Удивительная особенность степного края, или с чего начинается яхт-клуб города металлургов
Любимым местом отдыха и времяпрепровождения для тысяч алчевцев давно стало Исаковское водохранилище, на берегах которого в 50-60-х годах прошлого века, как грибы после дождя, быстро вырастали корпуса меховых баз отдыха металлургического, а потом и коксохимического заводов, дачные домики.

Спорткомитет металлургического завода и общественные организации старались обеспечить полноценный и интересный досуг горожан, поэтому здесь часто организовывались соревнования по плаванию, рыбной ловле, катанию на лодках и катамаранах. В это время в СССР начинает зарождаться парусный спорт и заводчане, воодушевленные первыми успехами передовых предприятий металлургии, имеющих, как говорили раньше, выход к морю, не хотели отставать и старались как можно эффективнее использовать свою водную гладь.
Энтузиастами, организаторами и вдохновителями нового были директор металлургического завода Анатолий Васильевич Жердев, начальник цеха по ремонту прокатного оборудования Семен Яковлевич Шехтер и в то время инженер Валентин Федорович Лукашов. От города увлеклись этим заманчивым делом А. Носко, а от КГМИ – заведующий лабораторией кафедры горного транспорта Олег Петрович Лакутин, который и стал на общественных началах первым тренером команды яхтсменов института. Затем официально первыми тренерами яхт-клуба в 1965 году работали В. Джеламанов и другие.
Уже скоро яхт-клуб вошел в состав ДСО «Авангард» металлургического завода. Руководство по-прежнему активно шло навстречу энтузиастам и любителям парусного спорта. Началось с того, что завод приобрел три старенькие яхты: два «Финна» и «Звездный». Их основательно отремонтировали, и тогда новорожденная маленькая флотилия вышла на гладь Исаковского водохранилища.

В 1968 году яхтсмены получили прекрасное помещение для яхт-клуба на Исаковском водохранилище. Ежегодно приобретались новые яхты, укреплялась материальная база, спортсмены регулярно тренировались.
Парусный спорт привлекал все больше молодежи, которая также участвовала в благоустройстве территории, ремонте и обслуживании яхт.
Самыми лучшими парусами были оснащены яхты участников всесоюзных соревнований и чемпионатов Европы. Но под палящим солнцем и воздействием неблагополучной экологической ситуации региона паруса быстро изнашивались и рвались. А ткань типа «дакрон», из которой они изготавливались, имелась только в Министерстве обороны. Достать ее практически было невозможно.
Из воспоминаний А. В. Жердева:
«…я не знал, как помочь молодому коллективу и яхт-клубу – мы не имели прямых контактов с Министерством обороны. Но туг подвернулся случай. В конце 60-х годов на завод пришел срочный заказ от Череповецкого, Челябинского и еще одного завода на прокат специального назначения из титана для Министерства обороны СССР. Так получилось, что наш завод среди исполнителей оказался первым, выполнившим спецзадание в срок и с хорошим качеством. И я отправился в Москву доложить об этом Министру обороны СССР Д. Ф. Устинову. В беседе рассказал ему, как живут металлурги, как они замечательно трудятся и как для их отдыха в степной местности на искусственном водохранилище организован яхт-клуб и успешно развивается парусный спорт. Пользуясь случаем, попросил Дмитрия Федоровича помочь приобрести ткань «дакрон» для парусов. К великому нашему счастью и радости, в короткий срок, минуя Главснаб, завод получил необходимую ткань. Министр обороны выполнил свое обещание. Теперь уже делом чести яхтсменов стало завоевание призов, кубков на соревнованиях разного уровня. У нас была серьезная по тем временам база, наши спортсмены подавали надежды. Встал вопрос о серьезном руководителе-тренере. Было несколько кандидатур, в том числе и спортсмен из Таганрога Эдуард Серопян».

В ходе переговоров с Серопяном А. В. Жердев сделал ему официальное приглашение и пообещал предоставить 2-комнатную квартиру через 2-3 месяца, а также зарплату тренера в 140 рублей.
Из интервью с Э. Ш. Серопяном: «Встреча с директором завода произвела на меня неизгладимое впечатление. У меня буквально выросли крылья и я рвался в бой за наградами и победами. Хоть я и считаю себя потомственным металлургом, море люблю с детства. Родился в 1941 году. Отец на фронте, а мы спасались все военные годы ловлей рыбы. Жили недалеко от моря и я с 12-13 лет помогал рыбакам в рыболовецкой артели. За что и получал в качестве вознаграждения рыбу. В 1955 году записался в яхт-клуб города Таганрога, где проводил все свободное время. И уже и в 1963 году принял участие во всех всесоюзных соревнованиях, стал победителем большой Всесоюзной регаты «Поволжская парусная регата – 1963» в классе «Финн» и мастером спорта. С 1963 по 1967 гг. служил в спортивной роте дважды Краснознаменного Балтийского флота в г. Таллинн. После демобилизации вернулся в Таганрог и был приглашен в сборную молодежную команду России.
Приятно сознавать, что увлечение молодости и детства, парусный спорт, стало смыслом жизни для меня и многих воспитанников яхт-клуба в Алчевске. Первые годы работы отличались небывалым энтузиазмом, настойчивостью и упорством. Уже в 1972 году в яхт-клубе занималось более 270 человек, из которых 5 – мастера спорта СССР, 31 – кандидат в мастера спорта СССР и перворазрядники. На международной парусной регате в болгарском городе Варне лучшие коммунарские спортсмены Геннадий Цымбал и Юрий Трубицын стали победителями в классе «Летучий голландец». В 1989 году мне было присвоено звание заслуженного тренера УССР. До 2004-го я работал в спортклубе, сейчас – в ООО «Энергия», которым руководит один из моих воспитанников – призер чемпионата Европы 1993 г. в классе «Лазер» мастер спорта международного класса Василий Герелюк. Возглавляемое им предприятие является генеральным спонсором нашей команды».
Спортсмены клуба неоднократно входили в десятку лучших спортсменов года в Украине, а юноши в виндсерфинге становились чемпионами Украины и членами сборной Украины (Д. Брежнев, Д. Панков, Ю. Сергиенко, Т. Постоловская, В. В. Бурмистренко). В 2009 году на чемпионате мира, где участвовало 83 страны, алчевцы заняли VII-e место в категории среди стран участниц и «гонялись в золотом флоте», т.е. в первой половине чемпионата, где их соперниками были 172 высококлассных спортсмена. В этом же году наши парни участвовали в открытом чемпионате Европы в Испании в г. Кадисе, где заняли 1V-е место среди 19 команд. И совсем недавно, в марте-апреле, двое учащихся АССШ № 22 Дмитрий Брежнев и Вадим Бурмистренко участвовали во Всеукраинских соревнованиях по парусному спорту среди юношей и заняли 1-е и II-е места в каждом виде заезда и в общем зачете среди 14 областей. Мальчишки вспоминали, с каким интересом журналисты и многие болельщики спрашивали их о том, на каком море расположен портовый город Алчевск, где так хорошо поставлена работа по подготовке спортсменов-парусников. А ребята с улыбкой отвечали, что они из степного шахтерского Донбасса, из города металлургов Алчевска, и что тренируются на искусственном водохранилище.
Благодаря спонсорам, обеспечившим хорошую базу и соответствующий прием гостей и участников гонок, в 2008 году на Исаковском водохранилище проведены международные соревнования по виндсерфингу.
Фанатично преданный парусному спорту и яхт-клубу Эдуард Серопян воспитал немало звезд парусного спорта, прославивших Алчевск. Участниками чемпионатов мира и Европы были В. Герелюк, Д. Врублевский, В. Христюк, А. Мирчук, победителями международных соревнований – С. Щербаков, И. Чехлатый.
За годы тренерской работы в клубе Э. Ш. Серопян подготовил 3 мастера спорта международного класса, 50 мастеров спорта, 94 кандидата в мастера спорта, более 100 перворазрядников.
Чемпионами СССР среди молодежи 1971 г. стали Ю. Трубицын и Г. Цымбал. II-е место по СССР среди молодежи в 1973 г. завоевали О. Токарев и В. Литвиненко. Призер чемпионата СССР среди взрослых (II-е место класс «Финн») в 1978 году С. Щербаков.
Наших ребят неоднократно приглашали для участия в Олимпийских играх, но из-за отсутствия средств в клубе они так и не принимали в них участия. Авторитет и уровень их мастерства не пострадал, хотя славу родному городу могли бы принести: О. Токарев – в 1976 году, С. Щербаков – 1980 г., А. Мирчук – 1996 г., И. Чехлатый – 1996, 2000 гг.
Мировую известность как участнику чемпионатов мира получили С. Щербаков и А. Мирчук. На уровне Европы хорошо показали себя И. Чехлатый (1989 и 1991 гг.), V-е место В. Герелюк (1993 г.), VIII-е место Д. Врублевский, О. Зленко, Е. Цыба (1995г.).
Многие спортсмены в разные годы был и членами сборных команд СССР и Украины, становились победителями или призерами чемпионатов Кубков СССР, Украины и международных регат. Эдуард Серопян входил в десятку лучших тренеров Украины, а с 1993 по 2000 гг. возглавлял рейтинг тренеров Алчевска.
– Многие мои сверстники, как и я, выросли на идеях социализма, меч-тали о разном – о полетах на другие планеты, путешествиях по разным странам, – вступает в разговор Василий Герелюк. – Но я, городской житель степного Донбасса, почему-то мечтал о море, его бесконечных просторах, голубизне воды и соленом ветре, хотя знал об этом понаслышке. Засыпал под шум воображаемого прибоя, мне снились двух- и трехмачтовые корабли, которые изучал по специальной литературе, и даже знал много специфических названий разных частей этих суден.
Я был шустрым подростком, немного занимался доступным дворовым спортом: подтягивался на опорах металлических качелей, играл в подвижные игры на площадке, любил погонять в футбол. Моя физическая подготовка и сыграла решающую роль в том, что именно на меня пал выбор соседа, который искал подмену своему шкотовому – матросу на парусник. Когда услышал его предложение, чуть не упал в обморок. Подумал, не зря говорят, что если долго о чем- то мечтать, то это обязательно сбудется.
Начал с того, что ближе познакомился с шкотовым – матросом, который оказался очень доброжелательным и не амбициозным человеком. Он просветил меня по многим вопросам и главное – научил управлять дополнительным парусом и «откренивать» яхту. Я твердо усвоил, что по своим обязанностям обязан помогать рулевому и тактически, т. е. сообщать информацию о других яхтах, участвующих в гонке. Чтобы не оплошать, засел за книги и стал изучать характеристики яхт. Затем сосед пригласил участвовать в гонке на яхте на Исаковском водохранилище вместо заболевшего после первой гонки его шкотового, сказав для ободрения: «Ты только начинающий, и звание у тебя под стать нашей яхте, которая называется «Кадет». Я знал, что яхта «Кадет» в длину 3,5 м, имеет паруса, один не больше 5 м, а второй – 1,5 м, и даже представлял, как буду управлять ими и ловить попутный ветер. Мы «откатались» до конца соревнований и заняли третье место. Мы валились с ног от усталости, лица загорели и обветрились…
Много лет спустя, наблюдая по телевизору за церемонией награждения на чемпионатах мира наших фигуристов и хоккеистов, проводил аналогию с собой. Когда нас награждали, у меня предательски скатилась слеза, но этого никто не заметил, подумали, что брызги воды. А сосед все-таки узрел и сказал: «С крещением тебя, сынок». Эти слова с оттенком благодарности и похвалы долго звучали в моих ушах, определив дальнейшую судьбу в парусном спорте.
Затем родители отправили меня к бабушке в деревню восстанавливаться после соревнований. Дня два-три, а может, и недельку я гонял по полям, лазал по чужим садам, рыбачил. Но потом это все ужасно надоело и я засобирался домой: все это время мне снились яхты, легкий бриз и плавное скольжение по глади воды. Я пришел в яхт-клуб записаться.
– Значит, стать членом яхт- клуба в то время мог каждый желающий?
– Понимаете, мы жили в тот период, когда во все кружки и секции запись была добровольной. Но не все проходили испытания нагрузками, требованиями и условиями. По жизни я понял, что бывшие спортсмены даже в своей профессии постоянно испытывают соперничество и проявляют волю к победе. Спорт – это не просто занятия. Это – образ жизни. И я благодарен судьбе за встречу с таким человеком, как мой тренер и наставник Эдуард Серопян. Он ввел меня в мир парусного спорта, сформировал характер, воспитал и закалил.
«Сильный и мужественный, в высшей степени преданный парусному спорту Эдуард Серопян по-прежнему с огромным энтузиазмом и самоотверженностью воспитывает у нового поколения волю к победе, сильный характер и настойчивость. Причем помимо уроков мастерства в парусном спорте.
Справка: Первые яхт-клубы появились в начале 18 века в Великобритании. В России – во второй половине 19 века, в СССР насчитывалось свыше 120 яхт – клубов. В программах Олимпийских игр участвуют яхты международного класса «Финн», «Летучий голландец», «470» и другие. В чемпионатах мира парусный спорт участвует с 1922 года, в программах Олимпийских игр – с 1900 г.
Лариса Пелих
Огни. – 2010. – 16 июня. – С. 8.
