Из воспоминаний М. П. Козлова, горнового доменной печи Алчевского металлургического комбината
«… 1953 год. Позади — школа-семилетка в небольшом белорусском городке Климовичи и выбор дальнейшего жизненного пути. Еще в школе я понял, что металл — основа всему, начиная от заклепки в тетрадке до современных самолетов и кораблей. Знал и о том, где можно получить профессию металлурга. Так оказался в Алчевске, в профтехучилище № 8. Быстро пролетели годы учебы и вот уже определен горновым на четвертую доменную. Трудовой коллектив здесь был опытный: мастер печи Н. Ляпцев, газовщик Н. Коновалов, старший горновой И. Либеров… Благодаря их дружеским наставлениям и доброжелательности я как-то сразу освоился, старательно перенимал их трудовые навыки, прислушивался к советам. Это их преданность делу, высочайший профессионализм помогли мне со временем стать настоящим доменщиком. Своему цеху, где проработал более четырех десятков лет, не изменял никогда…
За эти годы бывало всякое. Взять хотя бы 60-е, когда не только нас, доменщиков, но и весь завод «склоняли» за низкое производство и высокую аварийность. А причины были простые: домны работали на сырой руде с низким содержанием железа и, порой, на сернистом коксе.
Металлургическое производство представляет собой длинную цепочку. Порвалось одно звено — страдают все.
…На горне доменной печи рабочая смена ежедневно начиналась сменно-встречным собранием и длилась восемь часов при шестидневке.
За смену давали два выпуска по чугунным и шлаковым. каналам на пять ковшей. На каждом из них стояла отсечная лопата (корба). Часто печи не продувались из-за нехватки и прогаров шлаковозных ковшей. И, как следствие, нарушался ход печи, происходило горение воздушных фурм и даже сопел, которые были изготовлены из чугуна и весили прилично. Чугунная летка была одна, шлаковых — две. На нее в промежутке между выпусками скачивалось 6-7 ковшей шлака, иногда две летки сразу. На прямой шлаковой канаве чугунной летки стояла ловушка — углубление тонны на две-три со спусковым отверстием, которая доставляла нам немало хлопот. Это устройство было придумано обер-мастером цеха Трубниковым для того, чтобы как можно меньше чугуна попадало в шлаковые ковши, а потом на шлаковую гору. Естественно, снижался прогар ковшей. Чугун уходил из-за того, что был слишком короткий главный желоб и при бурном выпуске он не успевал отстаиваться по удельному весу. Главный желоб набивался смолкой, а иногда глиной вручную, бока пробивались легкой трамбовочкой, а спод — буфером с железнодорожного вагона. Бурмашина подводилась и отводилась вручную, крючками. При бурении чугунной летки двое горновых со всей силой прижимали бурмашину, бурили до корки, а затем пикой всей бригадой пробивали ее. Были и другие способы.
На литейном поле, на чугунных и шлаковых путях поддерживался порядок. Убирали лопатой на железнодорожную платформу после работы по 1,5-2 часа.
Вскоре появилось дистанционное управление бурмашиной, а разливка чугуна и шлака стала производиться по перекидному желобу. Кроме того, для набивки желобов использовали вибротрамбовку. Положительно сказалось на работе и применение магистрального кислорода и углеродистых блоков. Большие изменения произошли также в технологическом процессе. Я рад, что в коллективе доменщиков прошла вся моя трудовая жизнь. Никогда не жаловался на трудности и от всей души благодарен всем, с кем работал, кто оценил мой труд наградами и благодарностями.
Наверное, у всех мальчишек фантастические мечты: найти клад, выиграть 100000 рублей. Такие детские мечты были и у меня. А вот о звании Героя и орденах не мечтал, так как в моем понимании их можно получить только на войне.
К счастью, нашему поколению воевать не пришлось, а довелось работать уже на восстановленных предприятиях и шахтах.
Со временем на моей груди появились награды государства за мирный труд. Подвига я не совершил, просто честно и ответственно трудился на порученном участке. Благодаря успехам всего коллектива наш труд был на виду и высоко ценился.
За свои 46 лет работы в доменном цехе поощрялся неоднократно. В числе дорогих сердцу наград — звания «Лучший наставник молодежи», «Заслуженный работник комбината», «Почетный металлург» и, конечно же, ордена Ленина, «Трудового Красного Знамени», «Дружбы народов». С 1977 года являюсь почетным гражданином города Алчевска.
