Танцы-шманцы-обжиманцы
(история танцевальных площадок Алчевска)
Рио-рита, туфли – лодочки на стройных женских ножках, первая любовь, жестокие драки с поножовщиной – все это танцевальные площадки города. Забыть их невозможно, как и свою юность.
Первая летняя танцевальная площадка в Алчевске появилась летом 1929 года. Культурно – массовая работа в городе велась тогда активно, особенно – во Дворце культуры им. Карла Маркса. По вечерам там работала школа пианистов, крутил немое кино киномеханик Борис Бочаров. По вечерам перед заводчанами выступал струнный оркестр под руководством Григория Чудакова.
Алчевская молодежь 30-х умела отдыхать. В старом городе, там, где сейчас находится водолечебница, располагался ярко освещенный летний сад, рядом с ним – танцевальная площадка, на ней по вечерам собирались спортсмены города и рабочая молодежь. Каждый вечер играл духовой оркестр (Духанов, Масляев, Лебедев, Демьяненко, Карлов, Бочаров, Нечаенко и барабанщик Иван Дулин) под руководством Германа Иваненко. Выступления оркестра всегда заканчивались веселым танцем «Забастовка»: музыканты по одному покидали сцену, а последним всегда уходил весёлый барабанщик. После этого покидала танцплощадку многочисленная молодежь, юноши провожали домой своих возлюбленных.

Не удивительно, что при такой любви горожан к танцам, и вообще к культурному отдыху, открытие Парка 1 -го мая в 1947-м стало Событием Года. Строили парк методом народной стройки, каждый комсомолец должен был отработать на стройке две недели.
В парке было оборудовано множество аттракционов, качелей, летняя танцплощадка, огороженная забором, библиотека-читальня, пользовавшаяся большим спросом у жителей города. Работали буфеты и летний театр, где показывали кинофильмы и выступали артисты. Любимым местом отдыха Парк 1-го мая стал для «отца» отечественной космонавтики Сергея Королева. Приезжая в наш город к своей Ксении Винцентини, он непременно сопровождал ее на танцы.
Любопытной была мода тех лет. В 30-40-х мужчины носили рубахи-косоворотки на выпуск, подпоясанные, как правило, узким «кавказским» ремнем с блестящими украшениями, или заправляли в брюки рубашки с отложными воротничками. У публики побогаче были белые костюмы из льняного полотна. В моде были брюки светлых тонов, обувь из парусины серого или белого цвета. Перед выходом на танцы модники начищали обувь зубным порошком. Девушки ходили в цветных ситцевых сарафанах, маркизетовых и крепдешиновых платьях и блузках, юбках темных тонов, обувь – туфли-лодочки, туфли с перепонками и пуговицами, на низком каблуке.
Голову покрывали цветными косынками, кое-кто щеголял в полупрозрачных «газовых» шарфах разных цветов. В 50-е молодые люди носили черные брюки «клеш» и рубашки с отложным воротничком, на голове – фуражки.

Танцы всегда начинались с вальса, потом в моду вошло знаменитое аргентинское танго «Рио-рита».
В пятидесятые годы на танцплощадках собирались все известные люди города. Ошеломляющим успехом у девушек пользовались молодые футболисты Чернощеков, Зарубин, Заторин. Самые красивые девушки Алчевска выбирали спортсменов.
Среди девушек невозможно было не обратить внимание на яркую, статную Кармен. Она уводила с танцев любого парня, понравившегося ей. Если парень сопротивлялся, могла пригрозить ножом, а то и пистолетом. Позже Кармен «прославилась» тем, что застрелила своего молодого мужа за измену. Несколько раз она сидела в тюрьме.
В 50-х в городе начали появляться «дикие» танцевальные площадки. На промышленных предприятиях города тогда работала молодежь, приехавшая со всех уголков СССР. В Алчевске было множество рабочих общежитий.
Свободное вечернее время все их обитатели проводили на танцплощадках.
В 1952-53 годах большой популярностью у молодежи пользовалась танцплощадка на улице Ленинградской – рядом с общежитием (сейчас в этом здании расположен городской отдел милиции).
Еще большим спросом пользовалась «дикая» танцевальная площадка в сквере Ленинского комсомола: с правой стороны от фонтана под гармошку молодежь танцевала до 23 часов.
В 1955-1957 годах очень многолюдно было на трех танцевальных пятачках возле Дворца культуры коксохимиков. С удовольствием танцевали медленные танцы, танго и фокстроты.
Хорошо помню «дикие» танцы в поселке Горького в 1954-56 годах. На улице Комсомольской, за средней школой № 8, импровизированная площадка была прямо на проезжей части. По вечерам собирались на ней до трехсот человек. Танцевали, опять же, под гармошку, а затем гурьбой шли на улицу Орджоникидзе, где танцы продолжались дольше. Случались стычки группировок молодежи, но дерущихся быстро успокаивали. На всех танцплощадках были свои заправилы, и все спорные вопросы решались путем переговоров авторитетов.
Молодежь в то время была отчаянная и не боялась после танцев провожать девчат. А провожать приходилось и на Васильевку, и в новый город, самым же опасным считался район КЗСК, там не редкостью были перестрелки.
В 1959 году вошла в строй летняя площадка «Строитель», находившаяся за плавательным бассейном дворца спорта «Строитель». В 60-х конкуренцию ей составила летняя танцевальная площадка в сквере Ленинского Комсомола, там играл духовой оркестр Дворца культуры им. Карла Маркса под руководством Геннадия Бурдюгова. В очереди за билетами туда приходилось выстаивать до 3-х часов, цена билета – 20 копеек. Бесплатно пройти на танцы было почти невозможно, контролеры стояли очень строгие.
В 1969 году вся молодежь Алчевска, после прогулок по проспекту Ленина, собиралась в группки и к девяти часам вечера подтягивалась на летнюю танцевальную площадку в парке им. Победы. Иногда туда набивалось столько людей, что пройти было невозможно, не то что танцевать.
Рассказывая о городских танцплощадках, нельзя не упомянуть о площадке на заводской базе отдыха в Геленджике. Это был островок нашей – алчевской субкультуры в южном городе. Заводская здравница в Геленджике существовала в течение 36 лет. Думаю, не меньше половины жителей Алчевска успели там отдохнуть и потанцевать на берегу Черного моря.
В пансионат каждое лето приезжал ансамбль «Новички» под руководством семейства Бабаниных. Тогда танцевальная площадка гремела на все Черноморское побережье, ведь танцы были бесплатные и желающих потанцевать было очень много. Танцевали все – и дети, и молодежь, и пенсионеры..
Ах, алчевские танцплощадки… Рио-рита, туфли-лодочки на стройных женских ножках, первая любовь, жестокие драки с поножовщиной. Забыть их невозможно, как и свою юность.
Федор Голофаев
Неделя. – 2008. – 5 Марта. – С. 16.
