След на земле

След на земле

Своими воспоминаниями о П. А. Гмыре делится ветеран труда комбината Иван Егорович Никишин.

Сказать, что это была замечательная, незаурядная личность – мало. Трудно переоценить то, что сделал Петр Арсентьевич для нашего предприятия и города в целом.

Мне посчастливилось хорошо знать П. А. Гмырю. Что можно сказать о нем как о человеке и руководителе? Петр Арсентьевич никогда не обольщался какими-то временными, сиюминутными успехами. Он жил настоящим и завтрашним днем.

С ним соглашались и не соглашались. Идеи Гмыри принимались его друзьями, единомышленниками и бесповоротно отвергались теми, кто не желал или не мог понять его. Все это было.

К сожалению, не все замыслы Петра Арсентьевича стали реальностью. Во многом из-за того, что живым тормозом в осуществлении его идей становились люди, облаченные властью. Довольно большой властью.

«Хрущевская оттепель», как известно, не сумела поколебать как следует административно – командную систему. Ее служители и одновременно – хранители продолжали навязывать предприятиям свои «гениальные» проекты. С теми, кто был против них, особо не церемонились. В этом пришлось убедиться самому.

Вместе с П. А. Гмырей мне довелось участвовать в работе Пленума обкома партии. На нем тогда рассматривался вопрос об образовании Совнархоза. Шла речь и о перспективах технического перевооружения нашего предприятия. Хорошо помню, как выступал на этом Пленуме Петр Арсентьевич. Он решительно отстаивал свой план дальнейшего развития нашего завода.

В то время вопрос ставился так: что строить, стан «600» или же стан «1700»? Наш директор настаивал на том, чтобы строить стан «1700». Еще тогда он говорил, что на заводе необходимо внедрить прогрессивную технологию непрерывной разливки стали, Он считал, что не следует больше увеличивать объемы мартеновского и доменного производства. А с введением в производство стана «1700», по его задумке, полностью замыкался бы металлургический цикл.

Петр Арсентьевич полагал также, что наше предприятие должно иметь второй выход в сторону Родаково. Так уж исторически сложилось, что наш завод оказался зажат с двух сторон городом. Если такой выход будет, говорил он, завод сможет работать нормально. Шутка ли, чтобы около двух тысяч вагонов заезжали на комбинат с сырьем и выезжали с металлургической продукцией через одни «ворота». На этом встречной пути, пророчил Гмыря, всегда будет «пробка», то есть чрезмерное скопление транспорта. И даже высочайшая техника железнодорожников, по его словам, не позволит избежать этого.

Что сулило предприятию в экономическом плане строительство стана «1700»? Во-первых, мы бы смогли выпускать конечную продукцию, перерабатывая только свой металл. И не было бы нужды использовать завозную продукцию. А сейчас на стан «600» завозятся блюмсы со стороны. Помнится, в местной газете мелькала такая мысль: мы продаем наш готовый прокат дешевле стоимости сырья, из которого он делается. Выходит, на каждой тонне мы имеем потери.

Во-вторых, если бы стан «1700» стал действовать, нам не пришлось бы тратить деньги на строительство «двух ванн» и реализацию других проектов, подчиненных лишь их Его величеству Валу. Да и экологическая обстановка в городе, нетрудно предположить, была бы лучше.

Однако надеждам и замыслам директора не суждено было сбыться. На Пленуме обкома Гмырю обвинили в консерватизме, обязывали его согласиться с решением строить стан «600». Директор возражал, говорил, что для сортопрокатного стана надо дополнительно сооружать блюминг-слябинг, без которого сортопрокатной стан не сможет нормально работать. А это, естественно, потребует новых затрат. Но доводы не принимались.

Позже дали команду вывезти оборудование для стана «1700», которое частично было уже завезено на наше предприятие, и переправить его на ждановский завод имени Ильича.

Однажды мы ехали вместе с Петром Арсентьевичем (это было в конце пятидесятых годов). И вот он нам, говорит: «Запомните, если все будет, как предлагают они, завод наш продержится десять, максимум — пятнадцать лет, а потом будет задыхаться и хромать на все ноги».

Да, повторюсь, многие задумки Петра Арсентьевича не сбылись. И все же он успел сделать то, ради чего, на мой взгляд, стоит жить. Уходя, он оставил свой след на земле. Заметный след.

Записал В. Гвоздев

Гвоздев В. След на земле : [воспоминания И. Е. Никишина о Почетном гражданине Алчевска, бывшем директоре металлургического завода П. А. Гмыре] / В. Гвоздев // За металл. – 1990. – 21 декабря – С. 4.

 

Наверх