Труд и поиск, помноженные на фантазию

Труд и поиск, помноженные на фантазию

«Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знаний, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества…».

В. И. Ленин.

Все началось более десяти лет тому назад. В то время Надежда Павловна Кутепова преподавала рисование и вела домоводство у старшеклассниц средней школы № 3. Особенно старалась привить девочкам любовь к вышиванию. Нет, не к тем безвкусным, подчас трафаретным вышивкам. Она учила творчески подходить к этому древнейшему виду прикладного искусства. Сама без устали искала новые узоры, рисунки, сочетания цветов. И, как бы невзначай, наталкивала своих учениц на оригинальные решения. Так возникали вышивки, неповторимые по колориту, композиции и исполнению.

В 1963 году Н. П. Кутепова составила первый альбом своих вышивок. Просто так. Для себя. Совершенно случайно альбом увидел методист областного Дома народного творчества. Уговорил Надежду Павловну дать его на время…

Так альбом попал на областную выставку самодеятельных умельцев Ворошиловградщины. Он принес Н. П. Кутеповой первый успех оказался лучшим среди аналогичных работ. Потом будет много выставок, поездок, совещаний самодеятельных художников, тепло славы.,, Но ту первую для себя выставку Надежда Павловна видит, как сейчас.

Первое, что бросается в глаза, когда попадаешь в квартиру Кутеповых, – во всем тонкий вкус, гармоническое сочетание цветов и чувство меры. Внимание привлекают висящие неподалеку друг от друга небольшие картины с видами моря. Ловишь себя на мысли, что никак не можешь определить: акварель это, гуашь или… И лишь подойдя ближе, видишь, что это мастерски исполненные… вышивки. Картины вышиты! Поразительно!

Хозяйка, высокая и подвижная, с добрыми проницательными глазами, подходит к одной из них и удивительно молодым голосом говорит:

– Вот эта называется «Перед бурей». Когда мы отдыхали в Одессе, я увидела море таким. И там же сразу сделала набросок этюд. Вышивала уже в Коммунарске. Намучилась с ней: то нитки никак в цвет не подберешь, то не нравится…

Надежда Павловна показывает несколько вышитых рушников: «Цветы Украины», «Подсолнухи», «Праздничный»… Тонкая ручная работа. Настоящее произведение искусства. Долог путь к каждому из них от первой задумки. Сначала делается эскиз. И на всем протяжении творчества – поиск. Поиск нового, неповторимого.

– Я уже на пенсии. Но разве можно сидеть сложа руки, когда столько мыслей, планов, –  говорит Н. П. Кутепова.

– Задумала создать целую серию (около 20) узоров для рушников.

Она открывает большую пухлую папку. В ней –  эскизы.

– Вот будет «Красная калина», «Виноград», «Красное и черное»…

Настоящая песня в орнаменте и цвете. Какая смелость и фантазия! Сочность красок, неожиданное цветовое сочетание. И, самое главное, традиция – связь, живая связь с узорами, оставленными нам предками.

– На недавнем совещании самодеятельных художников Украины шла речь о том, что мы должны создавать интересные, веселые работы. Чтобы они соответствовали духу времени и в то же время в них чувствовались преемственность, традиции. Чтобы у каждого произведения было свое лицо и оно было связано с народным творчеством, – продолжает Надежда Павловна. – Теперь о том, что меня беспокоит. Ну, вот создаю я узоры. Один рушник в среднем надо вышивать месяц (это при хорошем темпе). А что такое один рушник? Останется он после меня моим детям. И все. Мне же хочется, чтобы такие или подобные рушники появились в каждом доме. Пусть они будут не ручной работы. Не беда…

Для этого возможности есть в самом Коммунарске. Есть же у нас завод хозтоваров, горбыткомбинат, галантерейная фабрика, ателье… Подчас они выпускают такие изделия – полнейшая безвкусица. Глянешь – сердце кровью обливается. Почему бы некоторым предприятиям не освоить декоративную роспись деревянных изделий или выпуск накидок, салфеток с нарядной машинной вышивкой? Это было бы не только выгодно с экономической стороны, но и полезно с эстетической…

Надежда Павловна показывает свои декоративные панно, тарелки, подарочный комплект из дерева «Молодой хозяйке на радость». Стилизованные цветы, сказочные птицы, невиданные растения оживают под рукой мастерицы.

Язык росписи говорит: «Вот стилизованная калина, вот мак, Подсолнухи… Похоже?».

Среди работ Н. П. Кутеповой не только вышивки, декоративные панно, роспись по дереву. Здесь и акварели, и аппликация и графика. У нее уже готовы иллюстрации (графика) к произведениям Леси Украинки. И снова в них, как и в других работах, поражает смелость исполнения и полет фантазии.

Сейчас в областном художественном музее экспонируются ее панно «Слава труду», «День урожая», «Золотая осень», «Сказки русского леса», «Голубые павлины» и другие. Декоративные панно «Слава хлеборобам Украины» и «В труде крепнет дружба» отобраны на республиканский конкурс за право участвовать во Всесоюзном смотре работ самодеятельных художников.

…Небольшая коробка. В ней – медали и красненькая книжица. На одной медали можно прочесть: «Лауреат фестиваля самодеятельных искусств 1967 года». Это был фестиваль в Москве, посвященный 50-летшо Советской власти. Вот еще одна медаль. Ее вручили Надежде Павловне в 1972 году, когда она стала лауреатом республиканского фестиваля самодеятельных искусств, посвященного 50-летию образования СССР.

Красная книжица – удостоверение № 11: «Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 12 сентября 1973 года присвоено звание Заслуженного мастера народного творчества Украинской ССР».

Наш разговор прерывает телефонный звонок. Хозяйка спешит в коридор. Берет трубку:

– Да… Здравствуйте. В школу? Конечно, могу! Приду. Только не сегодня, а через недельку. Обязательно покажу ребятам несколько новых работ. Да, только из больницы: сердце, знаете ли. А сейчас у меня есть одна задумка. Хочу довести до конца. Вы же знаете, пока не закончу – не могу оторваться…

Н. Харитоненко, Ю. Захаров.

Харитоненко Н. Труд и поиск, помноженные на фантазию : [Надежда Павловна Кутепова] / Н. Харитоненко // Огни коммунизма. – 1974. – 2 февраля. – С. 3.

 

Наверх