Андрей Федорович Кошура

«Мечтай владеть золотыми руками…»
В школьные годы многие зачитывались книгой под названием «Волшебник изумрудного города». Но в реальной жизни мы не задумывались о том, что, например, Алчевское ВПТУ № 40 за более чем полувековое существование подготовило и дало путевку в жизнь десяткам тысяч рабочих строительной специальности.
По меркам прошлых лет – это могло быть население небольшого городка. И почетным гражданином этого города мастеров непременно стал бы Андрей Федорович Кошура – Герой Социалистического Труда, кавалер двух орденов Ленина, который много лет возглавлял бригаду электромонтажников Алчевского специализированного управления № 450 треста «Донбасспромэлектромонтаж» и был выпускником этого самого ПТУ № 40. И что интересно, что спустя много лет он вернулся в родные стены училища уже в качестве мастера производственного обучения, чтобы готовить к жизни и труду молодую смену, выводить ее в мастера.
Родился А. Ф. Кошура 23 июня 1928 года в селе Новая Синявка Старосинявского района Хмельницкой области в крестьянской семье.
– С самого раннего детства, – вспоминал Андрей Федорович, – я тянулся к знаниям. Помню, как приставал с вопросами к монтерам, которые проводили в нашем селе электричество.
Может эти первые детские впечатления сыграли потом свою роль в выборе будущей профессии. До войны окончил всего четыре класса. После разгрома фашистской Германии отправился в индустриальный Алчевск, чтобы учиться на электромонтажника.
Прибыв в 1947 году в Алчевск, Кошура сразу же пошел учиться в школу фабрично-заводского обучения (теперь это ВПТУ № 40) и стал овладевать желанной профессией. Срок учебы был всего шесть месяцев. Учиться было трудно. Не хватало инструментов и материалов, необходимых для обучения. Учебник – один на пятерых. Тетрадь или карандаш – драгоценность. Вся надежда на память, на внимание.
Весной 1948 года А. Ф. Кошура пришел в бригаду электромонтажников, которая трудилась на восстановлении цехов Алчевского металлургического завода.
Пришло время самостоятельного труда, появилась возможность проявить инициативу, учиться у старших, опытных специалистов. С 1957 по 1978 год Кошура возглавлял передовую бригаду электромонтажников, стал настоящим мастером своего дела.
Испокон веков мастером называли не каждого человека, а только того, кто работал творчески, делал чудеса из разного материала, чем не только восхищал, но и удивлял.
Жизнь часто дает нам примеры проявления такого мастерства.
– Я с детства наблюдал его, – рассказывал А. Ф. Кошура, – в хлеборобской среде, позже – в заводских цехах, видел прекрасные создания человеческих рук в художественных музеях Москвы и Будапешта.
Через всю жизнь пронес он воспоминание об одной надписи, которую прочитал на древнем дагестанском кубке. Эти слова запечатлелись в памяти как наказ по жизни, который Андрей Федорович неоднократно цитировал в беседах с молодыми рабочими. А те в свою очередь передавали из уст в уста наказ мастера: «Не рвись владеть ларцами золотыми и саблями чеканными белыми. Мечтай владеть руками золотыми, которые все это сделали». И Андрей ловил себя на мысли о том, что ведь и вправду, в каждой вещице, сделанной творческим человеком, его умелыми руками, есть частица души мастера и это ценнее любого богатства.
Мастер обращал внимание на вторую составляющую успеха работы – это высокое качество труда, которое всегда главенствует в коллективах, где трудовая дисциплина, ответственность каждого работника за свой труд являются нормой.
Андрей Федорович рассказывал, что после училища попал в хорошую бригаду, где все трудились на совесть. И ему, молодому рабочему было стыдно бездельничать или выполнять дело спустя рукава. Работала бригада на строящихся и реконструируемых объектах металлургического и коксохимического заводов и надо было жить не одним днем, а смотреть в будущее и думать о том, сколько же лет простоит сооружение и какая память о бригаде останется у людей. Эти уроки преподавал первый мастер и рабочий учитель – бригадир Андрей Данилович Иванов. Эти прописные истины потом внушал Кошура своим ученикам.
Текучесть кадров на стройке была очень высокая, а основным бичом были опоздания и перекуры. С этими явлениями боролись по-разному. Уговоры, беседы и разъяснения часто не доходили до сознания особенно молодых и развязных ребят.
На помощь приходил актив бригады. Брали парня под особый контроль, предупреждая нарушения. И при этом всегда помнили, что работа электромонтажника связана с риском для жизни и нельзя перегибать палку и вводить человека в нервное состояние. Тем более, что учеными было доказано, что электромонтажник в хорошем и нормальном состоянии выполнит работу за смену на 0,65 часа быстрее и качественнее. Поэтому бригадир Кошура никогда не кричал, а тем более не оскорблял рабочих, не донимал нравоучениями и придирками, а конкретно подводил итоги и указывал на недостатки.
И этот метод давал потрясающие результаты. Росло чувство ответственности, самокритичности у ребят. Каждый научился оценивать свою работу со стороны и ставить себя на место мастера или бригадира, которые придут принимать работу.
Бригадир Кошура постигал уроки межличностных отношений прямо на практике. Рабочая среда помогала посмотреть на многие привычные вещи по-другому.
И после окончания школы ФЗО Кошура никогда не прекращал учиться. Это была, прежде всего, учеба на монтажной площадке. Кроме того, школа рабочей молодежи. Во время службы в армии учился на курсах электромонтеров, на курсах повышения квалификации в Харьковском учебном комбинате, потом поступил на вечернее отделение по строительной специальности в горный техникум. И все старания и усилия были направлены на то, чтобы не просто познать глубже свою профессию, а не ударить в грязь лицом перед товарищами, чтобы авторитетно со знанием дела разъяснить и показать, как надо что-то делать. Поэтому, пренебрегая трудностями и не обращая внимания на возраст, взрослый и семейный человек взялся за учебники и коротал ночи над чертежной доской. И старания не пропали даром, Кошура сам удивлялся тому, как увеличилась его производительность труда, как он уверенно берется за самое сложное задание и в процессе работы экономит время и материалы.
Опыт бригадира поддерживала вся бригада. Ребята организовали творческий конкурс рационализаторских предложений, целый ряд которых после внедрения принес ощутимый денежный доход и экономию материалов на участке. А самым эффективным был почин бригады выполнить пятилетку по росту производительности труда за четыре года. Бригада трудилась на самых ответственных участках – строительстве и реконструкции коксового цеха № 2 и цеха улавливания № 2 коксохимического завода в Алчевске.
Бригадир Кошура не стеснялся обращаться за советом к опытным и технически грамотным инженерам. У бригады было много командировок в разные города Украины, особенно на объекты в Луганской и Донецкой области, где тоже велось строительство промышленных и жилых объектов.
Большинство работ приходилось осуществлять на выезде в Антраците, Беловодске, Брянке, Дебальцево, Енакиево, Кировске, Константиновке, Краматорске, Красном Луче, Мариуполе, Первомайске, Ровеньках, Славяносербске и других городах. Самое малое расстояние – до Брянки (16 км), наибольшее – до Мариуполя (260 км), а в среднем объекты располагались на расстоянии от 50 до 100 километров. Объем работ вне Алчевска доходил до 70 процентов.
Когда приходили наниматься на работу молодые ребята, то А. Ф. Кошура, беседуя с ними, ничего не утаивал.
– Работа в основном на выезде, – говорил новичку Андрей Федорович. В Алчевске разве что пятая часть. Подумай! Если выдержишь, – примем. Поговори с моими товарищами. Они тоже сначала побаивались. А сейчас показывают пример другим.
И юный электромонтажник, выпускник профессионально – технического училища, который сначала заколебался, взволнованно отвечал:
– Буду держаться. Не откажусь…
Бригада А. Ф. Кошуры выполняла монтажные работы и изготавливала различные типы поэтажных и квартирных щитков, разного рода кронштейны, траверсы, конструкции и приспособления и даже изготавливала ажурные металлические решетки на окна, например, для первого этажа городской поликлиники, а также проводила внутренние электроразводки, кабельные подземные и воздушные электролинии, электрощитовые, трансформаторные подстанции и распределительные пункты электроснабжения. И на любом объекте бригада под руководством Кошуры тщательно и внимательно изучала документацию и читала чертежи, а потом приступала к работе, используя рациональные способы труда, проявляла стремление упростить и минимизировать затраты труда и материалов, а также выиграть время.
Все это давало замечательные результаты, и опыт бригадира Кошуры стал распространяться не только на Луганщине, но и в других областях Украины, а бригадир был неоднократным участником слетов передовиков производства и делился опытом работы с коллегами. В 1975 году Андрей Федорович опубликовал в киевском издательстве «Будівельник» брошюру «Джерела заощадження», в которой подробно рассказал об опыте экономии средств его бригадой при строительно-монтажных работах.
С 1978-го по 1992-й год Л. Ф. Кошура работал мастером производственного обучения в строительном училище № 40, куда он вернулся, чтобы готовить к жизни молодую смену, выводить ребят в мастера, передавать молодежи то, чего достиг сам.
Как мастер производственного обучения Кошура был отмечен знаком «Отличник профтехобразования СССР», был делегатом Всесоюзного съезда работников народного образования.
В 1983 году Герою было присвоено звание Почетного гражданина Алчевска.
Знатный строитель гордился не только своими достижениями, а всегда подчеркивал, что коллективный труд помогает добиться хороших результатов и является коллективным воспитателем и организатором.
С детсадовского возраста Андрей Федорович много внимания уделял общению и воспитанию своих сыновей, которые в свою очередь воспитывают своих детей на примерах из жизни замечательного и заслуженного деда – Героя Социалистического Труда Кошуры Андрея Федоровича.
В 1992 году Андрей Федорович ушел на пенсию, а в 1999 году – ушел из жизни.
Андрей Федорович Кошура // Ими гордится Алчевск : краткие биографические очерки / составитель А. А. Ямковой. – Луганск : Промпечать, 2013. – С. 125 – 131.
