АХ, ПРОСПЕКТ, НАШ ПРОСПЕКТ…

АХ, ПРОСПЕКТ, НАШ ПРОСПЕКТ…

По идее, в Алчевске – небольшом, сугубо промышленном городе, выросшем вокруг металлургического завода – совсем не место изысканной архитектуре. Но это неправильная идея. Автор фразы «Кадры решают все» многократно развенчан, но в данном случае совершенно прав. Очень многое в нашем городе выглядело и происходило совсем иначе, не будь здесь Петра Арсентьевича Гмыри. За последние годы о нем написано немало. Мы все же рискнем добавить свое соображение к этому портрету: этот человек умел мечтать смело и ярко. И никогда не боялся воплощать свои мечты в жизнь. И о том, каким станет Алчевск, он мечтал красиво, вдохновенно, с размахом. Вот только реализовал не все. Но успел подарить нам проспект Ленина.

50-е года прошлого века. На месте нынешнего исторического центра – пустырь. Но есть человек, который видит, что здесь появится. Два человека: заказчик строительства, директор метзавода Петр Гмыря и архитектор Яков Блиндер. Классика архитектуры бульвара, достойная Невского проспекта. Немного тяжеловесный, но величественный сталинский ампир. Простор и много зелени…

Изначально предполагалось, что проспект станет продолжением улицы Куйбышева. Но потом было принято решение: от площади перед Дворцом культуры химиков (тогда она носила имя Менделеева) будет начинаться проспект Мира.

Немногим более десяти лет потребовалось, чтобы создать великолепный архитектурный комплекс, завершающей точкой которого стала площадь 20-летия Победы, знаменитый шпиль. Была задумана зеркальная застройка: жилые дома по обе стороны должны были «отражать» друг друга. А отражать было что! Фасады создавались сложные и гармоничные, богатые деталями: фронтоны, портики, пилястры, маскароны, лепные кронштейны… На входах во дворы — декоративные арки и кованые ворота.

Архитектуру принято сравнивать с застывшей музыкой. В таком случае, проспект Ленина — воплощение классической сонатной формы. Три части: экспозиция, разработка и реприза. Часть первая — от ДК химиков до площади Ленина. Уютная тенистая аллея в центре в обрамлении внушительных зданий. Экспозиция обычно исполняется в быстром темпе, в ней звучит главная тема в главной тональности. Так и здесь: проходишь эту часть быстро, но главную тему ощущаешь сразу.

Разработка — самая большая часть формы, центральный и важнейший раздел. В ней тема переосмысляется — порой вплоть до видоизменения. Темп не столь оживленный. Вуаля! — полные зелени просторы от площади Ленина до улицы Московской. Настоящий парк среди города. Обилие цветов. по-петергофски правильные клумбы с ароматом петуний и душистого табака, в центральной части — тумбы с фигурками сказочных героев (да-да, это было), гипсовые вазы, лепные ограды. И трехъярусная чаша фонтана: в таком виде фонтан существовал лет 25. Потом его сменило псевдосовременное бетонное «корыто и три струи», а потом… Но пока не будем о грустном.

Заключительная часть — реприза, в целом повторяющая позицию, но звучащая в другой тональности и менее динамичная. Так и воспринимается фрагмент проспекта от Московской до шпиля. Чем-то похоже на начало, но меньше зелени, солидные сталинские дома постепенно сменяются «хрущевками», меньше цветов, ухоженность идет на убыль, и… Кода!

Великолепно звучала эта архитектурная соната в 60- 70-е годы минувшего столетия. Но, как известно, ничто не вечно под луной. Были периоды, когда соната чуть не превратилась в мрачный гимн разрушению. Зачем-то поменяли фонтан. Исчезли фигурки. Не столько от времени, сколько от рук хулиганов потерпели ограды и вазы. Были разломаны, а там и снесены кованые ворота, предприимчивые жильцы первых этажей превратили арки в лоджии и чуланы. Стали рушиться фасады домов… Пришли 90-е. Магазины на первых этажах домов запестрели кичевыми «нововведениями», разбитый асфальт и поломанные скамейки красоты не добавляли… Чиновники на вопросы, как сохранить архитектурный шедевр (уже почти бывший), пожимали плечами: требуются слишком большие средства, а их нет, а на нет и суда нет…

Потом — всплеск: к юбилейной годовщине восстановили в чугуне ограды, да и вообще немало было сделано в центральной части — той самой «разработке». А потом — снова остановка. По классику просто: «Что дальше, лорды? Дальше — тишина…»

Годы идут, и о проспекте уже приходится говорить: остатки былого величия. Но величия! И весной здесь по-прежнему цветут каштаны, сирени, яблони и черемуха. А в сентябре старые деревья так роскошно встречают осень, и под ноги прыгают лакированные прохладные каштанчики… Здесь все так же возникает ощущение какого-то другого, не совсем реального и прекрасного города — поистине города мечты. И верится: эта мечта вернется. И воплотится до конца хотя бы теперь, чтобы соединить прошлое и будущее, чтобы звучать всегда…

Александра Меньшикова

 

Наверх