Триумф Победы.
Виктория оборачивается конфузией
Наверное, многие алчевцы не могут спокойно смотреть на здание бывшего кинотеатра «Металлург», медленно, но верно разрушающееся. Особенно грустно тем, кто помнит его во всей красе, когда поход сюда на новый фильм считался праздником – к нему и готовились, как к празднику. Бегали сюда на свидания, в полумраке кинозала переживали самые волнующе-лирические моменты жизни… Старшему поколению невольно кажется, что вместе со зданием рушится память об их прошлом. Но есть в городе один человек, которому по-настоящему больно видеть, во что превратила бесхозяйственность одно из немногих архитектурных достояний города. Больно не только потому, что он архитектор. Дело в том, что кинотеатр – память о его отце. Именно Василий Иванович Ткаченко ваял скульптурную композицию «Триумф Победы», которая венчает – пока еще – здание.

Виктория оборачивается конфузией
– Отец родился в Харьковской области, в большой семье, – рассказывает Юрий Васильевич Ткаченко. – В голодные годы его, мальчишку, чтобы спасти от истощения и смерти, отправили к родне в Харьков.
Там, в большом городе, он обучался лепке в Доме пионеров, а рисовать любил всегда. Перед войной он поступил в летное училище и сразу пошел в армию, был авиационным механиком. На фронте получил ранение, контузию, лишился пальца…
Наверное, Василий Иванович очень переживал из-за такого увечья – ведь оставался художником в душе и, возможно, мечтал стать им в жизни. Но он был немногословен, говорит сын, не любил пространных воспоминаний. После войны Ткаченко-старший работал связистом и в 1946 году приехал в Алчевск в служебную командировку. Предполагалось – на полгода. Оказалось – навсегда. И не по той лишь причине, что встретил здесь будущую жену. Не менее важным стало то, что обрел себя, обрел возможность воплотить мечты, о которых и вслух-то не говорил. Блестяще сыграл свою роль случай. Хотя о чем мы…
Давно и хорошо известно, что в жизни не бывает случайностей. Это просто бал-маскарад самой судьбы. Она уже приближается к Василию Ивановичу.
А он пока работает, а на досуге лепит разные фигурки и расставляет их на подоконнике своей комнаты в общежитии, находившемся возле нынешней водолечебницы.
– В то время подняли генеральный план развития города, который не смогли реализовать до войны, – продолжает рассказ Юрий Васильевич. – Харьковский институт «Гражданпроект» предоставил чертежи. Готовились строить красивые дома на проспекте, где предусматривалась декоративная отделка фасадов, много лепки: панно, карнизы, балясины. Во дворах планировались фонтаны, тоже с лепными чашами.
Александр Илларионович Скорик, работавший тогда заместителем директора метзавода по капитальному строительству, искал специалистов, которые могли бы взяться за такую работу. И вот, проходя мимо общежития, он увидел на окне фигурки, которые лепил мой отец…
Классик написал бы: «Случилось так, что они встретились». Василий Иванович понял: начинает сбываться мечта. Скорик собрал группу из семи человек, после обучения они сдали в Луганске экзамен на квалификацию мастера лепных архитектурных изделий.
Троих самых способных отобрали для работы над скульптурной группой «Триумф Победы». Среди них оказался и Ткаченко. Можно представить, как он волновался: первая работа, да еще такая серьезная, с глубоким смыслом…
Мастера лепили три фигуры: две мужских, с трубами, а в центре – женская, с лавровым венком. Для нее Василию Ивановичу позировала жена. – Отец рассказывал, что руководил работами Генрих Кюхельройтер, из пленных немцев, – вспоминает Юрий Васильевич. – Наверное, у многих были возражения против того, что такой скульптурой занимается враг, фашист. И тогда придумали, я так полагаю, легенду о том, что Кюхельройтер на фронте ходил за лошадьми, в прямом кровопролитии не участвовал, советских людей не убивал. Не знаю, так ли было на самом деле. Но Генрих был сыном известного в Германии скульптора, сам не чужд этого ремесла, да и человеком оказался хорошим, у отца с ним сложились добрые отношения.
Именно он подсказал отцу делать на продажу копилки, чтобы немного подзаработать, чтобы семья не голодала… Папа сделал из глины модель этой скульптурной группы, она долго у нас хранилась. Этот проект получил диплом 2-й степени. Точно знаю, что раньше он находился в городском музее, а вот есть ли сейчас?
После первого успеха Василий Ткаченко понял, что обрел профессию, о которой мог только мечтать. Командировка в Алчевск оказалась пожизненной. Он работал в крупных строительных организациях, занимался малыми архитектурными формами, садово-парковой скульптурой. Да, знаменитых «девушек с веслом» и «пионеров с горнами» не поставить в один ряд с шедеврами монументалистки, но они делали свое дело. Современные ландшафтные дизайнеры, безусловно, оценили бы эти фигуры на тенистой парковой аллее, на лужайке пионерского лагеря, на площади…

– Когда пришла пора борьбы с архитектурными излишествами, многим коллегам отца показалось, что они потеряли не только работу, но и смысл жизни, – говорит Юрий Ткаченко. – Один из них даже наложил на себя руки, когда скульптуры стали сбрасывать с пьедесталов, разбивать, сваливать в овраг в парке. Папа делал большую, метра три, фигуру сварщика. Она стояла в сквере ДК строителей. Когда собрались на этом месте строить бассейн, отца вызвали к начальнику плотницкого цеха. Тот велел забирать скульптуру. Отец удивился: мол, куда же я ее заберу, такую большую… И ее тоже увезли на свалку. Но Василий Иванович депрессий себе не позволил. Он работал по специальности до 80 лет, в последние годы – в кооперативе, который открыл вместе с сыном. Применение его мастерству находилось, был спрос на лепные изделия..
А уж скульптуры его – фигуры жизнерадостных пионеров и пионерок – и по сей день красуются на территориях детских оздоровительных лагерей. «Куда бы ни поехал – везде они есть», – улыбается Юрий Васильевич. Наверное, они кажутся ему приветом от отца, которого уже нет среди живых.
А вот «Триумф Победы», должно быть, воспринимается укором. «Болит душа», – признается Ткаченко-младший, выбравший в свое время отцовскую строительную специальность. Окончив строительный факультет ДонГТУ, долго преподавал, работал на кафедре архитектуры. Только вот 8 лет назад от любимой работы пришлось отказаться: важнее всего стали заботы о больной дочери, стремление помочь во всем девочке с ограниченными физическими возможностями.

Мысли о Леночке, тревога за ее будущее подтолкнули Юрия Васильевича к идее, которая при помощи специалистов и поддержке городских властей воплотилась в эксперимент по дистанционному обучению детей-инвалидов.
… Словом, хлопот в жизни хватает. А судьба отцовской скульптуры, гибнущей вместе со зданием кинотеатра, все равно не дает покоя.
Юрий Ткаченко был шокирован, посмотрев по местному телевидению пресс-конференцию с главным архитектором города Олегом Подлевским.
Олег Эдуардович во всеуслышание высказался в том духе, что он не в восторге от «сталинского ампира», ему куда более симпатичны стили современной архитектуры. А кроме того, кинотеатр все-таки строили пленные немцы – так стоит ли над ним трястись? Непатриотично как-то…
Вот вам и «Триумф Победы»… Несомненная, как говаривали во времена Петра Великого, виктория оборачивается столь же несомненной конфузией. Триумф кого, чего разворачивается на наших глазах? Добро бы только триумф бесхозяйственности. А еще – короткой памяти, неуважения к прошлому, истории… Общие места, банальности? А вы посмотрите в глаза этого человека, уже не очень молодого и изрядно битого жизненными испытаниями, когда он говорит:
– Трудно мне видеть эти таблички с надписью «Опасная зона», – и отводит взгляд.
Зона действительно опасна.
Но не только тем, что вдруг кирпич на голову упадет: он, как упредил нас литературный гений, просто так никогда не падает. Она опасна другим: забвением.
Юлия Харитон
Неделя. – 2008. – 26 ноября. – С. 6.
