Борьба длиною в жизнь
Понятие «воин-интернационалист» пришло в нашу жизнь с войной в Афганистане. Нашим ребятам пришлось нести воинскую службу в Камбодже, Эфиопии, Анголе, Алжире, Лаосе, Мозамбике, Вьетнаме, Бангладеш, Египте, Кубе, Сомали, а сегодня – в Сирии. И сейчас, в очередную годовщину вывода советских войск из Афганистана, у нас есть повод вспомнить о земляках, воинах-интернационалистах. Афганистан для многих стал школой жизни, научил правильно оценивать ситуацию, находить выход из нее, верно понимать тех, кто был рядом.
И значит, я живу
Аркадий Трофимович Сергиенко – обычный парень, как и все мальчишки, веривший в то, что все самое главное и хорошее еще впереди, после афганской войны начал писать стихи, в которых выразил свое отношение к жизни:
«Медалей, орденов не перечесть
У каждого свое предназначенье,
Но выражение: «Имею честь!»
Не потеряло главного значенья!
Ведь честь иметь предписано в бою,
И в мирной жизни без нее не выжить!
Ценить необходимо честь свою,
Тогда и жизнь не надобно мурыжить!»
Непростой жизненный путь пришлось пройти АркадиюТрофимовичу. Родился он в 1951 г. в Иваново-Вознесенске в семье военнослужащего, а школу № 22 пришлось заканчивать в нашем городе в 1968 г. Работал санитаром, потом поступил в Луганский медицинский институт на лечебный факультет. В 1975 г., после окончания института, работал на станции скорой помощи, начальником медсанчасти исправительно-трудовой колонии. В 1976 г., к радости родных и близких, женился. Через 3,5 г., несмотря на то, что в семье уже был маленький сынишка, его призвали в армию, потому что, как все врачи, он был военнообязанным. Попал Аркадий Трофимович в Забайкальский военный округ, потом в город Завитинск, где формировали воинское соединение для отправки в Афганистан. Двадцать вагонов с машинами и вооруженными мальчишками 14 дней добирались на юг. Здесь, под Термезом, в поселке Уг-Кызыл, была оборудована база, с которой отвозили грузы – стройматериалы, продукты в город Пули-Хумри, расположенный на территории Афганистана. Колонны формировались из 70 – 80 машин. Сопровождая колонны в качестве старшего врача части автомобильного батальона, Аркадий Трофимович более 40 раз пересекал государственную границу. Не раз ребята, выполнявшие мирную миссию, попадали в засаду, под обстрел. Было страшно, но чувство долга вело вперед, туда, где было особенно опасно, чтобы помочь раненым.
После войны отношение к жизни стало более ответственным. Каждый день, дарованный судьбой, стал заполненным до краев: отношение и к работе, и к друзьям, и к семье, отношение к жизни стало более ярким, радостным.
28 лет после возвращения к мирной жизни проработал Аркадий Трофимович Сергиенко главным врачом станции переливания крови, где его все любили за неуемную энергию, за доброе, человеческое отношение к коллегам.
Но случилась беда, наверное, суровые испытания Афганистана дали о себе знать – инсульт. Кто-нибудь другой может быть – и сдался бы, принял решение судьбы, но только не Аркадий Трофимович. Он по-прежнему продолжает бороться: его мысли находят отражение в стихах об Афганистане, о любви, об отношениях людей. Он рассуждает о предназначении поэта, о том, для чего каждому из нас дана жизнь. Его стихи настолько наполнены положительной энергией, что помогают разобраться в решении многих жизненных вопросов людям, сомневающимся в правильности своих поступков.
Рядом всегда были верные друзья, близкие люди. Благодаря им, любящей жене Людмиле Борисовне, сыновьям и внукам, которых у него уже четверо – три мальчика и одна девочка, – Аркадий Трофимович справился с еще одной бедой – инфарктом. Он освоил компьютер, что дает возможность общаться с друзьями, которые живут не близко. В его стихах звучит мысль, определяющая его жизненную, позицию по отношению к тем, кто не вернулся к своим родным:
«Нам осталось еще долюбить,
Нам так много осталось увидеть!
Нам так нужно с тобою дожить,
Чтоб погибших друзей не обидеть»
Аркадий Трофимович Сергиенко является членом Межрегионального сообщества писателей. У него выпущено несколько сборников стихов. И символичным является то, что последний, вышедший на днях, сборник называется «И значит, я живу».
Такое не забывается
В Советской Союзе и взрослые, и дети знали, что слово «надо» имеет огромное значение. А когда в 1979 г. правительство страны решило, что надо помочь афганскому народу строить новую жизнь – это не обсуждалось.
Несмотря на то, что у Татьяны Николаевны Евдокимовой был еще совсем маленький сын, она оставила его с мамой и 22 апреля 1982 г. отправилась в Москву, а потом в Ташкент. Так далеко от дома ей еще не приходилось уезжать. Отстроенный после землетрясения Ташкент поражал своей красотой, необычной расцветки цветы радовали глаз, звонкие струи фонтанов переливались в лучах яркого солнца. Всего три дня назад в морозной Москве они с подружками забегали в магазины, чтобы погреться, а здесь, в Ташкенте, было так жарко, что Татьяна в платье без рукавов даже обгорела, выбирая на рыночных прилавках клубнику.
Когда приехали в расположение дивизии, недалеко от границы, вблизи городка Кундуз – девчонок поселили в палатки. Несмотря на то, что вокруг звучала родная речь, улыбались синеглазые мальчишки, было очень трудно привыкать к тому, что вместо привычных труб родного метзавода на горизонте – черные, освещенные закатным солнцем горы. Но со временем случилось так, что Афганистан стал частью каждого, побывавшего там.
Человек создан таким образом, что привыкает ко всему. Привыкли и к недостатку воды, которую привозили в бочке с водокачки, разливали в термосы, развозили по точкам. Пусть эту воду приходилось трижды кипятить, зато потом каким вкусным был этот вечерний чай после непростого рабочего дня. В военторг, куда определили кассиром Татьяну, привозили выручку из пяти магазинов, обслуживающих дивизию. Вместо денег расчет производился чеками, которые нужно было принять, пересчитать, «погасить», вырезав из каждой купюры в определенном месте кусочек, упаковать для отправки в Союз. Для общения оставался только вечер, когда можно было вспомнить родной дом, друзей, близких, поговорить о незнакомой чужой природе, о такой необычной средневековой культуре Афганистана, пошутить над ситуацией, когда «афганцы днем с тачкой, а ночью – с пулеметом».
Согласно статистике, в Афганистане каждый день погибали 4 человека; в боях было сбито 333 вертолета, 118 самолетов; более 11000 автомобилей и бензовозов были уничтожены. Всего на той войне, длившейся 9 лет 1 месяц и 21 день, погибли 161 солдат из Луганской обл., 6 человек не вернулись в Алчевск. Это были самые большие потери Советской Армии со времен Великой Отечественной.
Наши войска вошли в Афганистан по просьбе правительства Афганистана. Здесь были и солдаты, и строители, и водители, и те, кто кормил ребят, лечил и, как Татьяна Николаевна, работал в торговле. Несмотря ни на что, все они честно выполняли свой долг, оставались верными присяге до конца. Они делали то, для чего Родина послала их в Афганистан. И поэтому даже через 30 лет друзья, приобретенные там, живут в сердце.
Но сегодня, когда мы вспоминаем тех, кто не вернулся с войны, тех, кто был рядом в трудные минуты, хочется сказать:
Пусть будет память вечна и светла,
Чтоб никогда она не стерлась, не забылась.
Жестокая и непонятная война
Чтоб больше никогда не повторилась.
Татьяна Николаевна Евдокимова два года работала в Афганистане, но эти два года никогда не уйдут из памяти. Даже вернувшись домой, девчонки не могли обходиться друг без друга ни в будни, ни в праздники, собирались вместе с детьми, вспоминая те тревожные, напряженные дни, сдружившие их на всю жизнь.
Наталья Гурцкая,
культорганизатор
ОСБА ГУ ЛНР АКЦСОН
Гурцкая Н. Борьба длиною в жизнь / Наталья Гурцкая // РИО – Плюс. – 2016. – № 6. – 10 февраля. – С. 3.