Так начиналось…
В 1895 году Донецко- Юрьовское металлургическое общество (ДЮМО) во главе с А. К. Алчевским начало строительство на станции Юрьевка Екатерининской железной дороги (ныне станция Коммунарск) металлургического завода. Наличие казенной железной дороги — рудников с высококачественными коксующимися углями, известняка сулило большие барыши при весьма скромных затратах, тем более что оборудование приобреталось дешево. Так, были установлены старые, уже отслужившие свой срок прокатные станы, закупленные в Бельгии. В рабочей силе тоже не ощущалось недостатка, сюда тянулись обнищавшие и разоряющиеся крестьяне из ближних и дальних губерний.
Селились прибывающие рабочие в соседнем селе Васильевке — в двух километрах от завода и на хуторе Должик. Вблизи завода успешно строились так называемая Старая колония, сплошь состоявшая из бараков и казарм для рабочих, и благоустроенная Административная колония для руководящего персонала и специалистов – иностранцев. Со временем появилась и Новая колония.
26 мая 1896 года была задута первая доменная печь. Эту дату и принято считать днем рождения нашего комбината. В 1901 году после разорения и гибели А. К. Алчевского акции Донецко – Юрьевского металлургического общества сосредоточились в руках франко – бельгийских финансистов. Это привело к еще большему засилью иностранцев на заводе. «Алчевский, бывший основателем обанкротившихся земельного и торгового банков в Харькове, — писал В. И. Ленин, характеризуя тогдашнюю обстановку, — доставал себе правдами и неправдами миллионы рублей для основания и поддержки горнопромышленных предприятий, суливших золотые горы. И заминка в промышленности погубила эти банки и горные предприятия (Донецко – Юрьевское общество). Но что означает эта «гибель» предприятий в капиталистическом обществе? Это означает, что слабые капиталисты, капиталисты «второй величины», вытесняются более солидными миллионерами».
Завод быстро рос и к началу первой мировой войны занимал пятое место среди крупных металлургических предприятий Юга России. В 1913 году он произвел 249 тысяч тонн чугуна, 251 тысячу тонн стали, 210, 5 тысячи тонн проката. Действовали пять доменных и семь мартеновских печей, три конвертера, пять прокатных станов, 60 коксовых печей. Росли и доходы предпринимателей: в 1910 году чистая прибыль общества ДЮМО составила 1, 8 миллиона рублей, а в 1915 — 4, 5 миллиона, то есть за пять лет увеличилась почти в 2, 5 раза.
Тогдашний Алчевск представлял собой грязный, пыльный поселок, без водопровода, канализации, лишенный какой – либо зелени. В 1913 году из 5135 рабочих завода более 3 тысяч ютились в тесных бараках, 542 — в казармах, остальные – в саманных землянках. Условия жизни и труда металлургов были крайне тяжелыми. Рабочий день длился 12 и более часов, почти все делалось вручную. В вагонетку грузили 75 пудов руды и катили ее к домне. Верхние катали часто угорали, за смену их меняли по нескольку раз. Так же вручную велась завалка мартеновских печей, а на нагревательных печах стана «800» трехтонные слитки раскантовывались и выталкивались при помощи обыкновенных ломов, никаких механических приспособлений не было у чугунщиков.
Расценки за одни и те же работы были для женщин на 25 процентов, а для подростков – наполовину меньше, чем для мужчин. Дети десяти – двенадцатилетнего возраста работали вместе со взрослыми по 12 часов, получая 30 – 40 копеек в день.
Ради наживы капиталисты не щадили ни здоровья, ни жизни трудящихся. Никакой техники безопасности на предприятии не было. В непосредственной близости к таким местам, где температура достигала 1500 – 1700 градусов, люди орудовали лопатой или ломом без всякой спецодежды.
Некоторые из заводчиков нагло заявляли, что им более выгодно платить пенсии рабочим за увечья или их семьям за гибель кормильцев на производстве, чем обзаводиться средствами по технике безопасности.
За металл. – 1986. – 19 февраля. – С. 4.
