Путевые заметки Николая Солода
Много раз приходилось слышать, как люди, впервые приехавшие в Алчевск, короткое время спустя замечают: «У вашего города особая аура!» Понимаю, что они просто ожидали увидеть маленький и, как они думали, сугубо индустриальный городок более примитивным, населенным нетрезвыми люмпенами с плебейскими запросами. Но не могу с ними не согласиться: особая аура действительно присутствует. И создают ее люди, без которых невозможно представить Алчевск. То есть, возможно, конечно, но это будет совсем другой город – как раз тот, из несимпатичного расхожего представления о промышленных населенных пунктах. Из таланта, необычности, небудничности этих людей и соткана та самая аура. Если угодно – из света их души. Кажется, уедь они отсюда – и это сразу почувствуется, будто сквозняком потянет. Убудет тепла, жизнь станет плоской, одномерной, черно-белой…
Николай Андреевич Солод. Художник, учитель, организатор и бессменный директор детской художественной школы, почетный гражданин города. Неотъемлемый от Алчевска человек, хоть и родился он совсем в других, очень украинских, ничем не похожих на наши краях – в Полтавской области. Там прошло его голодное – холодное военное детство. Там, в сельской школе, он впервые попробовал рисовать. Оттуда отправился в Харьков «учиться на художника» – а получилось, что учила этому сама жизнь. Не худшая, между прочим, учительница. Кто знает, что вышло бы из сельского мальчика, поступи он с ходу в художественное училище? Не поступил, конечно. Откуда было взяться специальной подготовке? В детстве пришлось научиться другому: обходиться без отца, погибшего на фронте, и почти без мамы, пропадавшей на сельхозработах, чтобы не умереть с голоду; с десяти лет работать в поле; ходить в школу за шесть километров… Зато поступил в техническое училище и постигал университеты: работал шахтным слесарем, служил в армии около четырех лет, голодал в трудные времена. А студентом стал почти в 30 лет. Учились с женой заочно, параллельно рождались и подрастали дети, и ехать на сессию с младенцем было обычным делом: мама-студентка – за партой, дитя в пеленках – рядом, на скамейке…
Видимо, каждый человек, намеренный заниматься творчеством, должен пройти эту самую школу жизни – чтобы потом было о чем говорить людям: с полотен ли, со страниц ли книги. Тогда строгая учительница отпускает: ну давай, попробуй… Посмотрим, чему я тебя научила.
Попробовать Николаю Андреевичу довелось в качестве клубного художника. Он работал во Дворце культуре химиков, и это – нежно любимый, с теплом вспоминаемый период жизни. «Я сформировался на сцене. Мне это близко. Грим, костюмы, декорации, образы – это было мое», – говорит он. Возможно, происходи дело в более крупном городе, мир узнал бы большого театрального художника. Он создавал действительно роскошные декорации. Он так оформлял сцену, что те, кто видел это, до сих пор вспоминают с восторгом. Но дело происходило в Алчевске – и город узнал человека, создавшего художественную школу. Впоследствии – прославленную, ставшую счастливым случаем для сотен одаренных детей. Говоря «создавшего», я имею в виду не только атмосферу, коллектив преподавателей – хотя и это, безусловно, заслуга директора. Но Солод и строил школу практически своими руками. Во всяком случае, дневал и ночевал на стройке, будто зная, что здесь закладывается фундамент дела его жизни.
И вот уже – 33 года в школе. Почти 33. Не будем даже пытаться сейчас вкратце изложить историю школы. Бесчисленные награды, завоеванные учениками на самых престижных и солидных фестивалях и конкурсах, множество по-настоящему успешных выпускников, замечательные преподаватели, блестящая репутация, известная далеко (и очень далеко!) за пределами Украины… Так ли все было бы, стань тогда директором кто-то другой? Не знаю. Потому что другого представить невозможно.
Школе – 33, директору – 70. Юбилей Николай Андреевич отметил выставкой – достаточно скромной. На вопрос «Почему?» отмахнулся: некогда… Откуда взять время возиться с подготовкой?
– Это не итог, это промежуток. Обыкновенный рабочий день – ведь у меня, и правда, сегодня рабочий день, – сводит весь пафос на нет юбиляр.
Пафоса, собственно, нет ни в чем. Нет особенно высоких чинов на открытии выставки, нет длинных вымученно-торжественных речей, дежурных комплиментов. Главные гости вернисажа – дети, среди которых три внука Николая Андреевича. Главные работы – карандашные портреты внуков, Романа, Даниила и Артема.
– Это все не для меня. Это – для них…
Возможно, чуть лукавит виновник торжества. Не менее важна выставка и для него: чтобы подтвердить самому себе, что хроническая нехватка времени, бесчисленные заботы руководителя, требующий огромных душевных сил труд учителя не вытеснили на задний план художника.
Нет, не вытеснили. Вот большая картина «Семечки» – будто свет, тепло и аромат майского дня, заключенные в рамку. Всего-то сюжет – бабуля на скамеечке под цветущей яблонькой продает семечки. А есть все: неповторимо-весеннее солнце, запахи яблоневого цвета, травы и свежепожаренных семечек, и бабуле хорошо и уютно под солнышком, так-то славно на душе – раздала бы эти семечки даром, уж больно день хороший… Вот легкость н свобода пейзажей: Крым, Святые горы, Алчевск. Купола храмов, скалы, расцвеченные закатом, море, которое он впервые увидел лет десять назад – все не до того было. Портреты – простые, реалистичные, ясные… Независимо от жанра, почему-то хочется сравнить эти работы с путевыми заметками.
– Да, они не фундаментальные, они больше – наблюдения, сделанные где – то по пути, – соглашается Николай Андреевич. – Не было времени в жизни остановиться, все куда-то шел, и на пути делал эти заметки. Хотелось передать…
Он задумывается, но и так понятно, что хотелось передать: все впечатления внимательного путешественника. Тающий утренний туман, блик солнца, отражение фонарей в мокром асфальте – живое дыхание мгновения. Поймать, задержать и сохранить живым, а не засушенным листком гербария…
Ответил ли он себе этой выставкой на вопрос, кто же он в первую очередь – учитель, директор, художник?
– Я думаю, что старший товарищ, который обязан помочь. Учитель, художник – отдельно это не бывает. У нас детская аудитория, она требует внимания – материнского, отцовского. Они всегда ищут человека знающего, умеющего. Хотелось бы подчеркнуть: учитель должен всегда отвечать на все вопросы. Не завтра, не послезавтра – сейчас.
Отдел культуры, зная о подготовке юбилея, спросил у Солода, нужно ли что-то. Он ответил беззаботно: «У меня есть белая рубашка и есть друзья. Что еще нужно?» Мог бы еще добавить, что есть дети. И свои родные, и ученики – тоже родные. Сын и дочь окончили художественную школу. Сын выбрал другую профессию, а Наталья – здесь, рядом: тоже художник и учитель. Старший внук будет юристом, а вот средний, Даня Вовченко, похоже, продолжит династию.
– Николай Андреевич, для вас важно было, чтобы дети, внуки пошли по вашим стопам?
– Нет. Никогда не настаивал. Просто они формировались в этой среде, все впитывали, видели, что это за труд.
– А что это за труд?
– Это работа. Для меня – любимая. И в будни, и в выходные, и в праздники… Работа с детьми особенно трудна. Она требует ежедневного внимания, чтобы рядышком с ними стоял… Они рождаются все очень хорошими, но если не получают внимания, воспитания, становятся совсем другими.
– Вы видите в детях и внуках свои черты?
– Они все разные. Но трудолюбие, работоспособность, отдача – это, наверное, семейное.
– Николай Андреевич, вы уже в той поре жизни, когда успехи детей становятся весомее и дороже собственных. Вы в этом плане счастливый человек?
– Смысл жизни в чем? Я очень хочу, чтобы дети лучше меня работали и жили. Они должны пойти дальше. И я счастлив тем, что у нас хорошие выпускники. Одни стали художниками, другие выбрали иные профессии, но здесь они получили школу и любовь, желание делать красиво свою работу, получили воспитание и ориентир… Я горжусь сыном и дочерью – всего в жизни они добились своим трудом. Горжусь старшим внуком, студентом Харьковской юридической академии. Средний будет поступать в художественный колледж, и младший уже рисует, уже получил награду из Франции…
Внуки – рядом: почти взрослый, элегантный молодой человек, подросток, стремительно превращающийся в юношу, и светловолосый малыш.
– Я горжусь дедушкой и тем, что братья продолжают его дело, – солидно рассуждает Роман. – У меня будет другая профессия, но то, чему учили в художественной школе, не пропадет бесследно. Конечно, дедушка сыграл определяющую роль в формировании, воспитании меня и братьев.
– Конечно, дед у нас самый плавный, – согласен Даниил. – Он молодец, у нас в роду самый лучший художник. Вряд ли я бы так увлекся рисованием, если бы не дедушка.
Младший братишка помалкивает.
– Тема, твой дедушка – он какой художник?
Артем поднял задумчивые голубые глаза и ответил коротко и ясно:
-Лучше всех.
Надо ли что-то добавлять?
Юлия Харитон
Харитон Ю. Путевые заметки Николая Солода : [интервью с Почетным гражданином Алчевска Солодом Н. А.] / Харитон Ю. // Неделя. – 2009.
