У каждого в руках своя судьба
25 января 75-летний юбилей отметит Почетный гражданин Алчевска, директор детской художественной школы, талантливый художник Николай Андреевич Солод.
– А, ну-ка, сынок, пойдем ножками, – сказал отец и снял сына с плеч.

Малыш затопал босиком по шелковой траве. «Бери силу, малыш, от нашей матушки-кормилицы». Потомственный хлебороб, он знал цену хлебу, который доставался кровью и потом. С первыми петухами вставал и до позднего вечера пропадал отец в поле. Возвращался уставший, но всякий раз подходил к спящему сыну, гладил непослушные волосы. «Растет кормилец, растет…». Редактор районной газеты, он познавал каждую пядь земли вместе с теми, о ком писал. Его публикации вызывали живой интерес у сельчан.
Село Очеретоватое, что на Полтавщине, радовало глаз своим разноцветьем: незамысловатые дома из соломы и тины, покрытые очеретом и камышом, утопали в садах. Живописнейший уголок на реке Хорол жил ожиданием новизны. Однако 1941 год внес свои коррективы. Отец с первых дней ушел на фронт. Для жителей начался период непосильного труда: в поле до полуночи и на оборонительных работах. По селу проезжали обозы с ранеными солдатами.
Каждый житель делился всем, что было в доме. Детям войны пришлось взрослеть в одночасье. И пошли в село весточки-треугольники. Там, где раздавались крики и плач после прихода почтальона, знали: пришла похоронка. Не миновала печальная весточка с фронта и двор нашего юбиляра. Андрей Васильевич Солод, верный присяге, пал смертью храбрых, защищая Родину. Бабушка гладила по голове внука и со слезами шептала: «Теперь ты кормилец, Коленька».
Оборонительные сооружения не спасли. Фашисты ворвались в село. Хозяева «нового порядка» поселились в доме, а семья стала ютиться в сарае-землянке. Картины военного лихолетья запечатлелись в памяти на всю жизнь. Пройдут годы, и они найдут свое отражение в живописных работах разных лет. После освобождения села от оккупантов сельчане трудились для нужд фронта. И потянулись обозы с хлебом на станцию. Позже на одной из своих картин он изобразит себя, ребенка, у хлебного обоза.
Образ женщины-труженицы тех лет с особой теплотой воплотится в дорогой для него работе – портрете бабушки. О высоком мастерстве художника говорит палитра красок: много оттенков и полутонов голубого, синего, зеленого, коричневого и даже черного. Но они не создают пестроты, не противоречат друг другу, а сливаются в мощный живописный аккорд. Руки, лицо старушки не могут оставить нас равнодушными.

Особенно трудно жилось семьям, в которых отцы погибли на фронте. Так в доме вдовы Елены Порфирьевны появился отчим – офицер-фронтовик.
В первом классе Николка поражает учителей не по годам взрослым суждением о жизни. Унаследовав отличный почерк мамы, выпускает в старших классах стенную газету, иллюстрированную собственными рисунками. По просьбе учителей пишет портреты писателей, полководцев для применения на уроках в качестве наглядного материала. Шаржи на нерадивых учеников в сатирической газете «Колючка» были настолько узнаваемы, что многие побаивались попасть в нее. Ходили в школу по бездорожью, по колено в грязи в распутицу. Фуфайка, резиновые сапоги, латки на локтях и коленках – такой была одежда детей послевоенного времени. И, Боже упаси, чтобы кто-то посмеялся над товарищем.
Помимо занятий в школе, сельские дети, да и городские, работали на прополке длиннющих грядок, на «гребле» собирали в валки сено. И это в десять лет! Успешно окончив десять классов, Коля мечтает стать художником. После неудачной попытки пробиться в Харьковское художественное, поступил в горный техникум, затем – в Стахановское училище. Так по распределению попал в Алчевск.
Работа электрослесарем на шахте «Украина» была трудным испытанием на прочность. Портретные наброски рабочих, большинство из которых – бывшие заключенные, принесли пареньку авторитет. И это трудное время стало для него школой жизни.
1959-й – год призыва в армию. Город Владимир. служба в танковых войсках. Понятия «дедовщина» не существовало: новобранцы жили дружно и весело. При Доме народного творчества солдат посещает изостудию. С благодарностью вспоминает Николай Андреевич Владимира Яковлевича Юкина, который помог ему овладеть азами рисунка, композиции в живописи. За три с половиной года службы в армии командир танка Солод познал не только армейские премудрости, но и овладел навыками художественного мастерства. Что и говорить, юноши тех лет были иной закалки. Да и время было другое.
Стремление многих поступить в вуз было обычным явлением. Конкурсы сумасшедшие: по 10-13, а в театральные, юридические – до 20-ти человек на место. Мест в общежитиях не хватало. Студенты подрабатывали где придется, жили впроголодь. Картошка, хлеб, вода – обычная еда студентов.
Краснодарский университет, на графическом отделении которого он учился, стал для художника «альма-матер». Бывшие его ровесники и сегодня помнят худенького, в военной форме и бушлате юношу, который работал художником в ДК «Химик».
Татьяна, продавец магазина «Книги», что на ул. Кирова, вспоминает.
– Меня поражала его скромность. Другие требуют, кричат. Он же спокойно, с уважением к нам, просил выполнить заказ на книги по искусству. Поэтому, когда внучка моя Ольга Сороковенко захотела в «художку», вопросов не было: такому интеллигентному руководителю можно доверить ребенка.
Заработки художника и сегодня оставляют желать лучшего, а в то время мастер, писавший 60-метровые панно, получал всего 44 рубля. А ведь у него семья, дети. В 1963 году музой и вдохновением для него стала стройная, как березка, голубоглазая блондинка Маргарита, учитель-языковед. Жили по-прежнему скромно. Хорошо, что мать из села присылала посылки с дарами со своего огорода.
Семья давала отдушину и покой. Вместе поднимали детей. Жена радовалась успехам мужа, его интереснейшим работам. Жаль, что некоторые ушли на выставки да там и «осели».
Дети выросли и нашли себя в жизни. Сын Роман окончил строительный факультет ДонГТУ. Дочь Наталья пошла по стопам отца: окончив Луганский институт культуры и искусства, преподает в «художке». Внук Даниил – студент академии искусств. Внук Роман избрал профессию юриста. Третий внук, Артем, еще школьник, посещает музыкалку и танцевальный и еще не знает, кем быть. «Жить по совести» – таково кредо семьи. Все трудятся, радуются успехам друг друга.
Детская художественная школа с 1976 года – детище Николая Андреевича. Это второй дом художника, о котором он постоянно думает и беспокоится. В нем 12 художников высокого класса. С некоторыми мне удалось побеседовать, побывать на их уроках. Приятно было слышать отзывы о юбиляре.
Ольга Михайловна Гайко:
– Работаю в школе 22 года. Поражаюсь умению Николая Андреевича общаться с детьми. Он заботится о них, как отец. Волнуется, чтобы не промокли, не простыли, чем озабочены, не случилось ли что дома. Он прирожденный психолог и педагог! Как художник для меня – авторитет. Его выставки, неутомимость поражают.
К разговору подключается Валентина Петровна Дегтярева:
– А мне нравятся его путевые зарисовки, которые он привозит из отпуска. Например, из Святогорска. Потрясающе классные.
Жители города воочию могли убедиться в плодотворности художника на его выставках.
– После посещения его выставки, – говорят художники Людмила и Владимир Воропаева, – хочется прийти домой и взяться за кисти, пересмотреть и свои работы.
А ведь это отзыв художников, заслуживающих внимание.
Владимир Герасимович Борисенко работает в школе со дня ее основания:
– Я так скажу. То, что сделал Солод как руководитель, не под силу каждому. Много художников в городе, а добиться открытия школы чего-то да стоит. Он организовал коллектив, надлежащий порядок. На личном примере учит, как надо работать. У него энергетика такая, что на долгие годы хватит.
Талантливый художник, журналист, ученик Николая Андреевича Юрий Евгеньевич Белов издал книгу «Николай Солод; живопись, графика» о творчестве нашего юбиляра, в которой раскрыл его и как человека, и как живописца.
За время своего существования школа дала миру плеяду замечательных художников. Сотни ее выпускников: и те, кто продолжили свой жизненный путь в мире искусства, и те, кто окончили школу и работают в других сферах, – с душевной теплотой вспоминают занятия в школе и ее коллектив, а алчевцы, в свою очередь, гордятся ее выпускниками.
Евгений Пискунов после окончания Киевской национальной академии художников работает в Китае. Стас Букало в совершенстве овладел полиграфией (работал над обложкой Евангелия для президентов). Оксана Легкая руководит студией в Турции. Наталья Налесная – художник в ЮАР. Елена Лавренко, Наталья Вовченко, Евгения Войнова, Виктор Буравлев, Елена Чиркова, Юлия Анненкова и многие другие, с отличием окончившие художественную школу, с теплотой вспоминают свою «художку». Школа поистине стала эстетическим центром города. Ее учащиеся завоевали золотые! медали на X, XI, XII, XIII международных конкурсах, награждены медалями на конкурсах детского рисунка в Индии, Париже, России. Разумеется, во всех достижениях большая заслуга принадлежит всему коллективу и ее руководителю.
Начиная писать о Николае Андреевиче Солоде, я испытала трудности, потому что намеревалась «объять необъятное». Так много хотелось сказать о нем как о человеке, скромном и скупом на похвалу. Разумеется, хотелось бы раскрыть его и как разнопланового художника, кисти которого подвластна графика, сюжетные композиции, выполненные в технике линогравюры!
– Школа – моя жизнь. Люблю свой коллектив, детей, хотя порой бываю очень требовательным, – признается он.
Вот такой он, наш художник. Хотелось бы и мне поздравить юбиляра и пожелать ему здоровья и дальнейших творческих успехов.
Эмма Еремина, член Национального союза журналистов Украины
В подготовке статьи использовались материалы книги Ю. Е. Белова «Николай Солод: живопись, графика» (серия «Художники Алчевска»).
Огни. – 2014. – № 4. – 22 января. – С. 14.
