Многоголосье алчевского «Камертона»

Многоголосье алчевского «Камертона»

Вокалисты – аматоры могут восхищать не меньше профессионалов! Эта мысль абсолютно закономерно возникает, как только видишь народный вокальный ансамбль «Камертон». А уж когда слышишь его, в конце хочется добавить восклицательный знак, настолько здорово то, что они вытворяют на сцене. Они поют более 30 лет, их репертуар богат и разнообразен, а их пение кажется простым, потому что совершенно. Те, кто хотя бы раз слушал «Камертон», уже не могут остаться равнодушными к этому коллективу, поскольку их артистизм, обаяние и образная точность всегда вызывает ответную счастливую реакцию зала.

Есть у «Камертона» свой творческий секрет. И кроется он в необыкновенном человеке, стержне и орбите коллектива одновременно, авторе идеи и бессменном руководителе Борисе Илларионовиче Рябченко. Он вложил душу и сердце в каждого участника ансамбля, а для каждой песни писал аранжировки, ориентируясь исключительно на голоса своих певцов. Этот репертуар не подойдет ни одному другому ансамблю, потому что он – эксклюзив.

Что будет, если четверо талантливых вокалистов и выпускник Львовской консерватории, композитор, аранжировщик от Бога создадут вокальный коллектив и начнут петь? А если добавить, что в поле зрения «Камертона» попадает все, от украинского фолька и гуцульских напевов до современных аранжировок советской эстрады и джазовых тем, то можно получить некое представление о том, что делают эти талантливые люди на сцене. Занимаются этим давно, от души и, что самое главное, по-настоящему профессионально. Свою первую славу и первую победу «Камертон» получил на Всесоюзном фестивале самодеятельного творчества горных вузов страны. Тут они впервые исполнили а сарреllа свою знаменитую песню «Степа». А уже через год «Камертону» присвоили звание народного коллектива. Восторженные отзывы сопровождали каждое появление «Камертона» на сцене. Они объездили почти весь Советский Союз, участвовали в конкурсах и фестивалях, где постоянно отмечают их высочайшую музыкальную культуру и тонкий вкус. С одинаковым энтузиазмом коллектив выступает на главной сцене страны в ДК «Украина» и на раскатанном листе стали, служившем импровизированными подмостками на Запорожском металлургическом заводе во время поездки с агитпоездом ЦК комсомола Украины.

Состав вокального ансамбля несколько раз менялся, но неизменно оставался таким же чистым в звуковом отношении, слаженным, оригинальным, самобытным. И по сей день Ирина и Александр Смирновы, Елена Кравченко, Алина и Илларион Рябченко, Наталья Сысоева, Валентина Минайлова, Римма Стяжкина не представляют свою жизнь без «Камертона». Они не перестают работать и строят планы на будущее. После выступления на вечере памяти отца Тихона светский коллектив решил расширить свой репертуар, включив в него духовные произведения. И поиски продолжаются. Каждый раз, услышав интересную песню, участники коллектива несут ее своему руководителю, Борису Рябченко, чтобы он одобрил и сделал аранжировку для ансамбля.

Конечно, не все было безоблачно в истории коллектива. «Камертону» пришлось пережить и тяжелые времена, когда почти никто не поддерживал инициативу существования ансамбля. Но всегда у них были свои поклонники и благодарные слушатели, которые не могли просто так взять и отпустить со сцены этот алчевский самородок. Друзья оказывали разную помощь, каждый по своим возможностям: кто-то помогал материально, а кто-то поддерживал морально. И они собирались и продолжали репетировать, готовить грандиозные концерты и ошеломляющие юбилеи. Надолго в культурной истории Алчевска останутся 20 и 30 дни рождения «Камертона», которые собирали полные залы. При этом заполнялись они теми людьми, которые не нуждались в дополнительных разъяснениях по поводу «Камертона», сюда приходили друзья, коллеги и просто давние поклонники коллектива.

Впрочем, слава ансамбля «Камертон» распространилась далеко за пределы города и области. Был один показательный случай, когда камертоновцы поехали на юбилей к своему другу, профессору Одесского национального политехнического университета Александру Леонидовичу Становскому. Тогда из Одессы своим знакомым звонили те, кто был на юбилее, и, описывая его, использовали одну формулировку: «Мы были на концерте «Камертона», забывая обо воем остальном, чем был наполнен праздничный вечер».

Сами участники ансамбля «Камертон» признаются, что они живут музыкой. И находят для этого время и душевные силы. Они не раз предпринимали попытки подготовить себе смену. Но задача на деле оказалась непростой. Алчевск богат вокальными талантами, но, чтобы петь в «Камертоне», этого недостаточно. Чтобы петь в «Камертоне», нужен гармонический слух, а еще нужно искренне любить песню, зная о том, что взамен ты не получишь ничего материального, еще нужно постоянно работать. Поскольку ансамбль – это, в первую очередь, единый механизм, в котором звучание должно быть слитным, слаженным, стройным. А достичь этого можно только упорной работой, больше никак.

Вот и сегодня камертонцы, прослушивая свои старые записи, откровенничают, отмечая, что уже поют не так. Они много нового внесли в песни, которые исполняют. И это не заслуга вокальной работы, это результат работы души. Они стали взрослее, стали по – другому чувствовать, и это оставило свой отпечаток на исполнение всего репертуара. Но, наверное, именно это и нравится преданным поклонникам коллектива.

Алчевск уже давно трудно представить без «Камертона», и. безусловно, в праздник Всеукраинский день работников культуры и любителей народного искусства, хочется, чтобы еще не одно десятилетие этот вокальный коллектив радовал нас своей музыкой. А мы, зрители искушенные, но от этого не менее преданные и благодарные, будем ценить то, что имеем. Сегодня, здесь и сейчас.

Марина Царева

Огни. – 2012. – № 12. – 21 марта. – С. 14.

 

Наверх