Истребитель

  • Истребитель

Из далекого детства Алексею Карпишеву особенно запомнилось знаменательное событие, связанное с историей родного города. Морозным январским днем в Алчевске была запущена новая доменная печь № 1 «бис» 930 кубометров. Она могла давать столько, сколько остальные печи, вместе взятые. Это большой праздник… Шёл ему в ту пору двадцатый год. Рос, как все мальчишки: жизнь не радовала, но и в радостях недостатка не было. Окончил фабрично-заводскую семилетку (ныне средняя школа № 1), в 1937 году Мариупольский индустриальный техникум. Там же, в Мариуполе поступил в аэроклуб и впервые поднялся в небо.

Затем было военное училище, а за год до начала войны получил он лейтенантское звание и специальность лётчика-истребителя и назначение в Ленинградский военный округ. Там он войну и встретил. Летал на истребителях И-16 («ишачок»), которые, хотя и уступали немецким «мессершмиттам», но дрались отчаянно.

После переформирования получили новые самолёты. ЛАГ-3 («лавочки»). Но поскольку в октябре 1941 года враг остервенело рвался к Москве, летчиков перенацелили на оборону столицы. Алексей Максимович вспоминает:

– Работа была жаркая, линия фронта проходила в нескольких километрах от аэродрома, и мы зачастую попадали под минометный обстрел. Воздушных боев по тем временам вели мало, ходили в основном на штурвалку, выжигали фашистов из занятых деревень и посёлков, не давали им погреться. Таков был приказ высшего командования. Приходилось делать по 5 вылетов в день. После переучивания на самолетах ЯК-1, меня направили в 814 истребительный, впоследствии преобразованный в 106 гвардейский авиационный полк, в составе которого служил до конца войны. Но это было потом. А тогда, в конце 1942 года, мы базировались на Среднем Дону, откуда вскоре началась битва за освобождение Украины от немецко-фашистских захватчиков. Трудно передать те чувства, которые охватили меня, когда пролетал над дорогими с детства родными просторами, хотелось еще крепче бить оголтелого врага, быстрее освободить советскую землю от фашистской нечисти.

Запомнился и воздушный бой над нашим аэродромом 17 апреля 1943 года. Мне в паре с капитаном Шидловским было приказано методом баражирования прикрывать аэроузел. Не успели мы набрать высоту 100–200 метров, как с командного пункта передали, что на аэродром идет группа из 26 «юнкерсов» под прикрытием 12 «мессеров». С набором высоты, на полном газу мы развернулись вправо и встретились с ней лоб в лоб. Капитан направил свой «ЯК» на «юнкерсы», которым на помощь бросились «мессеры». Семь лобовых атак выдержал мой «ЯК», на восьмой фашистам удалось поджечь изрешеченную машину. Пламя стало застилать глаза, едкий дым затруднял дыхание. Пришлось перевернуть самолет на спину и вывалиться из кабины. В том скоротечном бою мы сбили два вражеских самолета и потеряли один, но главное – ни одна фашистская бомба не упала на наш аэродром.

Остались в памяти и ожесточенные бои за Донбасс. 18 июля 1943 года две эскадрильи наших истребителей сопровождали 12 штурмовиков ИЛ-2 в районе Большой Камышевахи. Моим ведомым был командир полка подполковник М. В. Кузнецов — опытный воздушный ас. Как только достигли линии фронта, увидели большую группу фашистских самолетов. Под прикрытием 12 истребителей они «обрабатывали» наш передний край. «Мессеры» заметили нас издали и при подходе пытались сразу наброситься сверху. Но и мы были готовы к бою. Первым отправил фашистскую машину к земле командир полка. Его примеру последовали остальные. Достался один и на мою долю. В этом бою мы сбили восемь вражеских самолетов, не потеряв ни одного, что особенно украшало нашу победу. К сожалению, не всегда так было. Нередко познавали мы и горечь неудач.

Было это во время Курской битвы близ Чугуева. Рано утром 6 августа 1943 года, когда ещё только рассветало, пара наших штурмовиков под прикрытием четырех истребителей после выполнения боевого задания возвращалась на свой аэродром. Летели на высоте 100 метров над землей. Неожиданно на нас навалились четыре МВ-109. Завязался скоротечный воздушный бой. Моя пара шла непосредственно с «илами» слева, а пара Ивана Селифамова выше, справа. Пара «мессеров» начала атаку «ильюшиных» сверху. Видимость в воздухе была плохой. Но мне все же удалось пустить прицельную очередь по «мессеру». Он задымил и пошел к земле. Но другой немец начал наседать на моего ведомого Колю Рыбакова. Он со снижением скрылся под ИЛы. Этого было достаточно, чтобы вторая пара «мессеров» атаковала мой самолет сверху. Не успел я увернуться, как длинная очередь прошила мою машину. Фронт проходил вдоль Северского Донца, и надо было как-то перетянуть через эту спасательную серую ленту водной глади. Высота катастрофически падала, перегорели лямки парашюта, ноги выше колеи покрылись от ожогов волдырями. Как только перетянул через реку, сразу повел горящий ЯК на подсолнечное поле. Не ожидая полной остановки, на ходу вывалился из кабины. Не успел отбежать и 30 метров, как самолет взорвался. Через полтора месяца выписался из госпиталя и, к моему счастью, прибыл в часть в тот день, когда полку вручалось гвардейское знамя. Командир вручил мне первому гвардейский знак, и я до сих пор, как самую дорогую реликвию, храню этот символ советской гвардии.

Позже нашему земляку довелось сражаться в небе Одессы, над Днепром, Прутом и голубым Дунаем, освобождать многострадальную Варшаву. Особенно было жарко на земле и в небе в период Висло-Одесской операции на Сандомирском плацдарме. Здесь, над польским городом Бреслау, он записал на свой счет восьмой сбитый фашистский стервятник. Довелось летать в небе Берлина и последнюю точку войны поставить в Праге.

В боевой характеристике Алексея Максимовича Карпишева от 16 нюня 1944 года, подписанной бывшим командиром 106 гвардейского истребительного авиационного полка Героем Советского Союза гвардии подполковником Кузнецовым, есть такие слова: «Отважный, смелый, инициативный воздушный боец, бесстрашный лётчик-истребитель, смело вступает в бой с любым численно превосходящим противником».

Всего за время Великой Отечественной войны А. М. Карпишев произвел 268 боевых вылетов, провел 48 воздушных боев, в которых лично сбил 8 самолетов и один в группе. Награжден тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями, в том числе чехословацкой «За храбрость».

После окончания войны около 15 лет служил в Военно-Воздушных Силах, летал на реактивных истребителях. Уволился с должности заместителя командира авиационного полка в звании подполковника. Имеет квалификацию летчика первого класса.

Алексей Максимович и теперь неугомонный. Он является заведующим внештатным отделом пропаганды при горкоме ДОСААФ, председателем военно-патриотической секции городской организации общества «Знание», председателем редакционной коллегии по летописи Великой Отечественной войны при горкоме комсомола, членом городских советов ветеранов войны, ветеранов комсомола, лектором-международником.

Его активная трудовая и общественная деятельность отмечена медалями «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина и «Ветеран труда», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета УССР, грамотами Советского комитета ветеранов войны.

Истребитель // Огни коммунизма. – 1983. – 20 августа. – С. 3.

 

Наверх