Все мы звенья одной цепи
Андрей Волчек пришел работать на Алчевский металлургический комбинат 36 лет назад. За эти годы он не только освоил металлургическое и коксохимическое производства. Вот уже второй срок подряд коллектив коксового цеха № 3 избирает его на должность председателя цехового профсоюзного комитета.
Когда у Андрея Геннадиевича спрашиваешь, почему его выбор пал на Алчевский меткомбинат, он отвечает просто: «А у меня не было выбора». Только не пытайтесь уловить в этих словах обреченность: ее нет. Вот гордость – безусловно, да. Законная гордость! Ведь на предприятии честно трудилась вся семья нашего героя. Если сложить общий стаж работы всех его родичей, то получится не одна сотня лет.

– Я рад, что здесь работала вся моя династия, начиная с дедов. По маминой линии это был Василий Арсентьевич Дятлов, а по отцовской – Степан Волчек, – рассказывает Андрей Геннадиевич. – Отец матери Василий Арсентьевич приехал сюда из Новокузнецка в 1953 году. Его прислали, как специалиста, чтобы обучить молодых сталеваров, когда открывался новый мартеновский цех. Так он здесь и остался, проработав на заводе до пенсии, вырастил плеяду достойных сталеваров. В его учениках числился знаменитый новатор производства в металлургической промышленности, Герой Социалистического Труда – Владимир Корзинкин.
– Второй мой дед, Степан Волчек, трудился мастером на литейном участке, был ценным и уважаемым сотрудником. Когда до наших мест добралась война, он поступил, как настоящий мужчина – троих несовершеннолетних сыновей отправил последним эшелоном в эвакуацию на Урал, а сам пошел воевать на фронт. Я горжусь тем, что на стеле – памятнике советским воинам-металлургам, погибшим во время Великой Отечественной войны, есть фамилия и моего деда.
После войны все сыновья Степана Волчека вернулись к истокам, в Алчевск. Работать пошли, конечно же, на завод.
– Старший, Анатолий Степанович, отработал на предприятии около пятидесяти лет. Он трудился старшим вальцовщиком на стане 600, в коллективе его уважали. Отец мой – Геннадий Степанович, отдал заводу почти сорок пять лет жизни. Его трудовая деятельность началась, когда ему исполнилось шестнадцать, на том же литейном участке, где работал дед. Позже он перевелся на второй прокат, как только открыли ТЛЦ-2. Там и отработал всю жизнь электриком. Третий сын тоже работал на производстве, но получил серьезную травму, которая не дала продолжать трудовую деятельность на заводе.
Сам же Андрей Волчек по окончании восьми классов продолжил обучение в техникуме, где освоил металлургическую специальность – обработка металлов давлением. А дальше – побывал на практике во втором прокате, попробовав себя в роли резчика горячего металла и термиста.
В ноябре 1984, спустя несколько месяцев после трудоустройства, Андрей Волчек призвался в ряды вооруженных сил. Два года отслужил в образцово-показательном полку воздушно-десантных войск в Кишиневе. После службы вернулся на родной завод.
В лихие девяностые прокату пришлось несладко: производство стояло, задержки по зарплате росли, люди начали увольняться. Но Андрей Геннадьевич не хотел бросать промышленность, дело, которому посвятили свою жизнь все его предки, а поэтому перешел на Алчевский коксохимзавод, тогда это еще были два отдельных предприятия.
– С 1992 года я работаю на коксохимическом производстве и ни разу об этом не пожалел, – говорит Андрей Волчек. – Даже в те сложные годы у нас был единый, сплоченный коллектив. Мы всегда жили одной семьей, вместе решали проблемы. Несмотря на тяжесть тех лет, меня до сих пор охватывают приятные воспоминания.
– Работать было интересно – с 1989 года на коксохиме начали внедрять новую технологию трамбовки-загрузки шихты. Она была единственной и новейшей среди всех стран СНГ и бывшего Советского Союза. Везде была засыпка, а у нас применялась загрузка угольных пирогов трамбовочной системой – они трамбовались в определенном режиме и сажались в коксовую печь. Строили это все немецкие специалисты, а наши сотрудники неоднократно ездили в Германию перенимать опыт. Мы много лет были передовым цехом, смотреть на наши технологии ездили экскурсии из России, Беларуси, Украины.
– Я уже попал на запуск новой коксовой батареи 9-бис. Это случилось 13 января 1993 года. А в 2006-м открылась коксовая батарея 10-бис, была внедрена установка сухого тушения кокса. Наш цех был молодым, перспективным, высокотехнологичным, с очень грамотными специалистами. Я горжусь, что мне довелось работать с такими спецами, как Валерий Кривонос и Сергей Дзекунов. Сергея Николаевича мы проводили на заслуженный отдых совсем недавно. Так жалко было расставаться, слезы на глаза наворачивались. Он был грамотным руководителем и настоящим профессионалом от Бога. И он еще бы работал, но здоровье уже, увы, не позволяет…
– Да, время летит. Кажется, я только недавно на коксохим пришел, а уже 27 лет будет в ноябре. 14 из них – это горячий, вредный стаж, остальные годы – мастер по ремонту оборудования. До пенсии я освободил свое место молодым и перспективных ребятам – у нас очень много таких. И.о. главного инженера КХП Роман Александрович Хачатрян – это мой ученик, он работал у меня слесарем в бригаде. Сейчас и мое место занимает молодой мастер, а я пошел на рабочую точку, тружусь газовщиком коксовых печей 6-го разряда. Нужно, чтобы молодежь продвигалась, а мы продолжали работать и приносить пользу нашему комбинату, – подчеркивает Андрей Волчек.
– Я рад, что работаю здесь, что меня окружают толковые, хорошие люди. Особенно мне нравится дружный, сплоченный коллектив рабочих моего цеха. Именно на их плечах держится весь процесс. ИТРовцы без рабочих не смогут – все мы звенья одной цепи. Поэтому мы боремся за каждого человека. Я уверен, что наш комбинат преодолеет все трудности. И люди верят, а это дорогого стоит. Хочется еще поработать здесь, здоровье есть и перспективы есть. Комбинат переродился в сложное время, это нужно понимать и не мерять по-старому, по-довоенному. Ведь нам все еще слышны канонады, и мир еще не наступил. Но я стараюсь делать все от меня зависящее – как работник цеха и предцехком, чтобы жизнь моих коллег становилась лучше. И я верю, что все будет хорошо, нашим батареям еще работать и работать.

Инна Полатовская
Огни. – 2019. – 12 апреля. – С. 8.
