Танцы – это тоже история Алчевска
Дискотеки, танцы под музыку разного направления, вечеринки, клубы – понятия, знакомые каждому современному человеку. В разгар лета было бы непоправимой ошибкой не поговорить о танцах и танцевальных площадках. Тем более, что любовь к танцам у жителей нашего города была во все времена. И, тем не менее, кто из нас может назвать, сколько в городе было танцевальных площадок за все времена его существования. Как был раньше организован досуг, что было в моде: и в музыке, и в одежде. «Рио-Рита», туфли-лодочки на стройных женских ножках, первая любовь, жестокие драки с поножовщиной – все это танцевальные площадки. Забыть их невозможно, как и свою недолгую юность.
Обо всем этом расскажет известный спортивный комментатор города и знаток истории Алчевска Федор Федорович Голофаев, посвятив свои воспоминания празднованию Дня города.

Первая летняя танцевальная площадка появилась у нас летом 1929 года. В городе Алчевске в то время очень хорошо была поставлена культурно- массовая работа во дворце им. Карла Маркса. По вечерам там работала школа пианистов, немое кино показывал Борис Бочаров. Перед рабочими выступал также струнный оркестр, руководитель Григорий Чудаков. В состав оркестра входило 12 музыкантов, среди них были Мележко, Регишевский, Шалунов, Начаенко, Булыгин, Шкуренко и другие.
Наша молодежь в 30-е годы любила спорт и умела хорошо отдыхать. В старом городе, где в настоящее время находится водолечебница, был летний сад, ярко освещенный, и рядом – танцевальная площадка, на ней по вечерам собирались спортсмены и рабочая молодежь города. Каждый вечер регулярно играл духовой оркестр, им руководил Герман Фомич Иваненко. Все знали музыкантов оркестра: Духанов, Масляев, Лебедев, Демьяненко, Карлов, Нечаенко и барабанщик Иван Дулин. Вечера обычно заканчивались веселым танцем «Забастовка», когда музыканты по одному покидали сцену, последним уходил всегда веселый барабанщик. Только после этого покидала танцплощадку многочисленная молодежь, и юноши провожали домой своих возлюбленных.
Большим событием в городе стало открытие парка 1 Мая 1947 года. Строился он методом народной стройки, каждый комсомолец должен был отработать там 2 недели. В парке было оборудовано множество аттракционов, качелей, построена летняя танцплощадка, огороженная забором, библиотека – читальня пользовалась большим спросом у жителей города. Регулярно работали буфеты и летний театр, где выступали артисты и показывались интереснейшие кинофильмы. Танцы всегда начинались с вальса, потом в моду вошли аргентинское танго, «Рио-Рита».
Любопытна была и мода тех лет. В 30-е годы мужчины носили рубахи-косоворотки навыпуск, подпоясанные, как правило, «кавказским» ремнем с блестящими украшениями, а также заправленные в брюки рубашки с отложными воротниками. Костюмы были белые из льняного полотна. В моде были брюки светлых тонов, обувь из парусины серого или белого цвета. Перед выходом на танцы модники начищали обувь зубным порошком. Девушки ходили в цветных ситцевых сарафанах, маркизетовых и крепдешиновых платьях и блузках, в юбках темных тонов. Обувь – туфли-лодочки, туфли с перепонками и пуговицами на низком каблуке. Голову покрывали цветными косынками, щеголяли в полупрозрачных газовых шарфах разных цветов. В 50-е годы молодежь носила черные брюки-клеш и рубашки с отложным воротником, на голове фуражка.
Любимым местом отдыха парк им. 1 Мая стал для основателя космических полетов Сергея Павловича Королева, где он встречался со своей будущей женой Ксенией Максимилиановной Винцентини, проживающей в нашем городе. А в пятидесятые годы танцплощадка была сборищем всех знаменитых людей города, но особым успехом у девушек пользовались в то время молодые футболисты Чернощеков, Зарубин, Заморин, Плугин, в которых были влюблены самые красивые девушки города, многие из которых потом стали их женами. На танцах в то время «гремела» красавица Кармен, девушка легкого поведения, которая с танцев уводила любого парня, понравившегося ей на танцплощадке. Если парень сопротивлялся, она угрожала ему пистолетом или ножом. Был такой случай в 1958 году на танцах: мой друг Михаил Юрченко, с которым мы вместе работали и пришли на танцы, понравился Кармен, и она увела его к себе домой. На следующий день он не появился на работе, а позвонил мне и сообщил, что его не выпускают. Так он с ней провел три дня, а мне затем пришлось отчитываться перед его матерью. Позже Кармен прославилась тем, что застрелила своего молодого мужа за измену. Ее несколько раз сажали в тюрьму, но она выходила и снова терроризировала всех парней. Умерла в 90-е годы.
В 1950 году было очень много «диких» танцевальных площадок, которые работали с полной нагрузкой, молодежь танцевала под гармошку. В 1952 – 1953 годах большой популярностью пользовалась у молодежи танцплощадка на ул. Ленинградской во дворе общежития за кинотеатром «Металлург», где сейчас расположен горотдел милиции. Также большим спросом пользовалась «дикая» танцплощадка в сквере им. Ленинского комсомола, с правой стороны от фонтана, под гармошку танцевали до 11 вечера. В то время в наш город на завод приехало очень много молодежи из разных городов Украины, было много рабочих общежитий, и по вечерам все парни и девушки шли на танцы.
В 1955 – 1957 годах было очень многолюдно на танцплощадках возле ДК Коксохимиков, где под гармошку танцевали не только молодые люди, но и взрослые в возрасте до 30 лет. Там было 3 «пятачка», большой популярностью пользовались медленные танцы танго и фокстрот. В основном, танцы начинались в 9 и заканчивались в 11 вечера. Я очень хорошо помню «дикие» танцы на поселке Горького в 1954 – 1956 годах. Так, на улице Комсомольская, за 8 школой, был «пятачок» прямо на проезжей части на асфальте. Собиралось до 300 человек и под гармошку очень весело танцевали и веселились с 8 до 9-30, а затем всей гурьбой шли на улицу Орджоникидзе, где танцы начинались в 9, и молодежь плясала до 11 вечера. Случались на танцах и стычки группировок молодежи, где дерущихся быстро успокаивали бывшие на любых площадках «авторитеты». В то время танцы проводились в разные дни в таких поселках, как Северный, Брикетный, Елино. Вся молодежь поселка Горького посещала танцы, которые доставляли массу удовольствия и девчатам из разных поселков. На всех танцплощадках были свои заправилы и все спорные вопросы решались путем переговоров «авторитетов». После танцев всей гурьбой с веселыми песнями возвращались домой.
В 1959 году вошла в строй летняя танцевальная площадка «Строитель», находившаяся за плавательным бассейном, большим спросом она пользовалась у молодежи 2-3 года. Там играл духовой оркестр, и люди занимали очередь за билетами на танцы за 2-3 часа до начала. Танцы начинались в 20 часов, но основная масса приходила к 19, а зевак, желающих посмотреть, как танцует молодежь, собиралось очень много. В 60-х годах большую конкуренцию «Строителю» составила летняя танцплощадка в сквере им. Ленинского комсомола. Там играл духовой оркестр дворца культуры им. Карла Маркса, руководитель Геннадий Бурдюгов. Эта танцплощадка настолько завоевала популярность, что была организована даже предварительная продажа билетов, в очереди приходилось простаивать до 3 часов, цена билета была 20 копеек. Бесплатно пройти на танцы было почти невозможно, контролеры были очень строгие. Я проходил на танцы через сцену, где были знакомые музыканты, которым разрешали проводить по одному человеку. Всегда дежурила милиция, но и она не всегда успевала задержать нарушителей, часто кто-то из танцующих наступал на ногу и, не успев извиниться, получал нож в грудь, иногда и девчата получали удар в лицо за отказ станцевать с парнем, не понравившемся девушке. Часто после танцев возникали различные потасовки, но милиция успевала вовремя помирить дерущихся. В 1969 году молодые алчевцы после гуляний по проспекту Ленина, где прохаживались, собирались в группы, и к 9 вечера подтягивались к летней танцевальной площадке в парке Победы, где играл духовой оркестр. Здесь могли танцевать польку, вальс, танго и фокстрот. Набивалось людей столько, что пройти было невозможно. Происходило множество знакомств, и парни старались проводить домой понравившихся им девчат. Ребята в то время были отчаянные и не боялись провожать девушек и на Васильевку, и в новый город, и в старый город, но самым опасным был район КЗСК, там всегда «перестревали» и, в основном, снимали часы. Я хоть в то время был знаменитым спортсменом и знал всех заправил в городе, также попадал не раз после проводов девчат с танцев в такие положения, что только смекалка и сила позволяли выходить сухим из воды. Но все равно после каждых танцев приходилось снова и снова совершать подвиги, провожая девчат домой. Я, несмотря на тяжелые тренировки, регулярно посещал танцы в течение 20 лет, и в беседах с однолетками часто вспоминаю те времена, которые доставляли радость нашей молодежи.
Я думаю, читатели с удовольствием вспомнят то время и встречи, проведенные на танцевальных вечерах на открытых летних танцплощадках. Думаю, эту тему может кто-то продолжить и напишет о танцах в закрытых помещениях, особенно в зимнее время во дворце им. Карла Маркса, ДК «Строитель», ДК «Химик», кинотеатре «Металлург», железнодорожном клубе поселка Горького и других местах, где наша молодежь проводила свободное время, и пусть нынешние молодые знают, как их родители, бабушки и дедушки умели веселиться.

В заключение мне хочется рассказать о работе летней танцевальной площадки, находившейся в г. Геленджик. В течение 36 лет существовала эта чудеснейшая здравница, и с уверенностью могу сказать, что более половины жителей Алчевска, проживающих в настоящее время в нашем городе, успело отдохнуть на базе г. Геленджик и потанцевать на танцевальной площадке, находящейся на берегу Черного моря. Каждое лето море неповторимо, особенно для тех, кто помогал проводить отпуск алчевским отдыхающим. В течение последних 10 лет (с 1991 по 2001) мне пришлось работать на этой базе спортивным инструктором и помогать организовывать досуг отдыхающим не только на спортивных, но и на танцевальных площадках. Вы все знаете, что для отпускника значили танцы, конечно, очень страдал первый поток, но для них возле красного уголка устраивали дискотеку, где все желающие могли потанцевать. Но они всегда завидовали тем, кто приезжал сюда в июле и августе. В это время постоянно приезжал сюда ансамбль «Новички» под руководством семейства Бабаниных.
И тогда танцевальная площадка гремела на все Черноморское побережье, ведь танцы были бесплатные, и желающих потанцевать было очень много. На танцах поздравляли лучших рабочих, у кого был день рождения, всем им посвящали любимые песни. Танцевали там все: и дети от мала до велика, и молодежь, и пенсионеры. Как всегда, начинали с вальса, часто объявляли женское танго. Заряд энергии все получали колоссальный. Мне лично ансамбль всегда в конце вечера посвящал песню «Ах, Одесса моя ненаглядная», и я, услышав, что объявляют мою любимую песню, бежал на танцплощадку с таким рвением и желанием танцевать, что многие болельщики хлопали, как на соревнованиях. Теперь осталось только помечтать о таких вечерах на берегу Черного моря.
Ветеран спорта Федор Голофаев
Вечерний Алчевск. – 2011. – 17 августа. – С. 4.
