Я учитель – но я учусь

Я учитель – но я учусь

C:\DOCUME~1\7B5C~1\LOCALS~1\Temp\FineReader11.00\media\image1.jpeg

Если попробовать разделить жизнь Евгении Леонидовны Вигдорович на этапы, окажется, что она состоит из двух очень неравных частей: раннее дошкольное детство – и все остальное. А все остальное – это школа. Школа, в которой она, как все, 10 лет училась, а потом пришла работать. Школы были разные, должности — тоже: старшая, вожатая, учитель, директор школы. Отношение к своему делу – юношески трепетное, радостное – не менялось никогда. Оно похоже на первую любовь и сейчас, когда педагогический стаж Евгении Леонидовны составил полвека. Да, нынешнее первое сентября было в ее учительской жизни пятидесятым…

Вообще я себя ощущаю достаточно молодым человеком. Та среда, в которой мы крутимся каждый день, даже не предполагает каких-то мыслей или разговоров о старости. В одной из небольших очередей в магазине молодой человек, желая быть почтительным, обратился ко мне «бабушка» – и меня это очень задело! – смеется Евгения Леонидовна. – Не хочу быть на таком уровне, чувствую себя очень молодой. Все еще впереди, еще много мыслей, задумок.

– Профессиональных тайн для вас уже не осталось?

– Нет, эта профессия имеет свои неожиданности, свои светлые стороны… Темных я вообще не вижу – иначе бы я, наверное, не работала. Но сложности свои она имеет. Сколько лет ни работай – будет правильно сказать: я учитель – но я учусь вместе с детьми, вместе с учителями, и учусь каждый день. Нет такого, что я все постигла, все узнала.

– Если человек с удовольствием вспоминает начало своей работы – он правильно выбрал свой путь. Вам приятно вспоминать, как все начиналось?

– Да. Моя родная школа – шестая, к сожалению, ее уже нет, шикарное было здание на проспекте Ленина, 37-го года постройка. И там был великолепный директор, настоящий – так, как я себе это понимаю.

Андрей Иванович Сова. В 1966 году я закончила школу, а 1 сентября пришла проведать. У меня было неудачное поступление в ленинградский университет на отделение славянской словесности, я вернулась и пришла в свою родную школу. Андрей Иванович пригласил меня в свой кабинет и предложил стать освобожденным секретарем комсомольской организации. Я начала работать, потом была лаборантом, потом вожатой… Училась я заочно. В истории моей педагогической деятельности всего три школы: шестая, первая и вот уже с 1983 года пятнадцатая – роднее не бывает. Это замечательная школа, 32 года здесь прошли, как один миг.

– А свою родную 6-ю школу вы любили?

– Очень. Мой классный руководитель Григорий Васильевич Чернышук – выдающаяся личность в педагогических кругах города, учитель истории – называл нас лучшим классом в Советском Союзе. Уже 50 лет, как мы закончили школу, но встречаемся до сих пор, общаемся, друг о друге все знаем. Вот осенью наша очередная встреча. На последнюю нашу встречу собралось 16 человек. Думаю, это дорогого стоит. Живем каждый своей жизнью, но когда собираемся… Как не расставались.

– Сейчас с вашим опытом, вы догадываетесь, как Григорию Васильевичу удалось создать такой класс?

– Думаю, прежде всего это доверие к нам, то, что он видел в нас людей и относился с уважением. Он был наставником, но не относился к нам свысока. Мне вообще повезло, в моей жизни была плеяда настоящих советских учителей.

– Как вы выбирали свой предмет, почему история?

– А что преподавал мой классный руководитель? Историю. И очень интересно преподавал, мы все ее знали. Андрей Иванович Сова тоже историк – полковник запаса, прошел всю войну, легенда! Я сразу определилась: история. Хотя были моменты, когда чувствовала, какой же сложный предмет я выбрала. Гибкая наука… Но могу с честью сказать: мне не стыдно детям смотреть в глаза. Я преподавала настоящую историю, старалась не убивать у них собственную точку зрения, ведь могут быть разные позиции. Рассказывая, к примеру, об Октябрьской революции, давала им обе точки зрения, оставляя право выбрать свою позицию.

– То есть, для вас не было главным, чтобы ученик вызубрил даты?

– Если он умеет мыслить, обобщать, высказать свою точку зрения – Бог с ней, с датой, он ее когда-нибудь запомнит. Были такие ученики – и это очень хорошо, это счастье учителя, – к которым идешь на урок, как в бой. Он внимательно слушает, готовит вопросы – у него их куча! Иногда уроки превращались в дискуссии с такими учениками.

– Что все-таки нужно в первую очередь, чтобы состояться в школе?

– Прежде всего понимать, что мы для детей, а не наоборот. Не стоять на месте, мы должны учиться каждый день. Раньше было такое слово – самообразование. Мне кажется оно необходимо всем людям, но учителю – особенно. Учитель должен быть всегда готов ответить на любой вопрос ученика. На абсолютно любой. Не бояться, если не можешь – скажи честно: я сейчас не готов ответить. Но не забыть, что ответить надо.

– Вопросы не только по предмету, но и о жизни, о человеческих отношениях?

– О чем угодно. Если ученик приходит к учителю с такими вопросами – значит, учитель состоялся. Это моя точка зрения, я глубоко в этом убеждена.

– Вам приходилось сталкиваться с невозможностью наладить отношения с учеником?

– Да. Но я максимально стремилась эти отношения наладить, была предельно откровенна. Если ученик с непониманием ушел из школы, через какое-то время, окунувшись в жизнь, он возвращается и говорит спасибо. Иногда не говорит. Но у меня нет учеников, с которыми были антагонистические отношения. Несогласие в каких-то вопросах было. Я не прощаю подлость прежде всего. Что за пацан, который за всю жизнь не подрался? И сколько раз было, что мы сидим вот здесь втроем с драчунами, и разговор заканчивается тем, что они пожимают друг другу руки. Но иногда… Может, я скажу сейчас страшно непедагогичную вещь, но иногда я одному из них говорю: за такие вещи, извини, бьют по морде. И он со мной согласен. В основном заканчивается все именно пожатием руки, но, к сожалению, бывают исключения. Я прощаю мальчишескую глупость, браваду, но когда видишь маленького подлеца… Я буду с ним продолжать общаться – и больше, чем с кем-то другим. В надежде, что это не напрасно. Знаете, трудные – это самые хорошие ребята. Иногда я предпочту десять трудных одному отличнику. Так называемые трудные – самые интересные. Самое главное в этой ситуации, когда школа и родители – союзники. С уважением друг к другу и к ребенку мы всегда найдем выход.

– Евгения Леонидовна, когда вы возглавили 15-ю школу, что хотели здесь создать?

– Главное, что я хотела, – не разрушить. Особенность 15-й школы – здесь такие традиции! Здесь такой коллектив, такие асы работали. Иван Гаврилович Рябенко, который основал эту школу, Нина Ивановна Путинская, Тамара Ильинична Школяр… Не могу не вспомнить Ольгу Павловну Чернышеву – ее дух, я впервые услышала выражение «солнце мое». Главное было – не поломать то, что создавалось годами. Все учителя – ветераны были у нас самыми дорогими гостями, это гордость Алчевска. Мы старались сберечь ту атмосферу дружной семьи, стараемся и сейчас.

Сегодня мы самая большая в городе школа: 26 классов, 650 учеников, коллектив большой. Нам катастрофически не хватает помещений, есть столько задумок – а места нет. Хореографический класс сделали в актовом зале… Мы уже смеемся: остались не задействованными только подвал и чердак.

Учителя у нас очень способные, творческие. На наших родителей я просто молюсь – они помогают нам абсолютно во всем. Техперсонал – мастера на все руки, мы все делаем сами. Когда в школе ремонт – все работы выполняем своими силами, даже крышу сами перекрываем. Горжусь всеми и люблю их безмерно – всех своих сотрудников, родителей, детей.

– Евгения Леонидовна, вопрос трудный – но, быть может, с вашим опытом реально сформулировать: что такое учитель?

– Учитель – наверное, совокупность большинства профессий в одном человеке. Преподаватель, психолог, врач, библиотекарь… Милиционер однозначно. Еще – первый, кто покажет, как тряпку на швабру взять… Можно перечислять и перечислять. В учителе аккумулировалось множество профессий, и он должен ими всеми владеть. И хотелось бы, чтобы этот труд достойно и адекватно оценивался государством. А то, что они полностью отдают себя детям, даже не подлежит обсуждению. Случайные люди бывают, но они не задерживаются в профессии. А те, кто остается, работают для детей, делают то, что они должны делать.

И в преддверии праздника хотелось бы пожелать всем работникам образования здоровья, терпения, счастья в семьях, чтобы вечером их ждали родные люди. А утром – с новыми силами на подвиг!


Александра Меньшикова

Меньшикова А. Я учитель – но я учусь / Александра Меньшикова // Огни. – 2016. – 30 сентября. – С. 1, 3.

Наверх