Мой старый город

Мой старый город

(К 110-летию Алчевска)

Продолжение. Начало в № 50 от 24.08.06 года

При заводе ДЮМО было организовано Общество потребителей (председателем его в 1912-м году был И. Я. ЗАЙЦЕВ), из Устава которого можно узнать о его целях:

«§1. Общество потребителей учреждается при ДЮМЗ, ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОИ ГУБЕРНИИ, У СТАНЦИИ ЮРЬЕВКА с целью достижения своим членам, по возможно дешевой цене или по умеренным рыночным ценам, различных предметов потребления и домашнего обихода и предоставления своим членам возможности из прибылей от операций Общества делать сбережения.

§2. В члены Общества принимаются служащие всех категорий при ДЮМЗ, изъявившие согласие подчиниться настоящему Уставу» и т.д.

Общество арендовало помещение, имело свои хлебопекарню и лавку. Здания, принадлежавшие обществу, не определены. А возможно, уже и не сохранились. Но сохранились проекты, по которым можно установить: например, дом для Общества потребителей был построен в 1898 году по проекту архитектора Франкевича. Проект был рассмотрен и утвержден в Горном Управлении южной России. Франкевичем были спроектированы также хлебопекарня и лавка.

По другим сохранившимся проектам можно узнать об архитекторе по фамилии Павлович. Им спроектированы были баня при ДЮМЗ, проходная, одноэтажные жилые дома для служащих и для инженера завода. К сожалению, перечисленные здания не сохранились.

При заводе находился Полицейский дом. Здание сохранилось. Оно интересно в архитектурном отношении и разнится от других сохранившихся зданий Административной колонии. Сохранился и проект, однако на нем нет фамилии архитектора.

В плане этажей (на проекте) указано расположение комнат. Слева от входа: канцелярия, приемная, кабинет пристава, четыре служебные комнаты. Справа от входа: кабинет исправника и квартира пристава. Во дворе была конюшня. В подвале дома – кладовая, кухня и четыре арестантские комнаты.

С расширением завода и увеличением количества рабочих возникла потребность в строительстве новых домов. В 1912-м году на заводе работало уже около 5 тыс. рабочих. Была построена Новая колония, состоящая из 272 домов и 17 казарм.

Семейные дома Новой колонии были однотипными, строились из дикого камня и кирпича. Около каждого дома строился каменный подвал, разбивался палисадник. Старожилы называли эти дома «бекетовскими». Найденные документы подтверждают этот факт.

К огромному сожалению, своеобразный комплекс – Новая колония- не сохранился! Еще в 1979-м году было принято решение о сносе домов. Лишь отдельные здания, где расположены офисы малых предприятий, штрихами напоминают нам сегодня о том, что было ранее.

В начале прошлого века параллельно с Юрьевским заводом расширялся не только рабочий поселок, но и близлежащие поселения-Жиловка, Васильевка и пр. Все это постепенно сливалось в единое целое. К тому времени значительно разрослась и железнодорожная станция Юрьевка, которая с 1903-го года стала называться Алчевское, в честь трагически погибшего основателя металлургического завода Алексея Кирилловича Алчевского.

Семья Алчевских была самой образованной и прогрессивной семьей своего времени. А. К. Алчевский родился в 1835-м году в Сумах в семье купца. Перебравшись в Харьков, после окончания Сумского уездного училища, он открыл небольшой магазин, в котором и трудился вместе с молодой красавицей-женой. Доходы магазина создали первоначальный капитал, позволивший в 1868 году, вместе с другими акционерами, основать Харьковский торговый банк, а три года спустя – Харьковский земельный банк, первый из десяти акционерных банков, возникших в царской России в позапрошлом веке. Банк предоставлял сравнительно дешевые кредиты землевладельцам и домовладельцам – под залог недвижимого имущества.

Кипучая энергия Алчевского способствовала быстрому росту оборотов банка и его прибылей и сопровождалась широкой благотворительной деятельностью. Из фондов Харьковского областного архива: «Земельный банк субсидировал из своих прибылей школу глухонемых, Благотворительное общество, в учреждениях которого воспитывалось 200 сирот, призревалось до 80 беспомощных стариков и старух, действовало 19 участковых попечительств о бедных. Только в 1893 году банк пожертвовал 3000 рублей Харьковскому коммерческому училищу, 2000 рублей – бедным, пострадавшим от наводнения, 5000 рублей – различным учреждениям и церквям».

А. К. Алчевский был одним из инициаторов создания сельскохозяйственного общества. При его участии устраивались сельскохозяйственные выставки, народные чтения по агрономии, проводились исследования почв Харьковской губернии, создавались опытные поля. Все это немало способствовало росту культуры земледелия и его продуктивности. Дела шли превосходно. В 1879 году А. К. Алчевский основывает Алексеевское горнопромышленное общество и ряд заводов.

В начале XX века разразился экономический кризис, одним из результатов которого стала массовая безработица. Чтобы спасти положение, многие промышленники увольняли рабочих. Алчевский был едва ли не единственным, отказавшимся от такого пути. В 1901-м году он едет за помощью к министру финансов Витте. Получает отказ. Снова пробует убедить правительство в необходимости кредита или заказов заводу. И вновь – непонимание и отрицательный ответ. Не выдержав отчаяния, Алексей Кириллович гибнет, бросаясь под поезд…

«Майским днем 1901 года к перрону Харьковского вокзала медленно подошел поезд, последний вагон которого был украшен еловыми ветками. Открылись двери, и многочисленные встречающие увидели цинковый гроб. Минуту спустя, поднятый на руки, он поплыл над головами, сопровождаемый плачущей толпой, к привокзальной площади, где покойника ждал катафалк…» Вот что писала газета «Биржевые ведомости» в 1901-м году о смерти Алчевского А. К.: «Внезапная кончина А. К. Алчевского произвела… сильное впечатление на биржу… Такое впечатление вполне объясняется той ролью, которая принадлежит А. К. Алчевскому в развитии торгово – промышленной жизни на Юге… и сознанием биржевых сфер, что заместителя А. К., с такою энергией и опытностью выполнявшему обязанности руководителя целого ряда крупных и сложных предприятий, найти нелегко…»

Алчевский дал прекрасное образование всем своим детям, талант и трудолюбие которых выдвинуло их в ряд видных деятелей украинской, российской и европейской культур.

Старший сын Дмитрий (1862- 1920), директор правления Алексеевского горнопромышленного общества, кандидат естественных наук, был женат на Евгении Александровне Поповой – представительнице старинного дворянского рода. У них было две дочери: Христина и Вера. Ныне здравствующие потомки по этой линии: живущая в Москве доктор физико-химических наук Ксения Дмитриевна Щербакова и в Ялте – Тамара Владимировна Душина. После смерти отца Дмитрий был членом правления завода ДЮМО, управляющим лисичанского завода. Расстрелян большевиками в Крыму в 1920-м году.

Анна (1868-1951) окончила художественную школу в Харькове, всю жизнь посвятила воспитанию детей. Была замужем за академиком архитектуры А. Н. Бекетовым. У них было четверо детей. Сегодня потомки по линии Анны – Ш. С. Рофе-Бекетов и В. С. Рофе-Бекетов – живут в Харькове. Похоронена в Крыму.

Григорий (1866-1920) окончил Московскую консерваторию, композитор, преподаватель, камерный певец. Был женат на Марии Николаевне Астафьевой. Детей не было. Похоронен в Москве.

Николай (1873-1942) окончил юридический факультет Харьковского университета. Автор первого украинского советского букваря. Его дочь Наталья Николаевна Викул была педагогом (умерла в 1982 году в Харькове). Похоронен 8 Харькове.

Иван (1876-1917) – знаменитый оперный певец, солист Петербургского Мариинского и других оперных театров. Был разносторонне одаренной личностью. В 1909-м году в Москве организовал кружок «Кобзарь», в котором исполнялись произведения украинских композиторов. Женат не был. Во время гастролей в Баку заболел и скончался. Похоронен в Харькове.

Христина (1882-1931) – украинская поэтесса, педагог, художница. Одной из первых перевела на французский язык поэзию Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, П. Г. Тычины. Замужем не была, детей не было. Похоронена в Харькове.

Алчевские лично были знакомы и переписывались с Л. Толстым, И. Тургеневым. Ф. Достоевским, Г. Успенским.

В 60-е годы XIX века Алексей Кириллович возглавлял харьковскую «Громаду», объединявшую лучших представителей украинской интеллигенции. Естественным для Алчевского выглядит в этом свете столь крамольный по тем временем поступок, как установка в саду своего дома первого в Украине памятника Т. Г. Шевченко. Открытие памятника превратилось в событие общественно-политической жизни Украины. На нем присутствовали многие известные в Украине и в России люди.

Годы спустя, когда Алексея Алчевского уже не было в живых, его вдова вспоминала об этом событии в письме к знаменитому адвокату, члену Государственного Совета А. Ф. Кони: «Вчера я прочитала в газете сообщение о пересмотре законов о печати и изданий на малороссийском языке… и невольно задалась вопросом, найдется ли в нашей северной столице человек из призванных к этому, который станет на страже интересов дорогой нам Украины и смело возвысит свой голос за правое дело… И вдруг мне припомнился наш прежний сад, выражение Вашего лица, когда Вы стояли у бюста Шевченко… Заступитесь же, глубокопочтимый Анатолий Федорович, за право многомиллионного народа, у которого наложено ВЕТО и на его родную речь, и на родную песню, и даже на слово Божие – Евангелие…»

Эти строки из письма ярко характеризуют взгляды Алчевских на дискриминационную политику царизма.

Удивительно благородны и талантливы были Алчевские. Их общественная активность, гуманизм, боль за судьбу родной Украины, предпринимательство – все это, несмотря на трагический финал и годы забвения, оставило добрый след в истории нашего Алчевска, Харькова и всей Украины.

После гибели А. К. Алчевского завод ДЮМО попал в состав синдиката «Продамет», а в 1909 году – в состав крупного франко-бельгийского синдиката «Продуголь». Техническое оборудование завода в те годы состояло из 4 доменных печей, 3 бессемеровских конвертеров, 14 прокатных станов, 28 механических станков, 64 паровых котлов, нескольких паровых машин, 13 ширококолейных и 7 узкоколейных паровозов, 5 паровых кранов, 60 коксовых печей.

Ежегодно предприятие производило 15000000 пудов чугуна… Штат составляли 19 инженеров, 130 служащих в конторе, 4558 рабочих. Заводу принадлежали крупные копи: Павловская, Юмашевская и рудники Жиловского Общества каменно-угольных копей и рудников.

Накануне 1917-го завод имел уже 6 доменных и 7 мартеновских печей, 3 конвертера, 5 прокатных станов, 60 коксовых печей и входил в число пяти крупнейших металлургических предприятий царской России, Преобладал тяжелый физический труд – почти все делалось вручную. Многие рабочие были недовольны штрафами, зарплатой, что приводило к экономическим забастовкам. В 1905-1907 годах многие алчевцы приняли участие в экономической стачке, а потом и в Декабрьском вооруженном восстании в Горловке, закончившемся для них арестами и высылкой.

В то неспокойное время стали создаваться первые профсоюзы, общества потребителей, различные политические кружки, чтобы хоть как-то защитить интересы рабочих.

В 1914 году многие заводчане ушли на фронт первой мировой… Но, несмотря на все трудности – экономические, политические, социальные, – жизнь продолжалась и население постепенно увеличивалось. Так, накануне 1917 года в Алчевске жило уже около 20 тыс. человек…

Заглянем на местный Васильевский базар конца XIX века. Базар был сосредоточением всей торговой деятельности поселка. Базарную площадь окружали выстроенные из камня магазины: Дроздова, Савченко, братьев Яковенко, овощной Голофаева. Было создано даже Общество купцов Васильевского базара. Возле базара обосновались мастерские медного и чугунного литья. Из письма И. Виногреева Ворошилову (в начале XX века): «На Васильевском базаре настроили много богатых магазинов… мануфактурные и одежные… и начали конкурировать с Савченковыми, Халировыми… эти самые торговцы повыстроили себе корпуса такие, что и в Луганске нет… Цены на предметы первой необходимости очень высокие, хотя труд рабочих, можно сказать, оплачивается ничего, но все-таки остается мало…»

Два раза в году проходили ярмарки: в день Рождества Святого Иоанна Предтечи – с 23 по 25 июня, в день Святого Николая Чудотворца – с 5 по 7 декабря.

От станции Алчевское до Васильева и до конторы Юрьевского завода можно было проехать в пролетке и на линейке. Такса была разной. В первом случае – 50-30 копеек, во втором – 40-25 копеек. Использовались также фаэтоны, экипажи с кожаным навесом.

Еще одним из распространенных транспортных средств на Юрьевском заводе были велосипеды. Об этом нам говорит объявление пристава прошлых лет: «Езда на велосипедах без номеров воспрещается!»

Лариса ШЕПТУРА,

старший научный сотрудник Алчевского исторического

музея

Окончание следует.

 

Наверх