Второе дыхание Валерия Федорова

Второе дыхание Валерия Федорова

– Конечно, для меня этот праздник самый главный! Как же иначе, если многое в моей жизни определила служба в ВДВ, точнее, десантные войска сделали меня, таким, какой я есть! — уверенно говорит воин-интернационалист Валерий Федоров, начиная наш разговор.

– С чего все начиналось? Как у всех мальчишек? Кино, книги, спорт, чтобы девочкам нравиться?

– Так, да не так! — смеется Валера — Вначале произошло то, что случалось с такими же пацанами, как я. В 1977 году вышел на киноэкраны страны остросюжетный фильм «В зоне особого внимания». Его и сейчас смотреть интересно! Тогда под впечатлением от фильма тысячи мальчишек шли в армию. Для многих из них воинская служба стала призванием. Я читал, что после выхода фильма в прокат конкурс в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище вырос до 20 человек на место! Еще бы! Возрос престиж воинской службы! Музыка, рукопашный бой, задержание преступников, кадры военных учений… супер! Захотелось голубой берет! Стать такими же! Мне нравилась физкультура, занятия рукопашным боем и изучение оружия, участие в «Зарнице», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Конечно, думал об армии. Мечтал о ВДВ. Призыв приближался. Закончил школу, пошел работать водителем в АТП. И, конечно же, девушка у меня появилась, Люба.

– Предполагаю, с нее все и началось.

– Точно! В один из дней после работы договорились мы с ней встретиться. Захожу за ней: Любу, работника химзавода, тогда командировали в городской военкомат для помощи призывной комиссии. И там она услышала слова тогдашнего военкома: в группу по прыжкам на полигон в Веселую Тарасовку под Луганском нужен еще один человек. И Люба ему говорит: «А вот у меня жених очень хочет, о небе мечтает!» Военком сразу: «Давай его ко мне!» А тут и я нарисовался! Военком: «Лет сколько?» Отвечаю: «Семнадцать»! Вот так и оказался я в этой группе, и в моей жизни появились еще десять друзей. В апреле 1981 года мы совершили первые прыжки. Красота! Спасибо жене Любе! – смеется Валера.

– Как в кино?

– Круче! Это нас сплотило. В принципе, мы уже понимали, что, пройдя парашютную подготовку, увеличиваем шансы оказаться в ВДВ. Так и получилось. 4 ноября 1981 года нас призвали. Военком тогда еще спрашивал: «Пойдешь со своими?» «Конечно, пойду!» — ответил я сразу же. И мы все оказались в учебке витебской дивизии, приняли присягу. Тогда стало окончательно понятно, куда нас готовят. 25 февраля 1982 года вылетели из Орши в Кабул, оказались в 350 и 357 полках знаменитой 103-й дивизии ВДВ. За время службы я сделал восемь рейсов за рулем «Камаза» по трассе Кабул – Термез через тоннель Саланг. «Каменная могила» — так называли мы его тогда. За каждым поворотом — судьба. И сейчас вдоль трассы можно заметить следы прошедшей войны. Я где-то прочитал, что за 10 лет мы потеряли в Афганистане более 11 тысяч автомобилей и бензовозов. Это почти столько же, сколько наших воинов не вернулись домой за всю афганскую войну. И только небо и афганские горы помнят о нас, наверное. Ну, а мы запомнили Афган на всю жизнь.

– Возвращение домой?

– Ярко и весело, как и полагается десантникам! – улыбается Федоров.

– В ноябре 1983 года самолетом в Ташкент, поездом в Ашхабад, оттуда самолетом в Ростов. Первое, что увидел на въезде в Алчевск – ярко-желтые фонари на столбах. Два года назад их не было. Дома меня ждали жена Люба и сын Сашка, ему почти 2 годика было. Сразу же надел на него сапоги, ремень и берет ВДВ! Классное такое фото малого получилось! – вспоминает Валера.

– И…?

– Понимаю, о чем хочешь спросить. Мой Сашка окончил военное училище. Сейчас капитан. Что сказать? Это все ВДВ! И знаешь, вот когда пришел из армии, пошел в шахту. Работа, понимаешь, не сахар, забой, аварии, тяжело. А всегда со мной мысль: «Ты же Десантник! Держись! Не отступай!». Поверишь, сразу же становилось легче. Словно открывалось второе дыхание! И так во всех жизненных ситуациях!

Только спустя пять лет после возвращения Валерия Федорова из армии, 15 февраля 1989 года, последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана. Принято считать, что в этот день командующий ограниченным контингентом советских войск генерал-лейтенант Борис Громов последним перешел пограничную реку Амударья (г. Термез). Это ознаменовало для Советского Союза завершение 10-летней войны, унесшей жизни 15 тысяч советских людей. В Луганской области за время афганской войны погиб 161 военнослужащий, в Алчевск не вернулись шестеро ребят. Их имена мы вспоминаем не только в день вывода войск, но и в те моменты, когда понятия героизма, мужества, самопожертвования, боевого братства приобретают особое значение. И они сами вновь приходят к нам, возвращаются снова, в феврале, эхом афганских гор…

– Мне в день ВДВ, конечно же, радостно и немного грустно. Некоторых товарищей уже нет с нами. Но я помню о них, – продолжает Валера. – Все они, погибшие в Афгане, ушедшие от нас в мирное время или вставшие на защиту Донбасса, – настоящие. Именно настоящие.

– Знаешь, Валера, есть такие строки у военврача и воина-афганца Аркадия Сергиенко, нашего общего друга:

«…А я хочу, хочу вернуться на Саланг!

Пусть эта мысль навязчива, и все же…

Уж сколько лет прошло, а у меня во снах Афган,

Мы никогда его забыть не сможем.

А я хочу в Кабул, Шиндад, Джелалабад –

Там было чище, чем в действительности нашей!

Там было ясно, кто есть друг и где есть враг,

И не делились мы на наших и не наших…»

– Да, верные слова, «и не делились мы на наших и не наших». Те, кто прошел школу ВДВ, воевал, меня сразу поймут, – говорит Валера. – Потому хочется и видеться почаще, и быть в курсе дел друг друга. И, наверное, благодаря и нашей с тобой беседе появилась у меня в эти минуты идея вновь, как пять лет назад, собрать в этом году тех моих друзей, с которыми меня навсегда сдружило небо над Веселой Тарасовкой осенью 81-го, а затем и Афганистан. И вернулись же в Алчевск все одиннадцать, живыми! Даченков, Сиренко, Дуванский, Хадыкин, Авсенев, Полтавский… вот такие ребята! – поднимает вверх большой палец Валера. – Точно, надо нам собраться осенью на наш юбилей! И внука Валеру с ними познакомлю!

– Сколько уже ему, твоему тезке?

– Девять лет. Ходит в секцию самбо, и знаешь, ему нравится!

– Ну, так есть в кого же! Так что, видишь, твой Валера десантником станет!

– Главное, хорошим человеком чтобы стал. А будет десантником, так дед будет просто счастлив! – смеется Валера.

– Значит, «Будем жить!»

– Однозначно! Жить и помнить, что там, где ВДВ, там Победа! – улыбается Валера – И вспомнил еще фразу, которую тогда, в 80-х, мы любили говорить мальчишками: «Любить – так Королеву, служить – так в ВДВ!» – и представь, все так у меня в жизни и получилось! Так что с праздником, пацаны!

Максим Колесник

Колесник М. Второе дыхание Валерия Федорова / Максим Колесник // Огни. – 2018. – № 31. – 3 августа. – С. 3.

 

Наверх