Алчевск был театральным городом
Старый Алчевск уходит в прошлое. Обновляется его лицо. Но так хочется сквозь призму новых очертаний рассмотреть начало. Ведь мы — алчевцы, и это наша общая биография, которой мы дорожим. Своими воспоминаниями об истории нашего города делится коренная жительница Алчевска Людмила Зосимовна ЗУЕВСКАЯ.
Хочу рассказать о театре, который ещё до революции был в Алчевске. Его здание располагалось в верхней части Летнего сада — на месте нынешнего здания профкома АМК. Но торец театра был немного выдвинут в сторону дома Жоржона (так назывался дом первого директора металлургического завода по фамилии архитектора, его создавшего) и доходил до трех огромных елей, которые сейчас находятся слева от здания профкома АМК.

Летний сад был открыт до революции, после того, как построили Новую и Административную колонии, и находился между домом Жоржона и теперешним зданием профкома АМК, между улицей Менжинского и зданием ОГМ (бывшим зданием СШ № 10). Если идти от старого рынка мимо магазина «Фокстрот» и пересечь улицу Горького, то здесь и начиналась улица Менжинского, которая шла дальше, вверх. Я же хорошо помню уже разрушенное здание театра после освобождения нашего города от фашистов, да и после войны, потому что моя бабушка, Елена Герасимовна Масляева, водила меня в 1943-1947 гг. гулять в летний сад и к дому первого директора металлургического завода. Одноэтажное здание театра видимо было разрушено прямым попаданием бомбы: не было крыши, стояли одни рваные по периметру стены, зияли пустые проемы окон и дверей в торце здания. Потом остатки здания театра снесли.
Бабушка рассказывала мне и о том, что они с дедом (её мужем — Иваном Ивановичем Масляевым) будучи молодыми, часто ходили в этот театр на представления. В театре играли местные артисты и приезжие из других городов. В этом же театре играл и их сын, мой дядя — Александр Иванович Масляев. Из рассказов моей бабушки, мамы и родственников я также знаю, что Александр был инженером-конструктором, скрипачом и актером. Погиб в гражданскую войну.
Вспоминая свою молодость, бабушка рассказывала и о репертуаре театра. К примеру, здесь шла «Анна Каренина». Мне, ученице младших классов, в то время названия спектаклей ни о чем не говорили, были непонятны и неинтересны. Поэтому моя детская память их не сохранила.
Уже, будучи взрослой, могла бы восстановить этот пробел в беседах с мамой, тетей, дядей, отлично помнящих своего старшего брата Александра и события того времени, но мною такие беседы всё откладывались на «потом». А теперь и спросить не у кого, так как старшее поколение моего рода уже ушло из жизни. К счастью у меня осталась фотография 1916 года с надписью тех лет, на которой снята вся труппа Густава Гартмана в спектакле по пьесе А. М. Горького «На дне». На снимке в первом ряду, в тельняшке, в роли барона, снят наш Александр Иванович Масляев (в гриме). На этом же снимке в первом ряду справа (в кепке) — сам руководитель театра Густав Гартман (тоже в гриме). Во втором ряду, крайняя слева — Анна Степановна Ильина, жена Густава Гартмана. Рядом с ним на снимке стоит мальчик — это их старший сын. Как рассказывает сегодня внучка Густова Гартмана, жительница Алчевска Маргарита Викторовна Солод, её дед (и это подтверждено документально), 1873 года рождения, был уроженцем Бердянска Таврической губернии, по национальности — немец. В молодые годы руководил драматическим кружком на руднике в Брянке. Позже работал переводчиком технической литературы в отделе оборудования металлургического завода. Получил квартиру и жил в Новом городе по улице Молотова (ныне Ленинградская), в доме №33.
В Алчевске горожане любили актерскую группу Густава Гартмана и всегда охотно ходили на его спектакли в театр. Но в сентябре 1937 года Густав Гартман был репрессирован и в Луганске расстрелян.
В Летнем саду ниже театра по той же стороне была открытая танцевальная площадка, где до войны алчевская молодежь танцевала под духовой оркестр. В нем играл средний бабушкин сын (мой дядя) Михаил Иванович Масляев. Он свободно играл на саксофоне, кларнете и трубе, а работал на металлургическом заводе. Во время Великой Отечественной войны был пулеметчиком. Погиб 29 марта 1945 года, немного не дожив до Победы. Похоронен в Восточной Пруссии.
По другую сторону аллеи находился летний кинотеатр (деревянный), куда мы, детвора, охотно бегали в кино уже после войны.
Почему я решила написать о тех скупых сведениях, об алчевском дореволюционном театре и его создателе, о котором мне известно? Думаю, понятно. Историю города создают своими делами его люди, каждое поколение оставляет в ней свой добрый след. А ещё хотела бы попросить наших земляков — молодых алчевцев, интересоваться историей нашего города, вовремя узнавать, собирать и сохранять крупицы интересных сведений о земляках, чтобы факты не забылись, не потерялись. Со временем это будет интересно для наших потомков.

От редакции. У киношников есть такой термин — уходящая натура. Мы использовали его, дав имя нашей новой рубрике. Очень хочется удержать эту уходящую натуру, сохранить хотя бы в памяти. Увы, все меньше остается людей, у которых можно спросить, каким был наш город. Мы приглашаем алчевцев поделиться семейными воспоминаниями и фото. Пусть это будут, с вашей точки зрения, мелкие эпизоды — дороги и они. Ведь все большое складывается из мелочей. Ждем ваших воспоминаний!
Людмила Зосимовна Зуевская
(На овальном портрете – Александр Иванович Масляев)
Огни. – 2012. – № 35. – 29 августа. – С. 14.
