимали окружающий мир иначе. Более 20 человек с моей подачи стали священниками, и это тоже большая ответственность. Не все оправдали надежды, но, как говорится, на воине без потерь не бывает. Надо было это делать, брать на себя эту ответственность.

– Насколько я знаю вас, отец Александр, вам достаточно однажды соприкоснуться с человеком, чтобы чувствовать себя за него в ответе.

– В Священном Писании сказано: носите тяготы друг друга и так исполните закон Христов. Мы должны заботиться друг о друге, чтобы не потерять связи с Богом. Все мы – братья и сестры, и как же не переживать, когда твой брат сходит с правильного пути?

Принято считать, что для многих моментом обретения правильного пути стало празднование 1000-летия крещения Руси. У алчевцев был свой поворотный момент: празднование 200-летия Свято-Николаевского храма, к тому времени получившего статус кафедрального собора. Целый год шла подготовка к юбилею, и это время действительно помогло многое переосмыслить и горожанам, и священнослужителям. Они стали ближе – город и церковь. Точнее, в это время стало ясно, насколько они сблизились за два десятилетия. Все сказалось: и работа воскресной школы, где не хватало мест для всех желающих, и регулярные паломнические поездки, откуда люди и вправду возвращаются просветленными, и духовная помощь тем, кто особенно в ней нуждается, – старикам и детям трудной судьбы, и преображение храма, ставшего поистине великолепным. Юбилей не был отдельным праздником церкви – он стал праздником города, без всякой натяжки. И год спустя помнятся связанные с ним события, а уж визит Митрополита Киевского и всея Украины Владимира стал знаковым для нынешнего Алчевска. Всю душу вложил отец Александр в подготовку юбилея храма, ставшего храмом его жизни. Пик карьеры?.. Он улыбается: «Еще ожидаю чего-то». Чего? Не наград, конечно. Ими не раз отмечалось его служение. Приятно, нет сомнений, но дело-то не в них. Снова, как 25 лет назад, спрашивает себя: кто же, если не мы, будет продолжать начатое? В самом деле – может быть, внуки? Их уже трое у отца Александра.

– Я четко и ясно понимаю: мне нет разницы, какую профессию они изберут. Самое главное, чтобы в своей жизни оправдали имя христианина. Сейчас сложно остаться достойным христианином. а священнослужителем – еще сложней. А если возьмут на себя такую ответственность – что ж… Это высокое служение. Если Господь сподобит – для меня будет радость.

Вещий сон приснился отцу Александру 20 лет назад. Благочинный Алчевского округа точно знает: нет ничего случайного. Тем более – снов.

Юлия Харитон

Неделя. – 2009.- 20 мая. – С. 7.

 

Наверх