ДВА ВЕКА

ДВА ВЕКА

К 200-летию Свято-Николаевского Собора

В течение нескольких лет научные сотрудники Алчевского исторического музея, местные краеведы, журналисты, служители Свято-Николаевского собора по крупицам собирали материал о первой православной церкви Алчевска.

Свято-Николаевский собор (в прошлом Николаевская церковь) – одно из старинных православных культовых сооружений на территории города и его окрестностей – является сегодня не только духовным центром, но и памятником истории, культуры и архитектуры начала 19 века.

По объективным причинам, полной исторической информацией о церкви у нас на сегодняшний день никто не обладает Но основные вехи развития, некоторые имена -священнослужителей, связанные с историей храма и города, известны, в предлагаемом материале – своеобразном небольшом историческом экскурсе – собраны воедино все известные по этой теме факты.

В 1989 г. известный городской краевед и художник Юрий Белов, на тот период – научный сотрудник Перевальского исторического музея, в издаваемом им «Коллаже» («Огни», 24 июня 1989 г.), ссылаясь на определенные источники, назвал дату основания нашего собора – 1795 год. Насколько она точна, на тот момент было неважно, ведь исследования истории возникновения города и церкви только начинались… Беловым был также подготовлен интересный материал об одном из священнослужителей Николаевской церкви – П. Ивашенкове, который жил на Васильевке в конце 19 – начале 20 веков («Огни» 05.10.1991).

В 1991-м научные сотрудники Алчевского исторического музея, работая в государственном архиве Днепропетровской области, нашли сведения, указывающие, что датой основания Николаевской церкви на Васильевке считается 1808 год. Конечно, мы были очень рады такой находке. Архивная копия документа, заверенная печатью, была передана настоятелю Свято-Николаевского храма. Сокращенный текст документа ранее печатался в местных СМИ, но позволю себе еще раз его процитировать и добавить немного новой информации для любознательных читателей. В «Справочной книге Екатеринославской епархии за 1913 г. указывалось, что в: «с. Васильевке Николаевская церковь 2-х престольная.., каменная.., устроенная в 1808 году.., вблизи церкви усадьба священника, прихожан…». Далее приводятся количество неправославных верующих: «католиков, лютеран – 1918 об.; старообрядцев — 51 об. п.; магометан – 118 об. п.; евреев – 784 об. п.; армян -183 об. п.; баптистов-40 человек…», а также имена и фамилии служителей Николаевской церкви: «Василий Нездоймишев, 42 года, священник с 1900 года, женат, имеет 3 детей…; Тимофей Драгожинский, 41 год, священник с 1894 года, вдов, имеет 1 сына..; третий священник – Иоанн Зелницкий, 45 лет, священник с 1892 года, женат, имеет 8 детей… преподает закон Божий… Псаломщики: Иоанн Федоров, Кирилл Кулик, Константин Сохацкий… Адрес церкви: Екатеринославская Губерния, ст. ж. д. «Алчевское» в двух верстах, Юрьевский завод…». К сожалению, из полученных данных трудно определить, служили ли перечисленные священники в Николаевской церкви с момента, когда они стали священниками, или были направлены на службу к нам в другое время.

Из другого источника, хранящегося в государственном архиве Луганской области, известно, например, что в 1913 году жена П. Ивашенкова -Анастасия Ивановна – была уже вдовой, но вела активную общественную деятельность, в частности была членом правления дамского благотворительного кружка, помогала нуждающимся, бедным людям.

О борьбе духовного с материальным в конце XIX века и еще об одном священнике мы узнали из «Журналов Славяносербского уездного Земского собрания экстренного заседания 15 марта 1897 года с отчетом управы»: «В 1897 году правление Алексеевского горнопромышленного общества ходатайствовало об учреждении базара на их земле… для нужд населения… в стороне от церкви. Но местная управа посчитала этот план неподходящим, так как базар оказывался в этом варианте слишком удален от колоний рабочих, от административного и полицейского надзора… Управа ходатайствовала об открытии базара по воскресным и праздничным дням… Против этого выступил депутат, протоиерей Д. Демидович…»

В середине 1990-х годов городской исторический музей получил документ из Российского государственного исторического архива, еще раз подтвердивший, что Николаевская церковь была основана в 1808 году, – «Страховую оценку строений, принадлежащих Николаевской церкви в с. Васильевке 3-го благочинного округа Славяносербского уезда Екатеринославской епархии за 1910 год». Из него мы узнаем следующее: «Николаевская церковь каменная, с деревянным куполом, крытая железом, окрашенная зеленой масляной краской… колокольня в 2 яруса до верха карниза… Ближайшая постройка к церкви с северной стороны – экономия Алексеевского горнопромышленного общества, а остальные стороны церкви окружает сад… построенная в 1808 году, а колокол и приделы в 1899 году…» Далее дается подробное описание жилых построек, амбаров, сараев и прочего. Копию этого документа мы также передали в храм.

Задолго до строительства церкви в нашем крае в середине 18 века обосновались сербы, хорваты православного вероисповедания, ставшие основателями многих населенных пунктов Луганщины. В документальной книге одного из лучших современных исследователей истории края В. Подова «Славяносербия» читаем: «Специальным указом императрица Елизавета Петровна поручила австрийской службе полковнику Хорвату навербовать за границей полки сербов… и поселить их на правом берегу Северского Донца для охраны южных границ империи, создав новую административно-территориальную единицу в середине 18 века – Славяносербию…» Новые поселенцы занимали бывшие территории и зимовники запорожских казаков. Кстати, именно запорожские казаки были первыми православными нашего края, у них была походная икона, чаще – Св. Николая Чудотворца, – и при ней – священник. Прочесть об этом можно в «Сборнике статистических сведений по Екатеринославской губернии» за 1886 год: «Первыми засельниками Славяносербии бесспорно следует признать запорожских казаков. Им принадлежали разного рода сторожевые пункты, хутора…»

История возникновения Свято – Николаевского собора, конечно, тесно связана с историей возникновения Васильевки. Из «Материалов для историко-статистического описания Екатеринославской епархии за 18 век», подготовленных Филаретом Макаревским, можно узнать и о предположительной дате основания Васильевки, и о красоте нашего края: «В богатых, плодородных, живописных степях Славяносербии… при реке Долгинькой… около 1780 года усердием Василия Сабо… образовалась населенная слобода Васильевка…» О Василии Сабо – сербском офицере, впоследствии помещике, основателе и владельце Васильевки, сведений у нас практически нет. В документе «Именной список прибывших в ее императорского величества службу и вечное подданство из Сербии команды его высокородия господина Шевича военнослужащие люди» значится «прапорщик Василий Сабо, который прибыл 23 октября 1752 года венгерской державы сербской нации, в воинской службе не был, а состоял шляхтичем, а также его жена, сын и четыре лошади…». Финансовую помощь в получении документа из Российского военно-исторического архива нам оказал председатель правления Фонда развития города Алчевска Василий Сторчак. За что мы очень благодарны.

С 1795 года, согласно архивным данным, Васильевка уже принадлежала титулярному советнику Николаю Васильевичу Сабо. Жил ли он сам на Васильевке или был только ее владельцем – трудно сказать. Из архивных документов известно, что крестьяне, заселявшие Васильевку, хутор Должик и близлежащие села, были «малороссиянами», то есть – украинцами. Но каких областей?.. Ответа нет.

Именно при Николае Васильевиче в 1808 году и была построена церковь в честь самого любимого в народе святого – Николая Угодника, как усердного ходатая за людей перед Богом.

Фамилии священнослужителей, жителей Васильевки, их социальный статус можно было бы узнать из строго веденных ранее метрических книг, но, к сожалению, в государственном архиве Луганской области находятся только метрические книги конца 19 – начала 20 веков. Однако и с ними еще не работали, так как в течение длительного времени они были на реставрации.

Итак, Васильевка образовалась около 1780 года, церковь была построена только в 1808-м. Но разве могли в то время так долго обходиться без церкви? Конечно, нет. Значит, васильевцы должны были посещать религиозные службы, совершать церковные обряды в другой церкви. В какой?..

Раньше были построены церкви в Михайловке и в Павловке. Так, например, храмозданная грамота на сооружение церкви во имя Михаила Архистратига в Михайловке была выдана архиепископом Славянским и Херсонским в 1786 году, а разрешение на строительство церкви во имя Зачатия св. Анны в Павловке – в 1785 году. Уже через 2-3 года после выдачи разрешений в этих селах церкви были возведены. В Михайловке старинная церковь чудом уцелела, а вот в Павловке при советской власти была разрушена.

Копию материала о возникновении старинной церкви в Павловке мы передали одному из служителей церкви во имя Зачатия Св. Анны. (Старинное здание не сохранилось, но сохранилось название, которое носит современная церковь.)

В 80-х годах 18 века жители Васильевки такого разрешения, вероятнее всего, не имели. Возможно, населения было недостаточно, возможно, не хватало денег на строительство и достойное содержание церкви. Поэтому жителей Исааковки и Васильевки «приписали в 1784 году к Николаевской церкви села …Черкасское»(!). Для нас это было неожиданностью. Что это за село Черкасское? Первое его название – «Черкасский брод» – образовано от слов «черкас» – так называли в старину запорожских казаков (потом – украинцев) и слова «брод», потом село стали называть «Черкасское». В 1961-м оно было переименовано в Зимогорье. Мы связались с научными сотрудниками Славяносербского краеведческого музея с целью узнать о существовании Николаевской церкви. Они подтвердили, что церковь во имя св. Николая Угодника была, но до наших дней, увы, не сохранилась.

В начале 19 века было получено разрешение на строительство церкви и на Васильевке, ставшей впоследствии волостным центром Славяносербского уезда Екатеринославской губернии – наряду с Павловской и Михайловской волостями. В Васильевскую волость входили село Васильевка, хутор Должик, деревни Головиновка, Каменка и другие.

Следующим владельцем Васильевки, который должен был заботиться в том числе и о церкви, был помещик И. Гладков (был ли он родственником Сабо?), а с 1879 года большей частью владел известный банкир и промышленник А. К. Алчевский, меньшей – крестьяне-собственники. Алексей Кириллович был известен и как меценат, вкладывавший средства в церковное строительство, приюты, сиротские дома, поддерживавший народное образование и деятелей культуры. Именно при нем в 1899 году были построены большой колокол и церковные приделы. Если бы не трагическое событие, Алчевский сделал бы еще много добрых дел…

До 1917 года при Николаевской церкви работала церковно-приходская школа, в которой местные ребятишки обучались грамоте. Кто был способнее, шел учиться дальше – в земскую или другую школу, где обязательным предметом был Закон Божий.

Что происходило дальше?.. Известные революции 1917 года, крушение монархии, гражданская война, неразбериха, разрушение и новое строительство… Вместо религиозности поощрялся воинствующий атеизм.

В конце 20-х годов прошлого века в городе был создан союз «Воинствующие безбожники», дискредитировавший деятельность церкви, проводивший среди населения разъяснительную работу о «вреде» религии и о пользе закрытия Николаевского храма. В газете «Ворошиловец» за 1930 год, обнаруженной в одном из архивов журналисткой Н. Яровой, была опубликована статья «Закрыть очаг разложения», в которой читаем: «Комсомольская ячейка выделила бригады по сбору подписей. И большинство подписавшихся – за закрытие церкви, но некоторые рабочие говорили: «Я не строил и дать подпись на закрытие не намерен…» Заканчивался газетный материал призывом: «Долой антисоветское рождество! Долой попов – агентов буржуазии! Все как один подписывайтесь на закрытие церкви!» «За металл», 14.12. 1994).

Хотя далеко не все поддержали идею закрытия, церковь была закрыта, купол и колокольня – снесены. Как сложились судьбы служителей церкви, их семей? Были ли они репрессированы? Не известно. Во всяком случае, в книге «Реабилитированные историей» по Луганской области среди фамилий многочисленных репрессированных алчевцев в 1920-30-х годах священнослужители не значатся.

По словам очевидцев, вторичное открытие церкви состоялось при оккупантах в 1942 году. Кто был священником на тот период? Предстоит еще узнать. По словам жительницы нашего города Е. Клюевой, службу проводил некий отец Константин (крестный отец ее родной сестры). Помнит она его красивым, кудрявым, а фамилию, увы, забыла. Были у него жена и дочь. Евгения Захаровна (если она ничего не перепутала) утверждает, что отца Константина немцы расстреляли – за, якобы, лишние слова во время церковной службы, не понравившиеся им.

С 1942 года церковь не закрывали, но фактически полным правом свободы вероисповедания верующие могли пользоваться только с 1989 года. В начале 1990-х были построены колокольня и купол. С того момента и по сей день настоятелем Свято – Николаевского собора служит протоиерей Александр Устименко. Так началась новая история нашей церкви. Современную историю мы с вами знаем больше и лучше, так как являемся не только зрителями, но и активными ее участниками.

История Свято-Николаевского собора – это тоже история нашего города и его жителей. Как и наш народ, он многое пережил за два века, но выстоял.

Лариса ШЕПТУРА, старший научный сотрудник Алчевского исторического музея – отдела Луганского краеведческого музея

 

Наверх