«Мело, мело по всей земле…»
Да уж, такого снегопада, как тот, что прошел на прошлой неделе, мы не видывали как минимум пару десятилетий. В считанные часы землю укрыло многосантиметровым слоем снега. И чему уж тут удивляться, комом посыпались проблемы. Только вершина айсберга: с обеспечением магазинов хлебом (увы, свой хлебозавод в Алчевске остался только в истории) и транспортная (автор этих строк, добираясь по метели в район автовокзала, искренне сочувствовал тем, кто вынужден был возвращаться по заснеженному бездорожью с работы в Брянку и другие близлежащие поселки).
Впрочем, если верить медикам, пешие прогулки полезны (вот только сегодня, когда машины вернулись на дороги, а тротуары по-прежнему представляют собой снежную целину, такие походы по проезжей части становятся экстримными). Отсутствие хлеба – лишний повод отведать блинчиков, оладий и других мучных изысков. В общем, справились. И не только в быту, но и на производстве.
Для металлургического предприятия стихия стала настоящим испытанием на прочность. Которое, пусть и не совсем без проблем, мы прошли. Сегодня АМК работает в обычном режиме. О том, насколько сложно было удержать комбинат в условиях морозной непогоды, – наш разговор с ответственными за то или иное направление специалистами предприятия.
Самым немногословным оказался начальник управления по социальным вопросам Виктор Кисаков. Даже на этой неделе, когда ситуация стабилизировалась, его невозможно найти в кабинете. Он по-прежнему – на сложных участках комбината. По телефону Виктор Дмитриевич рассказал, что только к расчистке прикомбинатовской территории с первого дня непогоды были привлечены около 30 человек, 2 бульдозера, погрузчики, грузовые автомобили. По мере сил люди и техника «разгребли» завалы и обеспечили нормальное передвижение. Каждый цех, естественно, дополнительно вел снегоборьбу своими силами.
Основной удар стихии пришлось принять транспортникам и энергетикам. И те, и другие обеспечили круглосуточное дежурство специалистов и сделали все возможное и невозможное, чтобы не остановить комбинат.
УЖДТ оперативней МПС
На лице у начальника управления железнодорожного транспорта Евгения Канчи – улыбка. Это сегодня, когда полностью восстановлена ритмичность транспортных перевозок. Иным настроение было в четверг, когда стихия грозила парализовать комбинат. «На предприятии функционирует штаб по снегоборьбе, – рассказывает Евгений Владимирович. – Есть приказ № 700, согласно которому каждый цех выделяет людей на закрепленные участки. В первую же ночь снегопада (с 16-го на 17-е декабря) для обеспечения функционирования транспортной системы мы вывели на расчистку порядка 160 человек. В последующие дни одновременно работало не менее 250 человек». На борьбу со стихией была брошена и вся имеющаяся в наличии техника: два реактивных снегоочистителя, две щетки и грейферные краны.
Однако и столь солидных сил оказалось недостаточно, чтобы быстро справиться со снегом на всей территории АМК. «Первоочередной задачей было обеспечить стабильную работу аглодоменного передела и сталеплавильных мощностей, – отмечает главный железнодорожник предприятия. – Мы вынуждены были приостановить транспортное обеспечение прокатной группы цехов. Забрали людей и технику с востока на более «проблемные» участки комбината. И только через двое суток, в субботу, «откопали» прокаты».
В этот же день возобновилась приемка грузов на комбинат и отправка готовой продукции. Причем, АМК решил железнодорожные проблемы на 12 часов ранее МПС. Как отмечает Канча, во многом благодаря хорошей помощи всех без исключения цехов. Евгений Владимирович не жалеет слов благодарности и тем, кто в воскресенье, в свой выходной, вышел на работу, чтобы помочь железнодорожникам. А таких было 500 человек. Дело в том, что ожидалось потепление, а затем – вновь снижение температуры. В таких условиях, несмотря на электроподогревы, неизбежно заледенение, а значит, и затруднение работы стрелочных переводов. «Гигантская работа, которую мы вместе выполнили в воскресенье, позволила избежать многих проблем».
Сегодня транспортная инфраструктура работает в нормальном режиме.
Возобновляются запасы сырья: принимаются грузы, остановившиеся в дороге во время метели и поступающие по графику. Интенсивно отгружается готовая продукция. Вопросов к гаражам размораживания и другой инфраструктуре выгрузки и погрузки нет.
Работы над ликвидацией последствий метели продолжаются. В первые дни основной задачей было любыми силами обеспечить движение транспорта. Снег не вывозился, а складывался на междупутье. Теперь он вывозится на те площадки, где не создаст технологических проблем и не зальет пути и цехи во время оттепели.
«Подарок» к профессиональному празднику
Энергетики комбината неоднократно отмечали, что для них наиболее напряженными и неприятными являются резкие перепады температур. Когда температурный режим постоянный, коммуникации работают стабильно. Любое резкое его изменение зачастую требует неординарных решений. На прошлой неделе ситуация усугубилась не только резким скачком температуры, но и обильными снегопадами. Добраться, например, до проблемных дренажей или коммуникаций (естественно, при снижении температуры процент перемерзших труб малого диаметра возрос) из-за заносов было попросту невозможно. Однако самая большая неприятность случилась накануне профессионального праздника энергетиков. В воскресенье, 20 декабря, в час ночи был обнаружен прорыв основного водовода свежетехнической воды в районе проспекта Металлургов. Для справки: этот водовод – главная артерия, обеспечивающая подпитку оборотных циклов, приготовление химводы, охлаждение оборудования комбината водой из Исаковского водохранилища. Он находится в зоне ответственности ЗАО «Аквасервис», входящего в состав АМК.
Стоит ли рассказывать, насколько было сложно добраться к месту порыва? И не только из-за погодных условий. В районе ремонтных работ скопилось немало «брошенных», заметенных снегом и залитых водой, автомобилей, ограничивавших передвижение ремонтной техники. Сама территория сплошь испещрена городскими коммуникациями: трассами природного газа, сетями ПУВКХ и др. Пришлось спешно вызывать ответственных специалистов и согласовывать ход работ. Нужно отдать должное: в стороне не остался никто. Не только коммунальщики, но и подрядчики оказывали посильную помощь. Основной удар приняли на себя специалисты АМК: АТЦ, ЦРиОГиЭО, УКС и ЦМР. Они оперативно прибыли на объект и довольно быстро добралась до проблемной части водовода. Сама труба оказалась неповрежденной. Утечка шла по сварочному стыку.
Для ликвидации аварии необходимо было полностью перекрыть водовод. Но как это сделать, если за спиной – инфраструктура комбината? «Поскольку альтернативного водовода, по сути, не существует, мы частично остановили подачу свежетехнической воды на коксохимзавод и в течение 3 часов сбрасывали воду в наши сети, – рассказывает заместитель главного энергетика Сергей Альшаев. – Выполнили определенные переключения на территории комбината. До минимума ограничили потребление технической воды цехами и т.д. Сделали все, чтобы не остановить основные мощности. Спасибо за то, что все отнеслись с пониманием к объективным временным сложностям».
Ремонтные работы были завершены через сутки – 21 декабря в 2 часа ночи. В 4.30 вода начала поступать в Школьный пруд. Сегодня водоснабжение предприятия стабильно.
Еще одна, на этот раз «локальная», проблема возникла уже в первые сутки непогоды – 17 декабря. Из строя вышел понижающий трансформатор АТЦ, который в том числе питает автономную котельную цеха. В пургу специалисты ЦСП за три часа переподключили электропитание АТЦ и тем самым не допустили перемерзания системы отопления боксов и других зданий.
Испытание стихией энергетики выдержали. Сказывается то, что, несмотря на кризис и проблемы с финансированием, к зиме готовились серьезно.
Помимо вышеназванной аварии серьезных проблем с обеспечением технической водой не было. Фиксировались незначительные сложности с перемерзанием внутрицеховых трубопроводов питьевой воды. Кислородный цех стабильно обеспечивал производство продуктами разделения воздуха с требуемыми параметрами.
Непростым испытанием стало и потепление с переходом на плюсовые температуры. Ночью с воскресенья на понедельник вдвое снизились параметры давления сжатого воздуха, поступающего на аглофабрику. Причина – образование в магистрали шуги (рыхлого льда в водной толще). Теплосиловой цех ликвидировал возникшую проблему и «удержал» аглофабрику в работе. Со вторника проведен ряд других мероприятий по ликвидации порывов на магистралях энергоносителей.
В целом, как отмечают специалисты, энергетика комбината выстояла.
«Горячая» зима
Из-за метелей и сильного ветра в трех южных областях Украины на прошлой неделе без электроснабжения остались 160 населенных пунктов. На Одесщине в течение 38 часов непрерывно шел снег. Уже к концу первых суток стихия парализовала движение автотранспорта на магистралях Одесса – Рени, Одесса – Мелитополь – Новоазовск, Одесса – Кишинев. Занесенными оказались более 300 авто.
В четверг циклон сместился на восток: стихия захватила территорию Донецкой, Запорожской и Луганской областей. С 16-го на 17-е здесь за сутки выпала месячная норма осадков. В результате сильных снегопадов и метелей, повлекших снежные заносы и гололед, образовалась сложная обстановка на дорогах. В Донецке и Луганске была объявлена чрезвычайная ситуация. Во многие магазины в конце недели не смогли завезти хлеб (прибавьте к объективным трудностям традиционно сопутствующий подобным моментам ажиотажный спрос и получите полный срез ситуации). За ночь с субботы на воскресенье из Донецка было вывезено около 24 тыс. кубометров снега, что позволило восстановить движение коммунального транспорта. Говорят, в субботу-воскресенье самым ходовым товаром в хозяйственных магазинах были лопаты. В пятницу в Луганске из-за непогоды городские власти объявили выходной (многие горожане просто не смогли добраться до рабочих мест). Поезда опаздывали на 30-60 минут. К субботе, когда снегопад прекратился, толщина снежного покрова превысила 44,2 мм (при месячной норме 43).
В ночь на 20-е в Луганске 12 часов подряд дороги расчищала специальная техника МЧС БАТ-2. Пробок автотранспорта на основных трассах к 21-му уже не было: к полудню оставались нерасчищенными подъезды к 5-ти населенным пунктам. От Главного управления МЧС Украины в Луганской области в борьбе со снежной стихией были задействованы 122 единицы техники и 425 человек личного состава (эвакуированы 776 автомобилей и 1948 человек; погибших и пострадавших в результате обморожения в автомобильных пробках нет). Задействованы были также 96 единиц техники облавтодора.
Декабрьские холода в Украине уже унесли жизнь 27 людей, две трети из которых – бездомные. Больше всего жертв морозов – в Донецкой области. Как свидетельствует мониторинг Омбудсмена, за медицинской помощью в стране обратилось почти 700 человек, из которых с диагнозами «переохлаждение организма» и «обморожение» госпитализированы 465.
Областным гарнизоном МЧС использованы 27 передвижных пунктов обогрева на базе САРМ. Согласно распоряжению губернатора, для предупреждения случаев переохлаждения лиц без определенного места жительства в областном центре спасателями организован пункт обогрева для этой категории граждан (в районе железнодорожного вокзала).
В Алчевске 17 декабря состоялось заседание оперативного штаба по принятию срочных мер, направленных на предупреждение гибели бездомных граждан от переохлаждения. На территории церкви «Прославление» (ул. Калинина, 39а) работают пункт выдачи горячего питания и временный пункт обогрева.
Ни уехать, ни улететь…
В результате срабатывания автоматики защиты линий электропередач в Крыму и 12 областях Украины без электроснабжения оставались в начале недели более 330-ти населенных пунктов. Как сообщили УНИАН в пресс-службе МЧС, в Херсонской области были обесточены 109 населенных пунктов, в Одесской – 68, Днепропетровской – 33, Донецкой – 32, Николаевской – 30, Кировоградской – 18, Запорожской – 13, Луганской – 10, в Крыму – 10 и т.д. Электроснабжение восстанавливали бригады Облэнерго.
В связи со сложными метеорологическими условиями задерживались и поезда: на 21-е опаздывали более 50 пассажирских и грузовых поездов. Об этом УНИАН рассказали в пресс-службе Министерства транспорта и связи. Из-за непогоды на юге и востоке закрыты были три аэропорта (два международных – в Донецке и Одессе, и региональный – в Луганске). Как сообщили представители авиакомпаний, таких, например, как «АэроСвит» и «ЮТЭйр-Украина», аэропорты просто отказались принимать пассажиров. Не работали аэропорты в Северодонецке и Николаеве. Из обычного графика выбились и семь морских торговых портов. Одним из первых во вторник остановился порт «Южный», примеру его последовали Ильичевский, Мариупольский, Одесский и другие. Грузовые суда не могли подойти к причалам и вынуждены были дожидаться улучшения погоды, стоя на рейде.
Более всего пострадала Одесса. Из-за снежных заносов транспортные артерии города оказались практически полностью замороженными, сотни одесситов вынуждены были ночевать на работе. Из-за невозможности наладить нормальный ритм жизни в области ее губернатор Николай Сердюк потребовал от руководителей предприятий региона отправить людей в оплачиваемые отпуска.
Сильные снегопады парализовали работу и туристической отрасли. Но, как говорят туроператоры, ситуация была бы значительно сложнее, если бы снегопады пришлись на период новогодних праздников (когда туркомпании заказывают большое количество чартеров). В Харькове из-за 20-градусного мороза во многих домах не срабатывали домофоны, вследствие чего люди долго не могли попасть домой. В Кременчуге из-за обильного снегопада маршрутчики подняли тариф с 1,75 грн. до 2 грн. Как передает корреспондент УНИАН, такое не согласованное с городской властью повышение они обосновали увеличением расходов топлива при перевозках по заснеженным дорогам.
У природы нет плохой погоды…
О том, что с 23-го ожидается потепление, проинформировал во время пресс-конференции в «Главред-медиа» начальник Украинского Гидрометцентра Николай Кульбида. Значительное похолодание, наблюдавшееся на всей территории Украины, было вызвано сразу тремя активными циклонами, действующими на территории страны. На 21-е в Украине оставался лишь один циклон, «который влиял на погоду крайнего востока Украины»: «там «снегопады сменились дождем, повысилась температура до +5-7…». «С 23 декабря ожидается потепление», – обнадежил Кульбида. По словам синоптика, на территорию Украины придет антициклон, «в котором такого набора опасных явлений просто быть не может». Кульбида прогнозирует в ближайшие дни относительно спокойную погоду, «за исключением крайнего запада, где атмосферные фронты время от времени будут обусловливать осадки в виде мокрого снега, переходящего в дождь, но количество осадков не будет критическим».
Новый год Украина встретит с мягкой зимней погодой. С 25-го по 27-е на всей территории страны будет плюсовая температура (до 7 градусов на юге). С 28-го Украинский гидрометцентр ожидает «небольшую волну холода», которая постепенно охватит все регионы: грядут «небольшие и умеренные морозы». Главным синоптиком добавлено, что «Новый год будет со снегом, который лежит и который не падает с неба».
Обратная связь
В эти дни в редакцию звонили читатели и говорили о том, что видели, давали оценку ситуации. Мы записали лишь несколько рассказов, на наш взгляд, наиболее точно передающих суть.
Беда – тест?..
Бабушка нередко рассказывала о том, как у них в деревне всем миром спасали от огня горевшее поле пшеницы, и подчеркивала, что «бегли все – от мала до велика…» Вспоминала, как в военное лихолетье пускали на постой беженцев (хотя у самих семья была большущей), как варили чугунок мерзлой картошки и делили ее на всех поровну. «Беда достает из человека все сущее», – приговаривала она. Я на это иронично улыбалась: «Может, и был такой народ, да весь вышел…»
Недавний снегопад если не переубедил, то уж точно поколебал мою уверенность в нашей полной черствости. Я стала свидетелем тому, как завязшие в сугробах машины подхватывали мимо идущие мужики – большие и не очень, по-разному одетые и совсем не знакомые друг другу – и помогали выталкивать. Как чересчур разогретого и прилегшего прямо на дороге отдохнуть мужичонку подхватили и повели-понесли от машин и от греха подальше уж наверняка не близкие ему прохожие (чуть позже увидела его уже в другом конце города, бодро рассказывающего телефонной трубке о своих похождениях и приглашающего на очередной подогрев, и от сердца отлегло: жив, курилка)… А уж когда малознакомая женщина из нашего 7-подъездного дома, узнав в разговоре со мной, что я не смогла купить хлеб, тут же полезла в сумку, достала батон и разломила его пополам, и вовсе чуть не прослезилась…
Выходит, общее лихо – проверка-тест на подлинную человечность?..
Форс-мажорный карантин?..
Маршрутки у нас продемонстрировали свою несостоятельность: в дни стихии на дорогах их практически не было. Этот факт можно было бы как-то объяснить в четверг: мело-заносило. Но в пятницу, когда основные городские трассы были более или менее расчищены, отсутствие маршрутных такси воспринималось, по меньшей мере, с удивлением. Удивляясь, мы гуськом маршировали утром – на работу, вечером – с работы.
Плохо ходили маршрутки даже в понедельник. Такой вот устроили себе форс-мажорный карантин.
Как оказалось, без троллейбусов алчевцам никак не обойтись: старые машины пыхтели-пыхтели, но пассажиров перевозили…
Игорь Якушев
За металл. – 2009. – № 52. – 24 декабря. – С. 1-2.
