А память остается

А память остается

Из истории Алчевского дореволюционного театра

 

1916г. Дореволюционный Алчевский театр.Труппа

Густава Гартмана, пьеса А.М.Горького «На дне»

Старый Алчевск уходит в прошлое. Обновляется его лицо. Но так хочется сквозь призму новых очертаний рассмотреть начало начал. Сегодня своими воспоминаниями с читателями газеты «Огни» делится его старожил Людмила Зосимовна Зуевская:

– Хочу рассказать о театре, который еще до революции был в Алчевске. Его здание располагалось в верхней части Летнего сада – на месте нынешнего здания профкома АМК. Но торец театра был несколько выдвинут в сторону дома Жоржона и доходил до трех огромных елей, которые сейчас находятся слева от здания профкома АМК.

Летний сад был открыт до революции, после того, как построили Новую и Административную колонии. Летний сад находился между домом Жоржона и теперешним зданием профкома АМК, между ул. Менжинского и зданием ОГМ (бывшим зданием СШ № 10. Если идти от старого рынка мимо магазина «Фокстрот» и пересечь ул. Горького, то здесь и начиналась ул. Менжинского, которая шла дальше вверх). Я же хорошо помню уже разрушенное здание театра после освобождения нашего города от фашистов, да и после войны, потому что моя бабушка, Елена Герасимовна Масляева, водила меня в 1943-1947 гг. гулять в Летний сад и к дому первого директора метзавода Жоржона. Она показывала мне здание театра. Оно было разрушено, видимо, прямым попаданием бомбы. Не было крыши (здание было одноэтажным), стояли только стены по периметру. Они были сверху неровные, как бы «рваные». Зияли пустые проёмы окон и дверей в торце здания.

В таком виде бывшая театральная обитель стояла ещё и в 1947 г. В 1948 г. я мимо здания через Летний сад ходила в СОШ № 10 (сейчас это здание – ОГМ). Потом остатки театра снесли.

Бабушка рассказывала мне и о том, что они с дедом (её мужем – Иваном Ивановичем Масляевым), еще будучи молодыми, часто ходили в этот театр на представления.

В театре играли местные артисты и приезжие из других городов. В этом же театре во многих пьесах играл и их старший сын – Александр Иванович Масляев (мой дядя).

Из рассказов моей бабушки, мамы и родственников я также знаю, что Александр был инженером-конструктором, скрипачом и актёром. Погиб в гражданскую войну.

Вспоминая свою молодость, бабушка рассказывала и о репертуаре театра. К примеру, здесь шла «Анна Каренина». Но мне в то время названия спектаклей ни о чём не говорили, были непонятны и неинтересны. Ведь я была ученицей младших классов. Поэтому моя детская память их не сохранила.

Уже будучи взрослой, могла бы восстановить этот пробел в беседах с мамой, тетей, дядей, отлично помнящих своего старшего брата Александра и события того времени, но мною такие беседы все откладывались на «потом». А теперь и спросить не у кого, так как старшее поколение моего рода уже ушло из жизни.

К счастью, у нас в семье чудом сохранилась фотография 1916 года с надписью тех лет, на которой снята вся труппа Густава Гартмана в спектакле по пьесе А. М. Горького «На дне». На снимке в первом ряду в тельняшке, в роли барона, снят наш Александр Иванович Масляев (в гриме).

На этом же снимке в первом ряду справа (в кепке) – сам руководитель театра Густав Гартман (тоже в гриме). Во втором ряду, крайняя слева – Анна Степановна Ильина – жена Густава Гартмана. Рядом с ним на снимке стоит мальчик – это их старший сын.

Как рассказывает сегодня внучка Густава Гартмана, жительница Алчевска Маргарита Викторовна Солод, её дед (и это подтверждено документально), 1873 года рождения, был уроженцем Бердянска Таврической губернии, по национальности – немец. В молодые годы руководил драмкружком на руднике в Брянке. Позже работал переводчиком технической литературы в отделе оборудования металлургического завода. Получил квартиру и жил в Новом городке по ул. Молотова (ныне – ул. Ленинградская) в доме № 33 (этот дом и сейчас под этим номером).

В Алчевске горожане любили актёрскую труппу Густава Гартмана и всегда охотно ходили на ее спектакли в городской театр. Но в сентябре 1937 г. Густав Гартман был репрессирован и в Луганске расстрелян.

Театр всегда собирал массы горожан на различные представления. Вот еще о каком интересном случае, произошедшем в театре, рассказывала бабушка. Еще до революции приезжал в Алчевск гипнотизер. Один из его номеров поразил зрителей настолько, что потом алчевцы долго обсуждали его и не могли забыть. На сеансе гипнотизер объявил, что зал заполняет вода, которая все прибывает и поднимается выше и выше. Конечно, все тут же «увидели» воду. В зрительном зале началось сильное волнение, поднялся визг… Женщины стали приподнимать свои платья, юбки. Мужчины закатывали брюки. И когда уже все зрители забрались на кресла, гипнотизер тут же объявил, что вода уходит. Действие гипноза прошло, и люди с удивлением увидели, что их ноги, платья, юбки, брюки и полы были сухими! Удивлению не было границ.

В Летнем саду ниже театра по той же стороне была открытая танцплощадка, где до войны алчевская молодежь танцевала под духовой оркестр. В нем играл средний бабушкин сын (мой дядя) Михаил Иванович Масляев. Он свободно играл на саксофоне, кларнете и на трубе. А работал на металлургическом заводе. Во время Великой Отечественнойвойны был пулемётчиком (архивные документы на сайте www.abdmemorial.ru). Погиб 29 марта 1945 года, немного не дожив до победы. Похоронен в Восточной Пруссии («Книга Памяти Украины», 2 том, Луганская область, стр. 596, 1994 г.).

По другую сторону аллеи находился летний кинотеатр (деревянный), куда мы, детвора, охотно бегали в кино после войны.

По другую сторону аллеи находил-
ся летний кинотеатр (деревянный),
куда мы, детвора, охотно бегали в

кино уже после войны.

Почему я решила написать о тех скупых сведениях об алчевском дореволюционном театре и о его создателе, о которых мне известно? Думаю, понятно. Историю города создают своими делами его люди. И каждое поколение оставляет в ней свой добрый след. А еще хотела бы попросить наших земляков – молодых алчевцев интересоваться историей нашего города, вовремя узнавать, собирать и сохранять крупицы интересных сведений о земляках, чтобы факты не забылись, не потерялись. Со временем это будет интересно для наших потомков.

Людмила Зосимовна Зуевская.

(На овальном портрете –

Александр Иванович Масляев)

Огни. – 2012. – 29 августа. – С. 14.

 

Наверх