Сталинские соколы

Сталинские соколы

 1943 году в Крыму шли ожесточенные бои с фашистами. Вражеская авиация наносила большой урон советским войскам. Противостоять ей могли только хорошо подготовленные летчики, которые па своих самолетах, во многом уступающих немецким, смело шли в бой и одерживали победы. Среди них был и старший лейтенант Владимир Снесарев — командир эскадрильи 11 -го гвардейского авиаполка. Два его брата, младший – Василий и старший – Виктор, тоже летчики, погибли в начале войны. Вместе они окончили Ейское военно-морское авиационное училище имени Сталина. «Сталинскими соколами» называли их на войне и защитники Севастополя, и мирные жители, с надеждой глядя в небо.

 

11 сентября 1943 года во второй половине дня в воздух поднялась четвёрка истребителей во главе с Владимиром Снесаревым. Вскоре с земли поступило указание: следовать с набором высоты в район Новороссийска – туда прорвался вражеский разведчик – корректировщик FW-189 под прикрытием пары Ме-109. Уже закаленный в воздушных боях Снесарев молниеносно атаковал ведущий «Мессер» сверху и первой же очередью сразил его. Второй немецкий истребитель решил не испытывать судьбу, он улетел, оставив «раму» без прикрытия. Противник успел сманеврировать и уклониться от первой атаки. Владимир зашёл второй раз – «рама» нырнула в почти отвесное пике. Только после пятого удара маневренный и хорошо защищённый бронёй немецкий разведчик стал падать и врезался в горы. За 8 минут боя Владимир Снесарев, прикрываемый товарищами Кольцовым, Шевцовым и Трофимовым, сбил два самолета…

22 Сентября 1943 года в тяжелом воздушном бою он одержал ещё одну победу – уничтожил истребитель Ме-109. А всего за время войны сбил (по разным источникам) 12,14,15 или 16 самолетов, и 4 или 8 в паре с другими летчиками. Его товарищи называли 24 уничтоженных им вражеских самолета. Он совершил 302 (или 320) боевых вылета, (с налетом 382 часа), и участвовал в 32 (по другим сведениям в 40), воздушных боях. На его счету 80 вылетов – на сопровождение бомбардировочной штурмовой авиации (каждый раз он возглавлял группу прикрытия), 130 вылетов – на прикрытие военно-морских баз, 14 – на прикрытие кораблей в море, 8 – на прикрытие наземных войск, 12 – на разведку, а остальные – на охоту за самолетами и судами противника в море.

И каждый раз, идя в бой и нажимая на гашетку пулемета, он упрямо твердил:

– Это вам за Васю, это за Виктора…

***

Семья Снесаревых жила на улице Менжинского. Дом их (на два хозяина) был второй от угла со стороны рынка, там, где теперь находится заправка. Глава семьи Семен Иванович Снесарев работал бухгалтером на металлургическом заводе, а его жена Ольга Николаевна (урожденная Клер) была учительницей школы № 1. Её отец, инженер Фауст Карлович Клер, приехал в Россию из Гданьска в конце XIX века и начинал свою деятельность на заводе еще при Алчевском. Тогда много иностранных специалистов приглашали для работы. Сначала Фауст Клер жил в Петербурге. Его дочь окончила Ксенинский пансион. И многое из того, что знала, старалась передать детям.

Владимир, Виктор и Василий Снесаревы учились в 1 школе; были хорошими спортсменами, организаторами различных соревнований, конкурсов, викторин и всяких мероприятий. В своей публикации («Огни», 28 октября 1995 г.) Нонна Тесленко вспоминала, как они учили их, малолеток, кататься на коньках: «Мы участвовали в городских, областных соревнованиях и выходили победителями».

Они заботились о младших сестрах и не давали их в обиду. Виктория (1924 г. рождения) окончила потом Тимирязевскую академию, а вторая – Валентина (1921 г. рождения) была аккомпаниатором и работала в Доме пионеров. Потомки их и сегодня живут в Алчевске.

Первым авиацией увлекся младший из братьев, Василий. Когда он окончил 10 класс, старшие уже работали на заводе. Они решили стать летчиками и вскоре их мечта сбылась. Поехали в Ейск и поступили в авиационное училище. После его окончания, в июне 1941 года, их зачислили в одну эскадрилью. Через пять дней после прибытия в свою часть истребительное звено братьев Снесарев отразило первый фашистский натиск. А 14 июля 1941 года им нужно было нанести удар по крупной военно-морской немецкой базе. Когда возвращались назад, самолет Василия загорелся и стал терять управление. Отказал мотор. Но он решил не делать посадку, внизу были люди, и, обгоревший, смог дотянуть самолет за черту города. Но спасти его не смогли. На могиле Василия долго стоял самолет с пропеллером, потом его перенесли на братское кладбище. А старший брат Виктор погиб в январе 1941 года в боях за Крым. Не смог дотянуть до берега подбитый самолет, спикировал в море и ушел под лед. Тогда Владимир Снесарев и решил драться за троих. За проявленное мужество он был дважды награжден орденом Красного Знамени (в августе 1942г.), орденом Красной Звезды (в августе 1943 г.) и в январе 1944 года орденом Суворова 3-й степени. Это была высшая награда периода войны. Орден Суворова был учрежден в июле 1942 гoда одновременно с орденами Кутузова и Александра Невского. Но только он имел три степени. Им награждались воинские части или командиры Красной Армии «за выдающиеся успехи в деле управления войсками, отличную организацию боевых операций и проявленные при этом решительность и настойчивость в их проведении, в результате чего была достигнута победа в боях за Родину в Отечественной войне». Орденом Суворова первой степени награждались командующие фронтами и армиями, их заместители и т. д.; орденом второй степени – командиры корпусов, дивизий, бригад; орденом Суворова третьей степени – командиры полков, батальонов и начальники штабов батальонов. (Орден Суворова первой степени был изготовлен из платины, второй – из золота, третьей – из серебра).

Владимир Снесарев был в звании капитана и командовал эскадрильей, что, конечно, не может приравниваться к полку и батальону. Но этому есть объяснение. 8 января 1943 года к статусу ордена Суворова третьей степени было сделано дополнение, позволяющее награждать им и командиров рот, что, наверное, можно было сравнить с эскадрильей.

Особенно отличился Владимир Снесарев в Перекопской операции 8-9 апреля 1944 года. Его эскадрилья отлично выполнила свою задачу, прикрывая наши самолеты от истребителей противника, не допустив их потерь. За два дня эскадрилья совершила 42 боевых вылета.

16 мая 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР «за проявленный героизм и отличное сопровождение штурмовиков» Владимир Семенович Снесарев был удостоен звания Героя Советского Союза.

Еще в августе 1941 года приказом наркома обороны № 0299 была установлена норма сбитых вражеских самолетов для присвоения звания Героя Советского Союза – пять бомбардировщиков или десять истребителей. Владимир Семенович заслуживал этого сполна.

В наградном листе, подписанном в апреле 1944 года, командующий военно-воздушными силами Черноморского флота генерал-лейтенант В. В. Ермаченков писал о Владимире Снесареве: «С первых дней войны активно участвует в сражениях, смело вступает в бой с противником, не зная страха, преследует его до полного уничтожения, обладает огромной волей и выдержкой, умело разит врага…»

Владимир Семенович вспоминал о том времени: «Это были жуткие дни. Не хватало самолетов. Военный распорядок скомпонован предельно жестко: сутки летаешь – сутки в карауле. Наши старенькие И-5, у которых даже бронестенки отсутствовали, по параметрам уступали лучшим образцам гитлеровских самолетов. Нередко на такой технике приходилось звеном вступать в cхватку с тридцатью гитлеровскими стервятниками. Порой отгоняли по 70 бомбардировщиков.

Страха во время боя не было. Злость – да. Вера в победу, которая сыграла решающую роль в конечном результате войны. В том, что все-таки выиграем её мы. Иногда задумываюсь: неужели все это можно было вынести?».

За эти годы было несколько публикаций о Владимире Снесареве. Первая из них, статья «Воздушный ас» работника военкомата майора Паламарчука (имя и отчество не указаны), помещена в городской газете еще в феврале 1968 года к 50-летию Вооруженных Сил.

И все же, чтобы написать эту статью, пришлось собирать материал «по крупицам», встречаться с родственниками героя и теми, кто его знал, просматривать документы и старые фотографии.

Жанна Викторовна, дочь старшего из братьев (1935 года рождения), вспоминала, что, по рассказам бабушки, все они были очень спортивные, особенно Владимир, который и сам тренировал будущих спортсменов. Старший – Виктор хорошо пел, рисовал, Василий увлекался планеризмом, мастерил радиоприемники и модели кораблей, которые пускал на школьном ставке. Она помнила, что в 1944 году, когда ей было девять лет, Владимир Семенович заезжал домой после ранения в ноги по пути из госпиталя. Но после этого еще воевал. Был он по натуре человек молчаливый, неразговорчивый, но напористый, упрямый и всегда добивался чего хотел.

В 1987 году Владимир Снесарев писал ученикам 1 школы: «В СШ № 1 я учился в первом, потом в пятом классе, а из шестого вынужден был пойти работать и учиться в ФЗУ. А вот мои братья – старший Виктор и младший Василий – её выпускники… В пятом классе я очень дружил с ребятами Остапенко, Бабенко, Яковенко, Чумаченко. Девочек помню Степанову (впоследствии стала врачом), Мазур, Калашникову, но особенно Тамару Алешину. Маленькая, худенькая девочка обладала незаурядной активностью, была заводилой во всех пионерских наших делах… Впоследствии она была комсомольским вожаком, а в последние годы жизни работала в горисполкоме Севастополя».

ФЗУ Владимир Снесарев окончил в 1932 году. Работал слесарем в механическом цехе метзавода и по решению завкома комсомола был переведен инструктором физической культуры на заводе. В 1935 году он поступил в Московский институт физкультуры, но через год по специальному комсомольскому набору был призван в авиацию Военно-Морского флота, потом было Ейское военно-авиационное училище. А после войны, в 1954 году, Владимир Семенович окончил авиационный факультет военно-морской академии им. К. Е. Ворошилова и был направлен на Дальний Восток, где был заместителем командира соединения по боевой подготовке. В 1960 году в звании полковника ушел в запас и по семейным обстоятельствам поселился в Краснодаре, но до 1978 года продолжал работать в гражданской авиации. А в последние годы, вспомнив свою рабочую профессию, скромно трудился слесарем, а потом оператором на теплоэлектроцентрали. Любил рыбалку, любил жизнь и, несмотря на свою замкнутость, мог пошутить и обладал чувством юмора.

На старых фотографиях Владимир Семенович в юности с братьями Виктором и Василием. Вот они подтягиваются на турнике во дворе, а на втором плане – дома Васильевки. А это Виктор собирается на охоту с ружьем и любимой собакой. А вот и Василий в наушниках возле собранного им радиоприемника, и фотография их комнаты, скромно обставленной, с книгами на этажерке. А дальше они втроем, в красивой форме, курсанты Ейского авиационного училища. Потом на снимках только Владимир Семенович, с мамой, женой и близкими людьми.

«Он был летчиком от Бога, – вспоминала о нем его жена Ольга Михайловна, с которой он прожил более полувека. – Хвалиться своими подвигами не любил. Скромность, простота, правдивость сопровождали его в любых жизненных ситуациях».

У них две дочери, Эмма и Наташа, и сын Владимир, который унаследовал имя отца.

Ольга Михайловна тоже прошла войну и с 1943 года служила радистом на одесском военном аэродроме. Она вспоминала, как он боролся за восстановление справедливости и присвоение звания Героя своему однополчанину и другу Сурену Тащиеву, сбившему семь бомбардировщиков и четыре истребителя, в том числе и самолет командующего немецких ВВС в Крыму. Был даже на приеме у Микояна, так ничего и не добившись. Сурен Тащиев погиб в воздушном бою в сентябре 1943 года. Справедливость смогли восстановить только через 52 года ветераны войны, после многочисленных обращений в Министерство обороны и к президенту Ельцину. Звание Сурену Тащиеву было присвоено посмертно.

Владимир Семенович не раз приезжал в родной город, где остались близкие и родные ему люди. Но после смерти матери бывал здесь, конечно, реже. 23 февраля 1971 года его маме Ольге Николаевне Снесаревой исполнилось 80 лет (прожила она 94 года). Приехав на этот юбилей, Владимир Семенович сказал: «Дорогая мама, большое вам спасибо и русский земной поклон за то, что вы вырастили нас такими, за всю вашу доброту, ласку, заботу. Спасибо вам за все… Я не встречал никогда такой благородной красивой души, как ваша».

Ольга Николаевна могла гордиться своими детьми, но во время оккупации вынуждена была прятать семейный альбом с фотографиями, зарыв его в землю, чтобы немцы не узнали, что у неё сыновья летчики.

Владимир Семенович Снесарев был почетным гражданином города Краснодара. Там о нем не раз писали в газетах, рассказывали о его подвигах и неизменно добавляли: «В Донбассе, в Коммунарске, нынешнем Алчевске, чтут память двух погибших братьев Снесаревых и боевые дела Владимира Семеновича. Имена Виктора и Василия — на мемориальной доске школы, где они учились, в ФЗУ учрежден «Переходящий вымпел братьев Снесаревых лучшему слесарю», ежегодно проводится городской кросс их имени». Не знаю, насколько это соответствует истине. Могу лишь добавить, что в 2010 году, к юбилею Победы, в бывшем ФЗУ, а ныне 8 профессиональном металлургическом лицее, была установлена мемориальная плита в память об отважном летчике.

А дерево братьев Снесаревых на аллее героев, посаженной в 60-е годы, на улице имени 2-го сентября, уже не найти. Давно исчезли таблички со старых каштанов. Да и сама улица, названная так в честь освобождения Алчевска, к которой подступает завод, доживает последние годы и дни.

Мало кто знает, что в поселке Кача под Севастополем, в сквере против Дома офицеров качинского авиагарнизона, создан мемориал летчикам-черноморцам, где установлен обелиск и около 20 бюстов летчиков героев, среди которых и В. С. Снесарев.

Умер Владимир Семенович в августе 1995 года на 82 году жизни после тяжелой болезни. В некрологе, опубликованном в Краснодаре в местной газете, было сказано: «Образ прекрасного товарища, воспитателя и наставника, честного и преданного патриота Родины навсегда останется в сердцах всех, знавших Владимира Семеновича Снесарева».

А вскоре в газете сообщили, что «перед майскими праздниками его жена Ольга Михайловна получила письмо с родины Владимира Снесарева, из Алчевска. В нем сообщалось, что улицу, на которой до войны жили братья Снесаревы, собираются назвать их именем».

Действительно в Алчевске хотели присвоить этой улице имя отважных летчиков – братьев Снесаревых, но сегодня от неё почти ничего не осталось. Так называться могла бы одна из новых улиц или из тех, названия которых устарели.

Не так уж много в нашем городе героев достойных такой памяти. Хотелось бы напомнить, что еще тогда в 1995 году, семнадцать лет назад, Нонна Тесленко писала: «Всего такое высокое звание имели восемь наших земляков. И только одна улица названа в честь Героя – улица Липовенко. А почему бы не дать еще одной из наших улиц название в честь воздушных асов, например – улица братьев Снесаревых».

Еще в 1970 году мать героев отдала в городской музей фотографии и различные вырезки из газет, рассказывающие о них. А после смерти Владимира Семеновича его жена передала в музей Алчевска его личные вещи, которые заняли место в одной из витрин. По её рассказам, городской голова, в то время Николай Егорович Кириченко, в благодарственном письме обещал, что «лучшую улицу в новом районе назовут именем братьев Снесаревых». Но Ольга Михайловна не верила, что доживет до этого. Так и получилось. Она ушла из жизни лет десять назад.

Могу сказать, что вопрос этот тогда вроде бы решался, но за другими, «более важными» делами, все забылось. И за все эти годы о летчиках-героях никто не вспомнил.

Думаю, что нужно вернуться к этому вновь и не на словах, а на деле увековечить память о братьях Снесаревых, геройски сражавшихся в годы войны, в названии одной из улиц. Признаться, сарматы от нас гораздо дальше по времени, но удостоились этой чести, а то, что ближе… не помним. Да и повод для этого не нужно долго искать. В следующем, 2013 году исполняется 100 лет со дня рождения старшего брата Виктора Снесарева, в 2014 году – 100 лет со дня рождения Владимира Снесарева, а в 2015 году – столетие Василия Снесарева. К этим юбилеям и хорошо было бы сохранить память о них в названии одной из улиц.

Надеюсь, что кто-то откликнется на эту статью, будут какие-то предложения, и она не останется незамеченной руководителями города.

Ю. Белов.

Белов Ю. Сталинские соколы / Ю. Белов // Вечерний Алчевск. – 2012. – 22 апреля. – С. 4.

 

Наверх