«За цыганской звездой кочевой…»

«За цыганской звездой кочевой…»

Наблюдения

…Совсем недавно они уехали. Куда! Точно никто не знает. Сами они об этом «не распространялись», а злые языки сказывали: «Куда-то в район Мелитополя». Или: «Поселились где-то в 40 километрах от Запорожья».

Они — это табор этнических цыган, которые более семи лет проживали в пригороде Коммунарска (в поселке Административном). Очевидно, многим об этом что-то известно. В частности, благодаря цыганским кооперативам.

Уехали они неожиданно, точно так, как и появились. Местные старухи связывают отъезд со смертью «барона». Возможно. Но о переезде тут поговаривали и при жизни «барона» Григория. Цыгане ведь народ кочевой – долго на одном месте не живут.

Теперь в поселке не слышно стука молотков, гомона цыганчат. Вздохнули и жители: «Слава богу, теперь цыганская детвора не шастает по садам, огородам». Не встретишь сейчас ни в троллейбусах, ни в магазинах, ни на рынке шумную гурьбу цыганок в цветастых юбках.

-Волей случая автору этих строк в числе первых довелось познакомиться с «разведчиками» цыганского семейства, когда они приезжали в Коммунарск, облюбовывая новое место жительства. Парни общительные, любопытные, с хитринкой, они часто были у меня на виду. Заметил, что в быту, жизни, обычаях этого племени много удивительного, поучительного, даже просто интересного. Рассказал коллегам. Они подсказали: «Напиши!».

Как жил табор до перестройки.

Цыганская община многолика. Таборы, подобные коммунарскому, разбросаны по всей стране. Связь между собой поддерживают постоянно. Как правило, это одно большое семейство. Даже фамилию многие носят одну. Почему? В каждой семье по восемь-десять и более детей. Женят, выдают замуж очень рано, в 13—14 лет. В брак вступают иногда и родственники. При этом соблюдая старые обычаи (сватовство, кража, выкуп невесты). «Молодые» после свадьбы отделяются – табор расширяется.

…До начала перестройки, вернее до Закона о кооперации, цыгане жили небогато, по-простецки. Основным средством существования были заработки женщин-цыганок. Как ни странно, но они были кормильцами семьи. Мужчины иногда подрабатывали на временных работах. Но их добыча чаще всего шла на их же собственные нужды – спиртное, курево.

Многим, очевидно, приходилось встречаться с цыганками на рынке, автовокзале, улице. Они не пропустят ни одного прохожего. Призывают: «Мужчина! Женщина! Давай погадаю? Дай закурить».

Просят несколько копеек для детей, приглашают поговорить. Особенно любят они подвыпивших мужчин. Те легко идут на контакт. У них можно попросить сигарету, «предсказать им судьбу» и… выудить всю имеющуюся наличность. Часто бывает, что это получка или аванс.

Цыганки добывают деньги коллективно, поддерживая друг друга в любой ситуации. К концу дня все сдают «старшей». Потом «общий котел» добытых денег делится на всех, кто «работал». По рассказу самих цыганок меньше 25 рублей не бывает.

К слову, гадание – это предлог. Ничего существенного цыганки предсказать не могут. Таким образом, они выманивают деньги. Случается, идут и на воровство.

Сколотив заработок, цыганки устремляются в магазины. Надо купить продукты на многочисленную семью. Предпочитают колбасу, мясо (свинину), овощи, фрукты. Часто берут на рынке. Покупают много хлеба (только белого), булок, печенья к чаю. Все это в больших авоськах несут домой. Возвращение цыганок – картина впечатляющая. На плечах тяжелые авоськи, в руках малые дети. А рядом шествует супруг. Он не помогает – не принято. Так велит обычай. (Попробуй, кто из нас не помоги жене нести сумку или ребенка?)

Вернувшись, цыганки берутся за приготовление обеда, чая. Кстати, чаепитие здесь – ритуал. Приходилось видеть такое. Первыми в таборе просыпаются цыганки (а поспать тут любят все). Они рубят щепу, начинают топить самовар. Чай утром и вечером – для всех обязательно. Все вроде бы, как и у нас: кипяток, заварка, сахар, а чай иной. Мне поведали: многое зависит от того, что воду кипятят в самоваре, и от того, что в каждую чашку цыганка всегда (даже зимой) кладет то ли дольку яблока, то ли вишню, то ли калину, то ли какую-то другую ягоду. Чай получается очень ароматный. Пьют, много. Угощали и меня. Рекомендую испробовать их рецепт.

О пище. Меню схоже с нашим, но есть и некоторые отличия в первых и вторых блюдах. К примеру, жаркое (картошка тушеная с мясом). Цыганки туда же кладут много зелени (капусту, сладкий перец, петрушку, укроп и пр.). Блюдо больше похоже на наш суп, но густое. Готовится оно на открытом огне (на костре, на небольшой печке), куски вкладываются большие. Вся пища припахивает дымком, она аппетитна. Правда, очень жирная, приторная. Но здесь так любят.

Употребляют «ромалы» и спиртное. Пьют много, с шиком. Почитают пиво. Знают ему цену, разбираются в качестве. Покупают – ящиками, бочками, ведрами. Чрезмерное увлечение такими напитками сказывается на здоровье. Среди молодых цыган нередки смертельные исходы. Не выдерживает сердечко…

Замечал, что и проводы умершего в последний путь связаны со спиртным. Покойник лежит в гробу на полу. Вокруг него расставлены бутылки с водкой, коньяком, вином. Каждый, кто приходит проститься с покойным, должен взять (по вкусу) одну из бутылок и сделать глоток – два. Обычай!

Цыгане – народ верующий. Вера христианская. Все праздники и обычаи соблюдаются и отмечаются. Самый почитаемый праздник – Пасха. Далее – Рождество и другие. Церемонии праздничного веселья напоминают свадебные торжества. К ним готовятся заранее. Покупают большое количество продуктов, спиртного, копченых колбас, рыбы, консервов. Приобретают живых свиней, барашков, гусей, индеек. Все это варят, зажаривают. Собираются все чащи у «барона» или у кого-то из его сыновей. Пьют и едят обильно. К слову, во время празднеств за столом восседают только мужчины. Жены тут в роли прислуг: готовят пищу, подают к столу. Сами же веселятся отдельно.

Помню, пригласили меня с женой на свадьбу. Как обычно, с подарком мы вошли в дом. В просторном зале на полу вокруг сидели гости. Послышался ропот.

Спросил хозяина, о чем говорят. Он перевел: «С женщинами не принято сидеть за одним столом». Пришлось моей жене перейти в другую комнату к веселым и сердобольным цыганкам. Когда заиграла музыка, все сошлись вместе, начали петь, плясать. Потом опять разделились.

Вернусь к свадьбам. «Молодые» узнают друг друга чаще накануне свадьбы, а иногда непосредственно на свадьбе. Встреч, как это принято у нас среди юношей и девушек, тут не бывает. Все решают родители кого и на ком женить. 13 – 15 лет – здесь самый «свадебный» возраст. Случается, молодые не уживаются. Что ж, парню ищут другую жену. Но большинство живут прочно. Жены здесь не изменяют. Мужчины – бывает.

Поженившись, «молодые» быстро стараются обзавестись детьми. К 18 годам у каждого парня-цыгана двое – трое детей. Значит, в армию его не призовут. Можно заводить свое дело. Сейчас это кооперативы, а раньше была работа жестянщика. Сделал ведро, бачок, кастрюлю – поехал, продал…

Теперь о том, как чтут здесь наши законы. Помню, в одной семье парень решил пойти служить в армию. Жениться рано не соглашался, сколько невест ему ни привозили. Твердил одно – хочет служить в армии. Отговаривали его всевозможными способами, пока парень не покончил с собой. Так хотят цыгане защищать Отечество. Зато из государства пытаются выжать все блага и льготы. Повторю, что семьи тут многодетные. Есть награжденные медалью «Материнская слава» всех степеней, «Мать-героиня». Государство платит женщинам денежное пособие, они получают продукты в специализированных магазинах (мои два сына мечтают о сгущенке, а цыганчата ее хлебают постоянно).

В школу дети ходят лишь для того, чтобы получить бесплатно школьную форму, зимнюю, летнюю одежду. Потом «обучение» заканчивается. Удивительно, многие молодые, здоровые, предприимчивые цыгане не могут написать даже свою фамилию.

Деньги же считать умеют. Цену им знают с детства. Видят, как матери их добывают. К «труду» приучаются с малолетства. Немало среди них талантов. В таборе свой инструментальный ансамбль, солисты, танцоры. Инструменты же, опять помогли приобрести в исполкоме.

До перестройки жили цыгане скромно. Работать шибко они не любят. Перебивались кое-как. Где-то крышу поблокуют, где-то овощехранилище временное построят. Словом, основательно нигде не работали. Любимое занятие – работа с металлом.

Клепали жестяную утварь: ведра, духовки, ящики, бочонки. Надо признать, жестянщики они неплохие. Молодцеватые ребята так мастерски обрабатывают черный металл, что выдают его за нержавейку.

Встречались среди них отдельные парни, которые работали на производстве. Правда, единицы. Из всего семейства дольше всех работал в «Донбассдомнаремонте» Гена (по-русски), Греку (по-цыгански). Кстати, единственный из цыган, которого я видел за чтением газет. Остальные этот процесс не уважают. Телевизор смотрят.

Так бы перебивались они на всяких приработках, если бы не вышел Закон о кооперации. Он многое изменил в цыганской жизни.

Что помогло цыганам жить богаче?

В городе стали образовываться кооперативы. В числе первых, кто решил основать «свое дело» – семьи цыган. Как грибы, начали в таборе появляться кооперативы. Предприимчивые быстро нашли покровителей, установили дружеские контакты с «нужными» людьми во многих городах, и – работа закипела. Цыгане завезли листовой металл, принялись сваривать огромные емкости (бочки, цистерны, водонапорные башни) и прочее. Электросварщики, резчики, подсобные рабочие в этих кооперативах – русские. Специалисты из так называемой в народе «пятой бригады» (те, кто уволен из цехов, предприятий за пьянство, прогулы, опоздания. Как правило, ребята мастеровые, работящие, умеющие качественно сваривать металл). В цыганских кооперативах им вольготнее, пришел на работу – получишь десятку в день, не пришел – значит выходной, ставки платят. Можно и с «душком» прийти – никто не проверяет.

Готовую продукцию кооперативы сбывают колхозам, совхозам. Емкости идут под жидкие химические удобрения, для водонапорных башен. Приезжают за продукцией со всех, уголков Украины. Торговать цыгане умеют. Сами ездят по республике, предлагают свои изделия, находят клиентов. За одну емкость хозяйства платят в среднем 7 — 9 тысяч рублей.

Неплохой стала зарплата у мужчин. Стали «работающими» и все женщины-цыганки. То есть по документам они числятся в кооперативах (сборщицы отходов металла, экспедиторы и пр.), но на деле таковыми не являются. У них свое занятие

-кормить семью, растить детей, содержать дом. Причем свое основное ремесло

-гадание – они не забывают.

Благодаря перестройке, работе в кооперативах семьи цыган зажили богаче. Почти в каждом дворе – автомобиль лучшей марки, в доме цветные телевизоры, ковры огромные, холодильники.

На вопрос – как вам удается покупать машины, ребята-цыгане пояснили: «Нас 13 братьев. Каждый из нас ежемесячно зарабатывает более тысячи рублей. Вскладчину набираем нужную сумму – покупаем машину одному, потом приобретаем другому. Все просто».

Действительно, «ромалы» дружны. У них можно кое-чему поучиться. В любой беде никого не оставят. Помню, прошлым летом у них случился пожар. Знойной порой из-за неосторожного обращения с огнем загорелся дом. Огонь распространился быстро, и несколько деревянных цыганских домов сгорели, словно спички. Погорельцев тут же приютили соседи. Потом всем миром соорудили для них временное жилище, выделили инвентарь.

Кстати, цыгане как дома себе строят? Из бревен делают каркас здания, обшивают его с двух сторон досками, а между ними засыпают опилки. Получается простое, но теплое жилище. Материалы все приобретаются по случаю: где-то сносят старые бараки, где-то разрушают устаревшие здания цехов, предприятий. Там и берут кирпич, рамы, двери, доски. Приобретают также по сходной цене отходы производства (фанеру, древесно-стружечные плиты). И пока родители занимаются основными делами, детвора, подростки (парни лет 13 – 15) сооружают жилище. На это уходит не больше месяца. Дом, конечно же, – временное пристанище, но намного лучше, чем кибитка.

В зимнее время стараются печку топить постоянно. Как ни утеплят жилище, мороз и ветер делают свое дело. Цыгане же любят тепло. Топят жарко, спят в огромных пуховых перинах.

Говорят они на двух языках: родном и русском. Причем в их языке уйма русских слов. С другими цыганами, которые есть в городе, они не поддерживают связи. Язык их немного отличается.

…Как-то я читал, что цыганская нация вымирает. Их с каждым годом на земном шаре становится все меньше и меньше. Но мне кажется, со стороны русскоязычного населения они притеснения не ощущают. Их умению приспосабливаться к жизни можно только позавидовать. Могут они и жить в дружбе со всеми – будь то русские или украинцы…

В. ВАСИЛЬЕВ.

Фото В. Давыдова.

Из личного архива Ф Голофаева

 

Наверх