Музыка звучала в его сердце
К 130-летию со дня рождения Ивана Алчевского
Современники называли Алчевского настоящим поэтом в музыке, певцом «с душою геттингенской»
Часто, когда в тогдашнем обществе шла речь об Алчевских, все непременно сходились на одном: побывать у них в гостях все равно, что посетить театр. «Действительно, эта украинская семья была очень талантлива. Николай Васильевич Лысенко с большим уважением относился к семье Алчевских», – вспоминает сын композитора Остап Лысенко.
В этой семье, щедро одаренной талантливостью и разнообразием интересов, 27 декабря 1876 года родился будущий замечательный певец. Его отец, Алексей Кириллович Алчевский, был известным промышленником. Клим Ворошилов, работавший вначале в поместье Алчевских, а затем и на заводе, писал: «Хозяин… слыл либералом… прогрессивно настроенным человеком».
Несомненно, самым знаменитым из детей Алчевских был Иван (1876-1917 гг.) – «король теноров», как его называли, певец с мировым именем, один из самых выдающихся представителей отечественной музыкальной культуры. Обладая тонким слухом и утонченной музыкальностью, которые он унаследовал от матери, Иван уже в студенческие годы был активным участником концертов и музыкально драматических вечеров. Летние каникулы Иван часто проводил в имении отца в Васильевке. Вот каким запомнился Васильевскому мальчику-подростку Климу Ворошилову Иван Алексеевич в один из приездов в имение: «Он был тогда студентом и носил студенческую форму. Всем он понравился: был прост, обходителен с рабочими и служащими, часто окружал себя детворой. Мы, ребята, вились около него, и как-то раз он усадил нас и стал петь вместе с нами украинские песни. Голос у него был чудесный, и он пел с огромным воодушевлением. Мы старались подпевать ему кто как мог, и он никому не сделал ни единого замечания. Мы совсем забыли о том, что с нами барин, взрослый человек: было легко и радостно от нахлынувших чувств, от задушевного пения…».
Ваничка, как его называли домашние, еще в детстве любить петь, пел и во время учебы в гимназии и университете, но никто не придавал этому серьезного значения, о театре он и не мечтал.
Весной 1901 года Иван закончил естественное отделение физико-математического факультета Харьковского университета. Стремясь по примеру своей матери посвятить себя педагогической деятельности, он еще в 1897 году написал: «Я имею твердое намерение после окончания университета стать сельским учителем». Однако гибель отца вынудила его коренным образом изменить свои планы. Чтобы материально поддержать внезапно обедневшую семью, Иван по совету старшего брата Григория, у которого обучался пению, приезжает в Москву и после закрытого прослушивания в Большом театре выезжает в Петербург. На сцене петербургского Мариинского оперного театра и состоялся дебют молодого певца в партии Индийского гостя в опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко». С 1 октября 1901 года Иван Алчевский становится солистом Мариинского театра. Следующей партией стала партия Фауста в опере Ш. Гуно. С этого времени Иван перекладывает на свои плечи содержание воскресной школы, которой руководила его мать.
За четыре сезона певец исполнил двадцать партий, добрая половина которых была ведущими.
В 1905 году он поет в оперном театре «Де ла Монне» в Брюсселе. Особым успехом для артиста стало исполнение роли Рауля в «Гугенотах» Д. Мейерберга. Эта роль стала для него коронной. «Де ла Монне» был для Алчевского первым шагом к всемирному признанию. В 1906 году Иван Алексеевич приглашался в оперный театр «Манхеттен Опера Хаус» (Нью-Йорк), в лондонский королевский оперный театр «Ковент-Гарден», а в 1908- 1910 годах работал в прославленном коллективе парижской «Гранд-Опера». Этот период – важная страница в его творческой биографии. Своим прекрасным драматическим тенором он очаровал требовательную французскую публику. «Я обожаю Ваш талант, – писал Алчевскому К. Сен-Санс. – Я хотел бы слышать Вас во всех моих произведениях… Счастливые люди, которые могут аплодировать Вам». Триумфальным выступлениям Алчевского за рубежом способствовало знание европейских языков. Он свободно владел французским, знал немецкий, итальянский и английский языки. На сцене «Гранд-Опера» он несколько лет пел по-французски.
Несмотря на успех за границей, Алчевский стремился на родину. В 1907 – 1909 годах он выступает с концертами в Москве, Киеве и Харькове. В этих концертах исполняет также романсы украинских композиторов: «Огні горять» (слова Т. Шевченко, музыка Н. Лысенко), «Дивилося сонце» (слова А. Олеся, музыка Я. Степового) и др.
Во время приездов в родной Харьков Иван Алексеевич всегда охотно выступал на школьных вечерах в воскресной школе своей матери. Пел он чаще всего под собственный аккомпанемент. Как вспоминали участники этих вечеров, держался Иван Алексеевич очень просто, был, как всегда, в пиджаке, а не во фраке, а иногда и в украинской сорочке.
Во второй половине 1910 года для артиста наступает новый период. В
1910-1914 годах – он солист Большого театра в Москве. В апреле 1912 года Большой театр поставил вагнеровского «Зигфрида». Выступление в главной роли Ивана Алексеевича стало настоящим триумфом.
Работая в Большом театре, он возглавил музыкально-драматическое общество «Кобзарь», которое популяризовало в России украинское искусство. В 1911 году, когда отмечалась 50-я годовщина со дня смерти
Т. Г. Шевченко, «Кобзарь» устроил грандиозный концерт в честь поэта в зале Московской консерватории. В концертах, организуемых обществом, исполнялись романсы и песни Н. Лысенко «Огні горять», «I широкую долину», «Б’ють пороги»; Я. Степового – «Не беріть із зеленого лугу верби», «Дивилося сонце», «В квітках була душа моя», «Три шляхи»; Г. Алчевского –«Гей, на бій!», «Конвалія», «Чого мені важко», «Літньої ночі», а также «Закувала та сива зозуля» в обработке П. Нищинского, «Ой не гаразд, запорожці» в обработке Н. Лысенко и т. д. Популярность концертов заставила подумать о возможности постановки украинской оперы. Первой оперой стала «Наталка Полтавка» Н. Лысенко, поставленная 18 марта 1912 года в Москве. Алчевский исполнил в ней партию Петра.
В 1915 году Иван Алчевский добился решения поставить на сцене Большого театра оперу С. Гулака-Артемовского «Запорожець за Дунаєм» (где исполнил партию Андрея). Премьера состоялась 27 ноября и имела благотворительную цель: весь сбор средств шел на строительство дома для старых актеров. Демократическая публика встретила спектакль на ура. Но в придворных кругах возмутились. Где это видано: на императорской сцене опера из жизни простого народа?! После второго представления опера была снята с репертуара. В 1916 году во время гастролей в Одессе Алчевскому удалось возобновить «Запорожця» на сцене Одесского оперного театра…
Сезон 1912-1913 года Алчевский снова посвятил зарубежным выступлениям. Будучи солистом «Гранд-Опера», он часто выступал в Марсельской опере. В конце 1912 года побывал в Африке, где дал несколько концертов в городе Алжир. В следующем сезоне, проведенном во Франции, он, как и всегда, активно пропагандировал русское и украинское музыкальное искусство, а летом 1914 года принимал участие в очередном «русском сезоне» в Лондоне на сцене театра «Дрюри- Лейн». Алчевский часто говорил, что из всей мировой музыки ему больше всего по душе родные песни, и поэтому он их поет и в Париже, и в Лондоне, и везде.
В связи с началом первой мировой войны Алчевский через Средиземное и Черное море возвращается домой. Следуют триумфальные гастроли в Одессе, Харькове, Екатеринославле, Петербурге, Москве, в начале 1915 года он гастролирует в Ростове.
Сезон 1916-1917 года был последним в недолгой жизни артиста. После двух последних блестящих концертов в Харькове Алчевский едет на гастроли в Тбилиси и Баку. 11 апреля 1917 года, находясь в Баку, Иван Алексеевич тяжело заболел и 26 апреля его не стало. Было ему только 40 лет.
Алчевский был певцом широкого творческого диапазона, яркого дарования, высокой исполнительской культуры, все его исполнение отличалось тонкой одухотворенностью, поэтичностью. Недаром современники называли Алчевского настоящим поэтом в музыке, певцом «с душою геттингенской». Это был один из культурнейших оперных артистов.
За неполные 16 лет творческой жизни гениальный певец создал на сценах лучших театров более 55 сложнейших образов. Сохранившиеся до нашего времени грампластинки с голосом Ивана Алексеевича Алчевского дают, несмотря на несовершенство записи, представление о его прекрасном таланте. На пластинках записаны несколько арий из самых характерных партий певца: Садко, Индийский гость, Ленский, Лоэнгрин, Ромео, Фауст, Князь (из «Русалки» А. Даргомыжского). Наряду с записями других корифеев украинской оперной сцены они вошли в выпущенную фирмой «Мелодия» антологию «Золотые голоса Украины».
Иван Алексеевич был артистом – гражданином, гуманным и чутким человеком, патриотом своей родины.
Из очерка А. Ямкового «Семья Алчевских»
Ямковой А. Музыка звучала в его сердце / А. Ямковой // Огни. – 2006. – № 5. – С. 4.