Объединяя магистрали

Объединяя магистрали

Родной город. Это не просто место, где ты родился и рос, но его улицы и скверы, оригинальные постройки и планировки, его история, которую поведать могут архивные документы и старожилы – люди, бережно ее хранящие. Не первый год заместитель главного архитектора города Л. Н. Кузикова ведет на страницах нашей газеты рассказ об улицах родного города. Примечательно то, что она иллюстрирует его собственными зарисовками или фотографами из личного архива. Сегодня она проведет нас по некоторым улицам местного значения.

Улицы городов бывают разные: магистральные общегородского, районного значения, жилые, пешеходные и другие. Для Коммунарска магистральные — проспекты Ленина и Металлургов, улицы Фрунзе и Ленина, Горького, Ленинградская, Кирова, Липовенко, Гмыри. Транспортные артерии — улицы Коцюбинского, Ворошиловградская, Волгоградская, дорога Дружбы и другие. В единый узел их связывают улицы местного значения. К ним относятся те, о которых пойдет речь в этом очерке.

Улица Московская, начинаясь от площади перед стадионом «Сталь», соединяет Ленинградскую, проспект Ленина, улицы Фрунзе, Чапаева, Запорожскую, Волгоградскую и заканчивается в центральном промышленно складском районе, на подъездах к хлебокомбинату, молокозаводу, базам плодоовощного комбината, продовольственного и промышленного торгов. Длина ее 1,7 километров.

На Московской расположены городской отдел социального обеспечения, нотариальная контора, музыкальная школа № 1, средняя школа № 22, столовая, детские сады и другие учреждения.

На фотоснимке — одно из значительных для культурной жизни города сооружений — музыкальная школа № 1, размещенная в специально построенном для нее здании. Работает она с 1955 года. Многие ее выпускники продолжили образование в музыкальных училищах и консерваториях.

Перед школой две скульптуры — когда-то они назывались «парковыми», так как производились массовым тиражом для установки в местах отдыха, — теперь в неважном техническом состоянии и дирекция школы уже делала попытки убрать их. Вот где приложить бы руки умельцам-энтузиастам: отремонтировать эти, оставшиеся в единичных экземплярах, украшающие улицу скульптуры. Да и скульптурная группа на фронтоне кинотеатра «Металлург» нуждается в тщательном ремонте.

В перспективе по Московской вверх должна пройти троллейбусная линия по маршруту: улица Фрунзе — Волгоградская – плотина между Орловыми прудами, затем вверх по поселку Васильевка до улиц Чайковского — Шевцовой — Коцюбинского.

В отделе капитального строительства горисполкома с 1979 года лежит проект этой так необходимой городу кольцевой линии, связывающей восточные жилые районы с северо-восточной промышленной зоной и призванной разгрузить челночные маршруты по проспекту Металлургов и улице Ленина. Финансирование работ по устройству электролинии и дорог на ее маршруте отодвигается из пятилетки в пятилетку.

Улица Набережная. На ней — одно из самых старых общественных зданий города — старейшая в Коммунарске средняя школа № 1, построенная в 1907 году. С 1960 года в ней с первого класса преподается английский язык. На здании школы установлена мемориальная доска с надписью: «В этой школе учились Герои Советского Союза Недбаев В. И., Снесарев В. С., Бабанин Н. А., проявившие беспримерный героизм в годы Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг.»

В наши дни Набережная переживает второе рождение. В ее застройке — современные здания учебно-лабораторного корпуса горных факультетов горно – металлургического института, студенческой столовой на 500 мест, бывшего индустриального техникума, где теперь размещено студенческое проектно- конструкторское бюро и другие учреждения.

Улица Краснооктябрьская соединяет восточные районы по магистрали улица Липовенко — проспект Металлургов с северо-восточной промышленной зоной с выездом на улицы Коцюбинского — Советскую — Богучарского. При подъезде с восточной стороны ее открывают три девятиэтажных корпуса общежития института, построенные в 1972 – 1973 годах. На противоположной стороне балки видна Свято-Николаевская церковь. Четырехстолпный крестово – купольный объем до 1940 года имел два купола. На фасадах — роспись, пилястры с рустовкой, карниз с фронтоном. В области подготовлены материалы для взятия этого сооружения под охрану как памятника архитектуры.

Улица Запорожская связывает юго-западный и центральный районы города. Ее протяженность около 3,5 километра. Застройка разнородна. На этой улице размещены больница и поликлиника «Коммунарскстрой», медсанчасти треста, детская городская больница, кожный диспансер и несколько отделений городской больницы, средняя школа № 23, детские дошкольные и другие учреждения.

Параллельно Запорожской проходит улица Чапаева, протяженностью более четырех километров, соединяющая западную часть северной промышленной зоны (заводы строительных конструкций, крупнопанельного домостроения и др.) с центральными районами. Здесь расположены спортивный зал завода строительных конструкций, городская санитарно -эпидемиологическая станция, городской Дом быта, средняя школа № 10, магазины и т. д.

На Чапаева выходит сквер Дворца культуры строителей, в котором размещены стадион, открытые спортивные площадки и закрытый спорткомплекс со спортзалом 18×36 метров с двумя плавательными бассейнами: с ванной 14×25 метров, вышками для прыжков в воду и детской учебной ванной. Спорткомплекс построен в 1970 году по проекту автора очерка. Улица Чапаева завершается выходом на площадь Победы.

Улица Калинина протяженностью около 2,5 километра соединяет южные районы с центральными. Располагаясь параллельно улице Кирова, загруженной пассажирским транспортом (по Кирова проходят маршруты троллейбусов №№ 3, 5, 6, 10), а Калинина приняла на себя грузовые автопотоки. О том, как должна решаться эта проблема по генеральному плану, рассказывалось в очерке, посвященном улице Кирова.

На Калинина обращен главным фасадом, площадью и сквером Дворец культуры коксохимиков, построенный в 1941 году. Тут находится городской историко – краеведческий музей, городской совет общества автолюбителей, фотоателье, магазин радиотоваров.

Улица Гагарина протяженностью 1.3 километра на участке от улиц Ленина до Липовенко проектировалась как зеленая аллея, на которую выходят здания средних школ №№ 16, 17 и детских дошкольных учреждений. На ней размещены также городская поликлиника, онкологический диспансер, Коммунарское предприятие электросетей и т. д.

Восточнее параллельно ей проходит улица Попова. Ее протяженность 1,7 километра. Она — западная граница участка формируемого общегородского центра. Застройка ее восточной кромки затруднена прохождением тут воздушной высоковольтной линии электропередачи, которую необходимо выносить.

Л. Кузикова, член правления городской организации общества охраны памятников истории и культуры.

Снимки из архива автора.

Кузикова Л. Объединяя магистрали / Л. Кузикова // Огни коммунизма – 1990. – № 107. – 4 сентября. – С. 3.

Наверх