Посетила муза члена профсоюза, или Поздно не бывает никогда
Что такое жизнь? Борьба, испытание, юдоль, как в прежние времена говаривали, слез. Для кого как. И дело здесь не в том, что предначертано на небесах. Дело в том, как человек сам это воспринимает. И, соответственно, борется, страждет или плачет. Или радуется. Радуется бесчисленным возможностям, которые дает жизнь, ролям, которые в ней можно сыграть – и пробует их, не боясь быть освистанным. Да и не бывает провалов у таких людей. И пропущенных случаев не бывает, как в расхожей поговорке про дровосека, который так и не узнал, что был рожден гениальным физиком…
К чему я все это? К встрече, конечно. Встрече с человеком, который не боится жить и радоваться, который уверен, что ничего и и никогда не поздно, что время собирать камни не исключает возможности их же собирать. Знакомьтесь – Юрий Изюмов. Конечно, в стенах Донбасского государственного технического университета пожмут плечами и усмехнутся: я собираюсь кому – то представлять декана факультета металлургического и машиностроительного производства, человека, которого и так знают все. Хотя если честно, год назад они и сами поняли, что не до конца знают его. Ну да, хороший руководитель, любимый студентами преподаватель, позитивный человек… А оказалось, он артист! Когда в спектакле «Скучно, господа, на этом свете» студенческого театра «Бригантина» он вышел в роли судьи Демьяна Демьяновича, зрители плакали от смеха и, правду сказать, не верили своим глазам. Это точно Изюмов? Это действительно дебют?
Да действительно. И в прошлом Юрия Викторовича не было, сколько ни ищи, ни театральных кружков и студий, ни даже особенной любви к этому искусству. Было немного КВНа в студенчестве, и то по особенной причине.

— Тогда у нас на метмаше была игра между курсами, я на четвертом учися. И мне капитан третьего курса не нравился, слишком высокомерный был. Поведение его не нравилось, надо было его срочно «сделать». Я решил, что буду капитаном, чтобы его обыграть. Ну, пацан сказал — пацан сделал, – смеется Изюмов. — Наш курс выиграл. Потом он немножко остепенился, зауважал меня…
То есть, не театрал, нет. Тем не менее, именно ему предложила роль режиссер «Бригантины» Елена Обедникова, когда начала ставить спектакли с участием не только студентов, но и преподавателей. Возможность разглядеть в декане факультета ММП человека сцены у нее была: Елена Анатольевна зорко наблюдает за происходящим на университетских праздниках. А Юрий Викторович всегда серьезно относился к каждому выходу на публику. Приветственное слово, поздравление — все было продумано и отточено. Текст не из бескрайних полей интернета стащен, а собственного сочинения. Юмор, естественность, обаяние. Когда отмечали 50-летие кафедры ММК, Изюмов не поленился о каждом из награждаемых сочинить небольшой стишок, шуточный и добрый — благо литературными шаржиками, как сам их называет, увлекается всю жизнь. Для него важно, чтобы его выход на сцену запомнился.
Ну, а кроме того, хороший преподаватель обязан быть актером. Во всяком случае, Юрий Викторович в этом убежден. Помните дивный фильм «У зеркала два лица»? Там Барбара Стрейзанд играет профессора Колумбийского университета — вот такого: обращенного лицом и сердцем к аудитории, ведущего постоянный диалог со студентами, по – актерски яркого. Не знаю, видел ли это кино кандидат технических наук Изюмов, но рассуждает и действует он по тому же принципу:

— Преподаватель обязательно должен быть актером. Бывают всякие ситуации, где надо пошутить, поиграть в какую-то игру со студентами (если будешь сухо читать лекцию — это и тебе не очень нравится, и студентам). Говоришь: а давайте посмотрим, как в жизни происходит, если бы такая ситуация случилась, поиграем в такую игру. Потом студент готовится к экзамену — обязательно об этом вспомнит. И импровизировать приходится, и быстро реагировать на происходящее в аудитории, и сыграть иной раз эмоцию, которую не испытываешь, но ее надо продемонстрировать… Мало знать предмет, иметь навыки по специальности: надо аудиторию зажечь, чтобы она тебя стала воспринимать. Не люблю так: прочитал лекцию – и до свидания. Хочу, чтобы мы со студентами беседовали, чтоб были вопросы. Когда начинается диалог, намного интересней. Для меня занятие – не просто отбыть номер. Мне надо, чтобы была связь с аудиторией: пошутить, посмеяться, когда-то отвлечься. Могу сказать, что у меня на лекции не спят и не разговаривают.
Словом, Юрий Викторович не особенно удивился, когда Елена Обедникова пригласила его на роль. Правда, задумался: нужно ли ему это? А потом ответил сам себе очень свойственной для него фразой — а почему бы и нет? Если жизнь дает такую возможность, надо пробовать. Грешно отказываться от случая испытать что-то новое и интересное, открыть себя с непривычной стороны. Удивлялся потом, когда на репетициях совсем не было режиссерских замечаний. А Елена Анатольевна тихо радовалась, что не ошиблась, видела, что у ее новобранца все получается с первого раза и считала его величайшим открытием университетского театра.
Хитрован Демьян Демьянович, большой любитель выпить и закусить, «пошел» у Изюмова легко и просто, получался естественным, обаятельным и очень смешным.
– Мне хотелось так подать его на блюдечке с голубой каемочкой, чтобы людям было интересно, смешно, – рассказывает Юрий Изюмов. — Я в себе особо не сомневался. Знал, что смогу сыграть, а если вдруг забуду слова – сумею выкрутиться. Я то себя знаю давно… И Елена Анатольевна говорит: я Юрия Викторовича знаю, он не подведет. Где-то поимпровизировать – с коллегами это можно, такое у нас было взаимопонимание. Я и раньше знал, что у них с юмором все нормально, и на сцене можно пошалить. У нас некоторые мизансцены родились буквально перед выходом на сцену. На репетициях этого не было. Карпук (Игорь Карпук, декан факультета АЭС – авт.) мне говорит: а давай ты мне гавкнешь, а я со стула упаду. А я еще на репетиции об этом думал! Так и сделали, зал хохотал! Зрители смеялись, кричали «браво, бис» — получили кайф. В общем, вопрос, надо ли мне это, быстро отпал. Мне и до этого скучно не было, а теперь жить стало еще интереснее. Появились даже поклонники: говорят, мы придем на вас смотреть. Это приятно. Приятно, когда верят на сцене, хотят видеть, ждут новенького. Меня и так все знают, но благодаря театру с новой стороны увидели. Поверили мне — значит, убедительно получилось. Когда играл, никому не подражал и подражать никогда не буду. Не люблю подражать, даже смотреть не стану, как другие сыграли — буду играть, как я это вижу. Трудно абсолютно не было. Некоторые преподаватели отказывались от ролей вот почему: как, мол, я выйду на сцену, покажусь смешным, я же такой большой преподаватель… А я считаю, что смешно — это хорошо. Конечно, всякие люди есть, может, кто-то и подумал: декан — а что он вытворяет на сцене… Но в основном люди доброжелательные. А мне было интересно попробовать и это. Я ж как кот Матроскин: еще и на машинке умею… В спартакиаде участвую, играю в настольный теннис, волейбол. Все возможно, если есть желание, и ничего никогда не поздно. Спортом начал заниматься — сначала тяжело было. Потом сбросил вес, подтянулся… Сам о себе не позаботишься, будешь неудачником. Я и студентам это говорю. Бывает, приходят — забрать документы, не тяну… А ты пробуй, делай, добивайся! Нельзя на себе ставить крест никогда. Убеждаю, потом благодарят. Проще всего махнуть рукой. Жизнь всем нам дает много, а мы отворачиваемся. Так нельзя. Вот если бы сказали, что буду деканом, в жизни не поверил бы. Я был такой тихий, смирный, застенчивый, какой там декан. Потом оказалось, что ничего, справляюсь. А если бы сказали, что на сцену выйду? Я ведь и на спектакли не ходил, считал, что это не мое. А оказывается, я это люблю. Сколько живешь, столько делаешь открытий.
И все. Театр затянул. Как писал ироничный Вадим Шефнер, «посетила муза члена профсоюза». После густых и ярких гоголевских красок Юрий Изюмов погрузился в полумрак Метерлинка: ставили «Синюю птицу». А сейчас на его столе поверх деловых бумаг лежит пьеса Леонида Филатова… Да-да, та самая про Федота-стрельца, удалого молодца. Играть он там будет, как несложно догадаться, Царя… Готовьте платочки, зрители — будете плакать от смеха, это точно. Премьера обещается к концу марта, к Дню театра. Ждем? Еще как!
Юлия Черепнина
Огни. – 2019. – № 3. – 18 января. – С. 8.
