Памятник

Памятник

Об условиях конкурса на памятник А. К. Алчевскому

15 марта в городской газете были опубликованы условия конкурса на создание памятника А. К. Алчевскому. Они вызывают много вопросов и выглядят, мягко говоря, непродуманными. Волна недоумения по этому поводу уже прокатилась среди художников. Конкурс может не состояться, и все это останется только на бумаге. Поэтому я решил высказать свое мнение, в надежде, что к нему прислушаются, и такое нужное и благое дело, как создание памятника, все-таки будет завершено.

В условиях конкурса нет ничего случайного, поэтому я начну с совсем, кажется, незначительных «мелочей».

Название

Почему Алексей Кириллович назван основателем завода ДЮМО, а не города? И как оказалось, что 100-летие Алчевска мы должны праздновать в 1996 году? Вспомним, что во всех путеводителях и справочниках основание города связано со строительством завода, которое было начато летом 1895 года. Это и является датой рождения Алчевска. Были, конечно, разные предложения, в том числе и мои, но официально никто эту дату не менял. А в 1996 году будет отмечать свой юбилей металлургический комбинат.

Основой будущего города стал поселок вокруг завода ДЮМО – Старая и Новая колонии, Административный поселок. Все это было заложено еще Алчевским, как теперь уже известно, по проекту мужа его дочери Анны архитектора А. Н. Бекетова. После смерти Алчевского в 1903 году, когда имя его было очищено от клеветы, станция Юрьевка была переименована в станцию Алчевскую, от нее получил название поселок Алчевское и будущий город. Но кому-то не по душе возвращенное название города, милее прежняя «коммуна». И имя его основателя настойчиво связывают только с заводом. 

Идея

Она нe определена. Кому и за что мы хотим его поставить? Если, как сказано в условиях конкурса, основателю завода — это одна задача. Основателю города — другая. Прогрессивному деятелю, промышленнику, банкиру, пропагандисту украинской культуры и просвещения (ведь уже никто не будет отрицать, что на его деньги строились школы), — иная. А если вспомнить общеизвестный факт, что во время экономического кризиса на заводе не увольняли рабочих и, не желая усиливать их эксплуатацию ради собственного выживания, Алчевский разорился и погиб, то это должно быть заложено в идею памятника, который станет актом благодарности за его самопожертвование, а не только за дымящиеся трубы, – не такое уж благо в сознании многих людей. Ведь это уже не он, а другие руководители строили завод, не учитывая «розу ветров», отравляя и разрушая город. Уверен, Алчевский до такого бы не додумался.

Сроки

Трудно выбрать более неудачное время. Первый этап — 1 июня, второй — 1 сентября. Период летних отпусков, когда у всех хватает и других забот. Разве нельзя было объявить конкурс раньше?

Еще более года тому назад я «обивал пороги» исполкома с предложением открыть счет и решить вопрос с памятником. Мне отвечали, что еще не разработаны мероприятия по празднованию 100-летия города. Ох, уж эти пресловутые «мероприятия». Трудно найти более легкий способ похоронить любое дело. А теперь время безнадежно упущено. Надеяться увидеть результаты конкурса в этом году, а памятник к юбилею — это почти невозможно.

Думаю, что сроки конкурса надо продлить, по крайней мере на год, а установку памятника «не привязывать» к 100-летию города. Но боюсь, мы так привыкли все делать к датам, что, отложив это, рискуем памятник вообще не увидеть.

Стоимость

Это не праздный вопрос. Ведь предлагать можно что угодно, от скромной плиты с рельефом до монумента. Как можно приступать к такой работе, не зная, какими возможностями располагает город. Вряд ли кто вообще задумывался, во сколько это обойдется. Скорее всего денег па создание памятника как не было, так и нет. И все это пока «мыльный пузырь».

Судя по тому, какие назначены премии, представления об этом самые отдаленные. На шесть победителей всего-то 10 миллионов 800 тысяч карбованцев и ни слова об инфляции. Ведь к осени, пока они их получат, премии обесценятся. Трудно сегодня найти желающих работать практически бесплатно. В свое время на памятник Ленину выделялось 100 тысяч рублей, но нашим меркам астрономическая цифра. Пусть Алчевскому и не нужен такой шестиметровый бронзовый монумент, но и «средний» памятник будет стоить недешево. В несколько раз должны быть увеличены и премии, с оговоркой, что они будут пересмотрены с учетом инфляции. Иначе трудно рассчитывать на «массовый энтузиазм».

Место

По этому поводу объявлен отдельный конкурс — первый этап. Но стоит ли это делать? Тем более, что идеальных мест для памятника в общем-то нет. По разным причинам каждое в чем-то не подходит. Наверное, придется исключить санитарную зону, наиболее связанную с именем Алчевского. Остается проспект— старый центр. В новом районе, почти лишенном скверов, трудно найти что-то подходящее.

Как можно выбирать место, не зная, что будет на нем стоять, — скромный бюст, 2-3-метровая скульптура или символическая композиция. Место «диктует» решение памятника. Конечно, можно идти и таким путем, но не лучше ли провести обсуждение этого вопроса на страницах газеты. Пусть выскажутся жители города. Затем выбрать несколько наиболее удачных и возможных (в смысле будущей застройки и отсутствия коммуникаций и т.д.) предложений и дать «большую свободу» участникам конкурса.

Главное условие

Оно обязывает победителя конкурса выполнить памятник в натуральную величину. Понятно, что такое условие охлаждает пыл многих желающих и практически сводит количество участников конкурса к минимуму. Если бы конкурс был объявлен не только в нашем городе, а, допустим, еще в Луганске, Киеве, Харькове, где, кстати, имя Алчевского хорошо известно, тогда это условие не вызывало бы сомнений. Там есть специалисты и возможности для такого серьезного дела. Но откуда они у нас? Я не хочу обидеть тех, кто намерен принять участие в конкурсе, но реально представляю, что из этого может получиться. А хочется увидеть памятник, который бы украсил город… Конечно, устроителям конкурса так проще, спихнуть на кого-то все проблемы, но есть и другие пути.

Первый – о котором я уже сказал. Это объявить конкурс в нескольких городах. Но там люди неглупые, придется «раскрывать карты» – говорить о своих возможностях и, безусловно, увеличивать премии.

Второй – объявить конкурс на «идею». То есть, не ставить обязательным условием выполнение памятника. Победитель, если он не может справиться с такой задачей, осуществляет авторское руководство с оплатой 5 процентов от стоимости или участия в работе по своему усмотрению и возможностям. А для изготовления памятника в размере — пригласить специалиста или организацию. Это, в общем-то, обычное явление. Сплошь и рядом один сочиняет, другой делает. Тем более, безработных на этой «ниве» больше, чем достаточно, ведь «лениниана» себя давно исчерпала.

Есть и другие пути, но я думаю, достаточно слегка изменить условия — правильно определить название конкурса, его идею и цель, продлить сроки его проведения, объяснить, какими возможностями располагает город, есть ли деньги на памятник и откуда они могут появиться, увеличить премии победителям, объединить конкурс в одни тур, доверив выбор места авторам, с учетом предложений жителей города, исключить «главное условие» и сообщить о нем через печать в других городах, тогда можно надеяться на какой-то результат.

Как поступят организаторы конкурса, от меня уже не зависит. Но хочется верить, что памятник основателю нашего города мы все-таки увидим.

Ю. Белов.

Белов Ю. Памятник / Юрий Белов // Огни. – 1994. – 26 апреля. – С. 2.

Наверх